Термин «каботаж» до недавнего времени звучал для многих российских логистов как нечто экзотическое и, в первую очередь, запретное. Каботажные перевозки – это внутренние рейсы по территории одной страны, выполняемые иностранными перевозчиками. Долгое время в России действовал строгий запрет на такие операции для иностранных компаний, призванный защитить отечественный рынок и стимулировать развитие местных транспортных предприятий. Однако с 1 сентября 2025 года ситуация кардинально изменилась: в России официально заработала система каботажных перевозок, позволяющая транспортным компаниям из стран ЕАЭС выполнять внутренние грузоперевозки. Разбираемся, что это нововведение значит для логистики и бухгалтерии.
Что такое каботаж ЕАЭС в российских реалиях: правовой аспект
С 1 сентября 2025 года в России вступила в силу новая система каботажных грузоперевозок для транспортных компаний из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ранее каботаж — перевозка грузов внутри страны иностранными перевозчиками — был в России строго запрещен для граждан ЕАЭС. Теперь сняты эти ограничения, и перевозчики из Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана получили право осуществлять до трех рейсов по российской территории в течение семи дней с обязательным оформлением через электронную систему перевозочных документов.
-
Перевозчик может выполнить не более 3 рейсов в течение 7 дней с момента первой разгрузки.
-
Каждый рейс должен подтверждаться электронной транспортной накладной и оформляться через портал Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
-
Есть обязательство возврата транспортного средства в страну регистрации после выполнения рейсов.
-
Каботажные перевозки касаются преимущественно автомобильного транспорта, другие виды транспорта в рамках этой системы пока не применяются.
Кроме того, введена административная ответственность с крупными штрафами за нарушения условий каботажа для иностранных перевозчиков, что усиливает контроль и порядок на рынке.
Бухгалтерский учет каботажных перевозок: новые вызовы
Разберем важные моменты для бухгалтерского учета каботажных перевозок, такие как ставка налога на добавленную стоимость, размер налога на прибыль, а также другие налоги и сборы, которые могут затронуть осуществление этого вида перевозок.
НДС для каботажа
Услуги каботажных перевозок облагаются по стандартной ставке НДС 20% (С 1 января 2026 года она может повыситься до 22%). Возможность применения нулевой ставки НДС возникает лишь при международных перевозках, однако каботажные рейсы считаются внутренними перевозками, поэтому нулевая ставка здесь не применяется. Российские заказчики выступают налоговыми агентами и обязаны удерживать НДС при оплате услуг иностранным перевозчикам из ЕАЭС. Помимо этого, российские компании, участвующие в каботажных перевозках, могут получить вычет по НДС.
Налог на прибыль
Доходы и расходы, связанные с каботажными перевозками, признаются в налоговом учете. Как мы уже сказали выше, для иностранных организаций, которые не имеют постоянного представительства в РФ, но получают доходы от каботажа, российские заказчики выступают налоговыми агентами по налогу на прибыль, а значит, обязаны исчислить и удержать налог с таких доходов. При наличии постоянного представительства налоговые обязательства иностранной организации регулируются стандартными правилами налогообложения, действующими на территории РФ.
Другие налоги и сборы:
-
С иностранных транспортных средств, эксплуатируемых на территории РФ может взиматься транспортный налог.
-
Акцизы на топливо и возможные дорожные сборы также могут коснуться иностранных перевозчиков при работе в РФ.
-
Особое внимание уделяется контролю за соответствием транспорта требованиям безопасности и весогабаритного контроля.
Валютный контроль
Особенности расчетов с иностранными контрагентами при каботаже требуют соблюдения валютного законодательства. Для совершения платежей иностранным перевозчикам российские компании должны предоставить банкам полный пакет документов, подтверждающих право иностранной компании на осуществление каботажа и расчетов за услуги на территории РФ. Это важно для корректного соблюдения валютного контроля и предотвращения штрафных санкций.
Документальное оформление: от заявки до отчета
Чтобы иностранный перевозчик получил разрешение на осуществление деятельности в РФ, ему нужно оформить заявку в ГИС ЭПД. Этот документ оформляется в электронном виде в машиночитаемом формате и на русском языке.
В заявке в обязательном порядке указываются пункты следования, погрузки и выгрузки груза, его полное наименование, количество, стоимость. Также в документе указываются сведения о международном рейсе перевозчика, предшествующего каботажной перевозке.
Заявка сопровождается дополнительными документами: копией международной накладной, разрешений и других сопроводительных бумаг, которые подтверждают маршрут каботажа. Все прилагаемые бумаги должны подтверждать экономическое и логистическое обоснование маршрута.
Логистические и операционные аспекты: что принесло нововведение
Для логистов изменения в сфере каботажных перевозок открывают новые возможности и ставят новые задачи.
-
Планирование маршрутов. Появится возможность более гибкого планирования маршрутов, оптимизации загрузки транспортных средств, сокращения порожних пробегов. Например, иностранный перевозчик, доставивший груз из своей страны в РФ, сможет взять попутный груз по России, вместо того чтобы возвращаться пустым.
-
Выбор контрагентов. В контексте нововведения ТК стоит пересмотреть критерии проверки надежности иностранных перевозчиков. Помимо стандартных проверок (страховка, лицензии), теперь нужно учитывать их опыт работы в ЕАЭС, репутацию, понимание российских правил.
-
Риски. Возможны задержки при прохождении контроля, штрафы за несоблюдение правил, особенности взаимодействия с контролирующими органами РФ (Ространснадзор, ГИБДД).
-
Взаимодействие с таможенными органами. Для товаров, перевозимых каботажно, особенно если они прошли таможенную очистку при ввозе в ЕАЭС, а затем перемещаются внутри РФ, важно понимать специфику взаимодействия с таможенными органами. Например, не все каботажные рейсы будут требовать таможенного оформления, но могут возникнуть вопросы, если товар имеет особый статус или подлежит контролю.
Рекомендации для бизнеса: как действовать в условиях нововведения
Чтобы максимально эффективно использовать новые возможности и минимизировать риски, компаниям следует предпринять ряд шагов:
-
Провести аудит текущих логистических процессов, оценить, где каботажные перевозки могут быть наиболее выгодны, какие маршруты можно оптимизировать, а где от идеи их использования лучше отказаться.
-
Внимательно следить за всеми изменениями в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, приказах Минтранса и ФНС, касающихся каботажных перевозок в ЕАЭС.
-
Провести обучение для бухгалтеров, логистов, юристов по новым правилам налогообложения, документального оформления и правовым аспектам каботажных перевозок.
-
Внедрить использование электронных перевозочных документов, сервисы электронного документооборота, чтобы упростить взаимодействие всех структур компании и быстро отслеживать ход транспортировок.
-
Привлечь экспертов по международным перевозкам, таможенному оформлению и налогообложению для оценки рисков и разработки оптимальных схем работы.
-
Обновить или создать новые инструкции и положения, описывающие порядок работы с каботажными перевозками, включая шаблоны договоров, формы отчетности, порядок взаимодействия с иностранными контрагентами.
Выводы и рекомендации
Введение каботажных перевозок в ЕАЭС с 1 сентября 2025 года – это значимый шаг на пути к углублению экономической интеграции и созданию единого транспортного пространства. Эти изменения призваны увеличить конкуренцию, оптимизировать логистику и создать новые возможности для бизнеса. Адаптироваться к переменам поможет использование сервисов электронного документооборота и сдачи отчетности.
Быстро передать путевой лист или электронную транспортную накладную позволяет сервис 1С-ЭПД. Он предлагает разные решения для разных типов бизнеса и имеет гибкую тарифную сетку, а еще быстро и просто интегрируется в интерфейс 1С.