Новые штрафы для экспедиторов в 2025-2026 году: полный обзор изменений в КоАП и 87-ФЗ
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Транспортно-экспедиционная отрасль России ожидает кардинальные изменения в системе административной ответственности. Два взаимосвязанных законопроекта полностью преобразуют подходы к регулированию экспедиторской деятельности: один создает обязательный реестр экспедиторов и новые требования, другой вводит жесткие штрафы за их нарушение — от 100 тысяч до 1 миллиона рублей для юридических лиц. Ключевые даты: реестр заработает с 1 марта 2026 года, а электронный документооборот станет обязательным с 1 сентября 2026 года.

Правовая основа изменений

В российском законодательстве действует принцип разделения материальных норм и санкций за их нарушение. Этот подход применяется и в регулировании транспортно-экспедиционной деятельности через два отдельных, но взаимосвязанных законопроекта:
  • Законопроект № 682527-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности"» принят Государственной Думой в третьем чтении 27 мая 2025 года и направлен в Совет Федерации. Этот документ устанавливает материальные требования: создает реестр экспедиторов, вводит обязательную регистрацию, требования к хранению информации и электронному документообороту.
  • Законопроект № 755710-8 «О внесении изменений в КоАП РФ» принят только в первом чтении 28 января 2025 года. Он дополняет статью 11.14.3 КоАП РФ новыми составами административных правонарушений и устанавливает конкретные размеры штрафов за нарушения требований первого законопроекта.

Ключевое разъяснение правовой техники

Важно понимать, что штрафы за нарушения в сфере экспедиторской деятельности вводятся в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), а сами правила и процедуры, за нарушение которых назначаются эти штрафы, устанавливаются в рамках изменений к 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Это стандартная практика российского права: один закон определяет, что можно и нельзя делать (материальные нормы), а другой — какая ответственность грозит за нарушения (санкции). Законопроект № 682527-8 содержит только общую отсылку на то, что за работу без реестра наступает ответственность «в соответствии с законодательством Российской Федерации», а конкретные размеры штрафов устанавливает отдельный законопроект № 755710-8.
Аспект Законопроект № 682527-8 Законопроект № 755710-8
Предмет регулирования Правила и процедуры ЭПД Штрафы за нарушения
Вносит изменения в 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» КоАП РФ (статья 11.14.3)
Статус Принят в 3 чтении (май 2025) Принят в 1 чтении (январь 2025)
Создает реестр Да, с 1 марта 2026 Нет, ссылается на реестр
Устанавливает штрафы Нет, только общая отсылка Да, конкретные размеры
Требует синхронизации Да Да

Основные параметры реестра

С 1 марта 2026 года начнет действовать реестр уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности. Реестр будет вестись в электронной форме на национальной цифровой транспортно-логистической платформе «ГосЛог». Оператором выступит Минтранс России или подведомственная организация.
Право на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности возникает со дня размещения записи в реестре и прекращается при исключении из него. Регистрация будет бесплатной, а обработка заявки займет один рабочий день при предоставлении полного пакета документов.

Требования для включения в реестр

Для регистрации в реестре экспедиторы должны соответствовать ряду критериев. У руководителя организации или индивидуального предпринимателя не должно быть непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности. Также недопустимо наличие двух и более фактов привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере экспедирования в течение последнего года.
Требование Описание Для кого обязательно
Отсутствие судимости У руководителя организации или ИП не должно быть непогашенной судимости за экономические преступления Все экспедиторы
Административная чистота Не более одного административного нарушения в сфере экспедирования за последний год Все экспедиторы
Подача уведомления Подача уведомления о транспортно-экспедиционной деятельности через ГосЛог Все экспедиторы
Сроки подачи До 1 мая 2026 года для действующих экспедиторов (60 дней с 1 марта) Действующие экспедиторы
Хранение информации Обязанность хранить данные о договорах в течение 3 лет на территории РФ Все экспедиторы
Электронные документы Переход на электронный документооборот с 1 сентября 2026 Все экспедиторы
Контроль грузов Проверка и выявление запрещенных предметов при приеме грузов Все экспедиторы
Доступ для проверок Предоставление доступа к информационным системам правоохранительным органам Все экспедиторы

Переходный период

Действующие экспедиторы получают 60 дней с 1 марта 2026 года для подачи уведомлений. Это означает, что у компаний есть около 8 месяцев на подготовку к новым требованиям после вступления основного закона в силу.

Дополнительные детали процедуры

Подача уведомления будет осуществляться через личный кабинет на портале «Госуслуги» с использованием квалифицированной или неквалифицированной электронной подписи. Рассмотрение заявки займет 1 рабочий день при наличии всех необходимых документов, или до 7 рабочих дней при их отсутствии.
Реестр будет вестись в электронной форме на национальной цифровой транспортно-логистической платформе «ГосЛог», оператором которой является Минтранс России.

Текущая система ответственности

В настоящее время действуют два типа штрафных санкций для экспедиторов. По 87-ФЗ установлены гражданско-правовые неустойки: 10% от суммы затрат за односторонний отказ от договора, 10% от суммы расходов за необоснованный отказ клиента от оплаты, 0,1% за каждый день просрочки вознаграждения.
По статье 11.14.3 КоАП РФ предусмотрены административные штрафы только за нарушение проверки достоверности документов: для граждан — 3-5 тысяч рублей, для юридических лиц — 50-100 тысяч рублей.

Планируемые административные штрафы

Новый законопроект значительно расширяет перечень административных правонарушений. За осуществление экспедиторской деятельности без включения в реестр предусмотрены штрафы: для граждан — 3-5 тысяч рублей, для юридических лиц — 100-300 тысяч рублей. При повторном нарушении санкции ужесточаются: до 10 тысяч рублей для физических лиц и от 500 тысяч до 1 миллиона рублей для юридических лиц.
Впервые вводятся оборотные штрафы за нарушение обязанностей по хранению информации. Размер составляет от 0,001 до 0,003% от годовой выручки, но не менее 500 тысяч рублей, а при повторном нарушении — от 0,01 до 0,03% от выручки, но не менее 1 миллиона рублей.

Подведомственность рассмотрения дел

Полномочия по рассмотрению дел о работе без реестра возложат на судей и федеральный орган транспортного надзора (Ространснадзор). Составление протоколов будет осуществляться должностными лицами полиции и ФСБ России.

Поэтапное вступление в силу

Изменения в транспортно-экспедиционной сфере будут внедряться поэтапно. Основной закон № 682527-8 вступает в силу с 1 сентября 2025 года, но большинство ключевых положений начнет действовать позже.
Реестр экспедиторов заработает с 1 марта 2026 года. Обязательное использование электронных экспедиторских документов начнется с 1 сентября 2026 года. Штрафы по КоАП вступят в силу только после принятия соответствующего законопроекта во втором и третьем чтениях.
Дата Событие Описание Законопроект
1 сентября 2025 Вступление в силу основного закона Закон о транспортно-экспедиционной деятельности вступает в силу № 682527-8
1 марта 2026 Начало работы реестра Обязательная регистрация всех экспедиторов в реестре на платформе ГосЛог № 682527-8
30 апреля 2026 Крайний срок регистрации Все действующие экспедиторы должны подать уведомление (60 дней с 1 марта) № 682527-8
1 сентября 2026 Электронные документы Обязательное оформление экспедиторских документов в электронном виде № 682527-8
После принятия Штрафы КоАП Вступят в силу новые административные штрафы за нарушения № 755710-8

Синхронизация законодательных актов

Оба законопроекта требуют синхронного вступления в силу для обеспечения правовой определенности. Сейчас наблюдается временной разрыв: основной закон уже принят, а закон о штрафах находится только на стадии первого чтения.

Хранение и предоставление информации

Экспедиторы будут обязаны хранить на территории России информацию обо всех заключенных договорах в течение трех лет. В перечень обязательной для хранения информации входят сведения о сторонах договоров, привлекаемых лицах, свойствах грузов, маршрутах следования и используемых видах транспорта.
По требованию уполномоченных государственных органов экспедиторы должны предоставлять доступ к информационным системам и передавать грузы для проверки. За нарушение этих обязанностей также предусмотрены оборотные штрафы.

Контроль за запрещенными грузами

Усиливается контроль за перевозкой предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота. При невозможности обеспечить соблюдение требований к перевозке таких грузов оказание экспедиционных услуг не допускается.
В случае выявления запрещенных предметов экспедитор обязан незамедлительно информировать уполномоченные государственные органы. Экспедиторы получают право задерживать груз и даже уничтожать его при наличии неустранимой угрозы.
Поможем при переходе на ЭПД

Подготовка к регистрации

Экспедиторским компаниям необходимо начать подготовку к регистрации в реестре уже сейчас. Следует проверить соответствие руководителей требованиям по отсутствию судимости и минимизировать риски административных нарушений.
Рекомендуется заранее подготовить необходимые документы и изучить процедуру подачи уведомления через платформу «ГосЛог». Регистрация будет проходить исключительно в электронном виде через личный кабинет на портале госуслуг.

Техническая подготовка

Компаниям следует начать подготовку к переходу на электронный документооборот. Необходимо обеспечить соответствие информационных систем требованиям хранения данных на территории России.
Стоит рассмотреть возможность приобретения или аренды оборудования для контроля грузов, хотя конкретные требования к техническому оснащению пока не определены.

Правовая подготовка

Экспедиторам рекомендуется пересмотреть внутренние процедуры работы с документами и клиентами. Следует разработать регламенты взаимодействия с правоохранительными органами и процедуры реагирования на выявление запрещенных грузов.
Важно учесть, что размеры новых штрафов значительно превышают действующие санкции, особенно для юридических лиц. Оборотные штрафы могут составить существенную сумму для крупных компаний.
0
0
0
0
0
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Евгения Мемрук
Практикующий бухгалтер, руководитель аутсорсинговой компании и онлайн-школы «Бизнес и налоги», блогер и преподаватель
Опубликован законопроект о налоговых изменениях: обзор ключевых положений (НДС, УСН, акцизы). Читайте разбор законопроекта
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО
autohello-finger