Маркировка товарных остатков в рознице
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Обязательная маркировка товаров охватывает всё больше продуктовых групп. Каждый раз, когда правительство объявляет сроки маркировки для новой категории товаров, предприниматели сталкиваются с необходимостью промаркировать остатки — уже введённую в оборот продукцию, на которую не нанесли коды DataMatrix. Разберёмся в том, как быстро и эффективно провести маркировку товарных остатков, чтобы не нарушить установленные правила.

После старта обязательной маркировки для новой товарной категории производитель изделий или их импортёр обязан наносить DataMatrix на ещё не введённую в оборот продукцию. Однако на рынке остаётся множество товаров, которые были произведены и переданы торговым сетям до распространения новых правил. Такую продукцию называют товарными остатками, и они также подлежат обязательной маркировке.

Сроки маркировки товарных остатков устанавливаются приказом об утверждении правил маркировки соответствующей продуктовой группы.

Большая часть товарных категорий давно включена в программу прослеживаемости. Сроки для маркировки остатков такой продукции уже истекли. Например, если вы найдёте на складе несколько пачек сигарет без кода DataMatrix, их нельзя будет промаркировать и ввести в оборот: сделать это нужно было до 1 декабря 2020 года.

Маркировать товарные остатки некоторых видов продукции в 2023 году ещё разрешено. Остатки никотинсодержащей продукции нужно промаркировать до 1 октября 2023 года. В эту группу включены табачные изделия, которые предназначены для потребления путём нагревания, и курительные смеси для кальяна, не содержащие табак. Жидкости для электронных систем доставки никотина и одноразовые вейпы, в состав которых такие жидкости входят, необходимо промаркировать до 1 декабря 2023 года.

Маркировка пива и слабоалкогольных напитков началась недавно, поэтому у участников оборота ещё много времени для того, чтобы нанести коды на эти товары. Продавать немаркированную продукцию, упакованную в кеги, можно до 1 апреля 2024 года. Продажа немаркированных напитков в потребительской упаковке (из стекла или ПЭТ) разрешена до 15 января 2025 года.

В 2023 году завершается работа с остатками обуви. Ранее предприниматели могли маркировать такие остатки по упрощённой схеме. Однако до 1 апреля 2023 года всю обувь, зарегистрированную упрощённо, нужно перемаркировать, описав по полному атрибутивному составу.

Промаркировать товарные остатки и ввести их в оборот должен тот предприниматель, у которого немаркированная продукция находится в собственности в настоящий момент. Например, если товар без кодов обнаружен на складе розничного магазина, то промаркировать остатки обязана розница, а не производитель.

Маркировку остатков товара необходимо провести на платформе «Честный ЗНАК». Для регистрации и работы в системе вам потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Руководитель организации или индивидуальный предприниматель может приобрести такую подпись только в удостоверяющем центре ФНС.

После выпуска УКЭП на компьютер, который вы будете использовать для работы с «Честным ЗНАКом», необходимо установить средство криптографической защиты информации. Кроме того, потребуется заключить договор с оператором электронного документооборота, который будет передавать информацию о движении маркированного товара в систему прослеживаемости.

Подключите Доки и обменивайтесь УПД с кодами маркировки через интернет. Сервис автоматически отправит сведения об обороте товаров в «Честный ЗНАК». Если вы привыкли работать в интерфейсе 1С, попробуйте!.

Коды DataMatrix для товарных остатков можно заказать через Личный кабинет «Честного ЗНАКа». Для начала нужно перейти в раздел «Национальный каталог» и описать продукцию: создать и заполнить техническую карточку для каждого вида изделия. Модераторы «Честного ЗНАКа» проверят документ в течение трёх рабочих дней после заполнения. После того как карточка прошла проверку, её необходимо подписать с помощью УКЭП.

Чтобы заказать коды, из Личного кабинета перейдите в Станцию управления заказами. Оформите заказ нового документа и впишите в него код товара, который был сгенерирован при заполнении технической карточки. Коды маркировки для остатков необходимо оплатить: каждый DataMatrix стоит 50 копеек без учёта НДС

Когда коды получены, нужно подать в «Честный ЗНАК» информацию о вводе товарных остатков в оборот. Откройте в Личном кабинете вкладку «Документы» и создайте документ «Ввод в оборот — маркировка остатков». Коды необходимо распечатать и нанести на упаковку товара или его этикетку.

В компании «Астрал-Софт» вы можете заказать услугу по маркировке остатков «под ключ». Для этого рекомендуем использовать комплекс решений Астрал.Маркировка. Наши сотрудники будут сопровождать вас на каждом этапе внедрения обязательной маркировки: помогут зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе», настроить товароучётную систему и обновить торговое оборудование. Для выбора подходящего тарифа оставьте на сайте.

Маркировка товарных остатков — один из этапов обязательной маркировки продукции. В 2023 году в перечень товаров, на которые распространяются требования обязательной маркировки, входят следующие продуктовые группы:

  • упакованная вода;
  • молочная продукция;
  • лекарственные препараты;
  • пиво и слабоалкогольные напитки;
  • табак, табачные изделия и никотинсодержащая продукция;
  • духи и туалетная вода;
  • товары лёгкой промышленности;
  • обувь;
  • шубы;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • шины и покрышки.

На сайте «Честного ЗНАКа» указаны товарные группы, которые включены в эксперимент по введению обязательной маркировки. Пилотные проекты по маркировке БАДов, антисептиков, велосипедов и кресел-колясок уже завершены. После изучения результатов эксперимента правительство примет решение о том, нужно ли вводить обязательную маркировку для этих категорий. Проект по маркировке медицинских изделий продлится до 31 августа 2023 года. Это означает, что любой участник оборота медизделий может присоединиться к «Честному ЗНАКу», чтобы научиться работать с системой прослеживаемости.

Кроме того, законодатели выделили несколько категорий товаров, которые могут начать маркировать в рамках эксперимента. В 2023 году могут запустить пилотные проекты по маркировке икры и радиоэлектронной продукции. Сейчас приказы о начале таких экспериментов находятся на рассмотрении правительства. Если соответствующие постановления будут приняты, производители, импортёры, оптовые поставщики и розничные магазины смогут протестировать работу в «Честном ЗНАКе», в том числе самостоятельно заказать коды маркировки для остатков товаров.

Чаще всего обязательной маркировке подлежит не вся продуктовая группа, а только конкретные позиции по кодам ТН ВЭД и ОКПД 2. Уточнить, какие именно товары необходимо маркировать, можно на сайте системы прослеживаемости «Честный ЗНАК».

За нарушение порядка и сроков маркировки товаров и их остатков участники рынка несут не только административную, но и уголовную ответственность.

Согласно статье 15.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ, за производство и ввод в оборот продукции без маркировки нарушителя ожидает штраф:

  • от 5 до 10 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • от 50 до 100 тысяч рублей — для юридических лиц.

В обоих случаях немаркированный товар конфискуют.

Если контролирующие органы установят, что предприниматель продавал, хранил, перевозил или приобретал продукцию без маркировки, то товар конфискуют, а на виновных наложат штраф. В соответствии со статьёй 15.12 КоАП РФ, размер выплат составит:

  • от 2 до 4 тысяч рублей — для граждан;
  • от 5 до 10 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • от 50 до 300 тысяч рублей — для юридических лиц.

Нарушения при работе с табачной и алкогольной продукцией наказываются более строго. За производство и ввод в оборот немаркированных изделий виновный обязан заплатить:

  • от 30 до 50 тысяч рублей — должностные лица;
  • от 200 до 300 тысяч рублей — юридические лица.

Оборот алкогольных напитков и табачных изделий без кодов маркировки наказывается штрафами:

  • от 10 до 20 тысяч рублей — для граждан;
  • от 30 до 50 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • от 300 до 500 тысяч рублей — для юридических лиц.

Во всех случаях немаркированный товар будет конфискован.

Уголовная ответственность для нарушителей последует только в определённых ситуациях. В соответствии со статьёй 171.1 Уголовного кодекса РФ, производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированного товара в особо крупном размере наказываются принудительными работами или заключением на срок до трёх лет и уплатой штрафа до 80 тысяч рублей. Альтернативой может стать штраф в размере до 300 тысяч рублей.

За работу с товарами или их остатками с поддельной маркировкой в особо крупном размере также последуют принудительные работы или лишение свободы на срок до трёх лет с уплатой штрафа в размере до 80 тысяч рублей. Альтернативное наказание — взимание штрафа в размере до 400 тысяч рублей.

Автор Елена Янова

Елена Янова

22 марта 2023
7231
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
autohello-finger