Транспортно-экспедиционная отрасль России ожидает кардинальные изменения в системе административной ответственности. Два взаимосвязанных законопроекта полностью преобразуют подходы к регулированию экспедиторской деятельности: один создает обязательный реестр экспедиторов и новые требования, другой вводит жесткие штрафы за их нарушение — от 100 тысяч до 1 миллиона рублей для юридических лиц. Ключевые даты: реестр заработает с 1 марта 2026 года, а электронный документооборот станет обязательным с 1 сентября 2026 года.
Два законопроекта — единая система контроля
Правовая основа изменений
В российском законодательстве действует принцип разделения материальных норм и санкций за их нарушение. Этот подход применяется и в регулировании транспортно-экспедиционной деятельности через два отдельных, но взаимосвязанных законопроекта:
-
Законопроект № 682527-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности"» принят Государственной Думой в третьем чтении 27 мая 2025 года и направлен в Совет Федерации. Этот документ устанавливает материальные требования: создает реестр экспедиторов, вводит обязательную регистрацию, требования к хранению информации и электронному документообороту.
-
Законопроект № 755710-8 «О внесении изменений в КоАП РФ» принят только в первом чтении 28 января 2025 года. Он дополняет статью 11.14.3 КоАП РФ новыми составами административных правонарушений и устанавливает конкретные размеры штрафов за нарушения требований первого законопроекта.
Ключевое разъяснение правовой техники
Важно понимать, что штрафы за нарушения в сфере экспедиторской деятельности вводятся в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), а сами правила и процедуры, за нарушение которых назначаются эти штрафы, устанавливаются в рамках изменений к 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Это стандартная практика российского права: один закон определяет, что можно и нельзя делать (материальные нормы), а другой — какая ответственность грозит за нарушения (санкции). Законопроект № 682527-8 содержит только общую отсылку на то, что за работу без реестра наступает ответственность «в соответствии с законодательством Российской Федерации», а конкретные размеры штрафов устанавливает отдельный законопроект № 755710-8.
| Аспект | Законопроект № 682527-8 | Законопроект № 755710-8 |
|---|---|---|
| Предмет регулирования | Правила и процедуры ЭПД | Штрафы за нарушения |
| Вносит изменения в | 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» | КоАП РФ (статья 11.14.3) |
| Статус | Принят в 3 чтении (май 2025) | Принят в 1 чтении (январь 2025) |
| Создает реестр | Да, с 1 марта 2026 | Нет, ссылается на реестр |
| Устанавливает штрафы | Нет, только общая отсылка | Да, конкретные размеры |
| Требует синхронизации | Да | Да |
Обязательный реестр экспедиторов
Основные параметры реестра
С 1 марта 2026 года начнет действовать реестр уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности. Реестр будет вестись в электронной форме на национальной цифровой транспортно-логистической платформе «ГосЛог». Оператором выступит Минтранс России или подведомственная организация.
Право на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности возникает со дня размещения записи в реестре и прекращается при исключении из него. Регистрация будет бесплатной, а обработка заявки займет один рабочий день при предоставлении полного пакета документов.
Требования для включения в реестр
Для регистрации в реестре экспедиторы должны соответствовать ряду критериев. У руководителя организации или индивидуального предпринимателя не должно быть непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности. Также недопустимо наличие двух и более фактов привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере экспедирования в течение последнего года.
| Требование | Описание | Для кого обязательно |
|---|---|---|
| Отсутствие судимости | У руководителя организации или ИП не должно быть непогашенной судимости за экономические преступления | Все экспедиторы |
| Административная чистота | Не более одного административного нарушения в сфере экспедирования за последний год | Все экспедиторы |
| Подача уведомления | Подача уведомления о транспортно-экспедиционной деятельности через ГосЛог | Все экспедиторы |
| Сроки подачи | До 1 мая 2026 года для действующих экспедиторов (60 дней с 1 марта) | Действующие экспедиторы |
| Хранение информации | Обязанность хранить данные о договорах в течение 3 лет на территории РФ | Все экспедиторы |
| Электронные документы | Переход на электронный документооборот с 1 сентября 2026 | Все экспедиторы |
| Контроль грузов | Проверка и выявление запрещенных предметов при приеме грузов | Все экспедиторы |
| Доступ для проверок | Предоставление доступа к информационным системам правоохранительным органам | Все экспедиторы |
Переходный период
Действующие экспедиторы получают 60 дней с 1 марта 2026 года для подачи уведомлений. Это означает, что у компаний есть около 8 месяцев на подготовку к новым требованиям после вступления основного закона в силу.
Дополнительные детали процедуры
Подача уведомления будет осуществляться через личный кабинет на портале «Госуслуги» с использованием квалифицированной или неквалифицированной электронной подписи. Рассмотрение заявки займет 1 рабочий день при наличии всех необходимых документов, или до 7 рабочих дней при их отсутствии.
Реестр будет вестись в электронной форме на национальной цифровой транспортно-логистической платформе «ГосЛог», оператором которой является Минтранс России.
Действующие и планируемые штрафы
Текущая система ответственности
В настоящее время действуют два типа штрафных санкций для экспедиторов. По 87-ФЗ установлены гражданско-правовые неустойки: 10% от суммы затрат за односторонний отказ от договора, 10% от суммы расходов за необоснованный отказ клиента от оплаты, 0,1% за каждый день просрочки вознаграждения.
По статье 11.14.3 КоАП РФ предусмотрены административные штрафы только за нарушение проверки достоверности документов: для граждан — 3-5 тысяч рублей, для юридических лиц — 50-100 тысяч рублей.
Планируемые административные штрафы
Новый законопроект значительно расширяет перечень административных правонарушений. За осуществление экспедиторской деятельности без включения в реестр предусмотрены штрафы: для граждан — 3-5 тысяч рублей, для юридических лиц — 100-300 тысяч рублей. При повторном нарушении санкции ужесточаются: до 10 тысяч рублей для физических лиц и от 500 тысяч до 1 миллиона рублей для юридических лиц.
Впервые вводятся оборотные штрафы за нарушение обязанностей по хранению информации. Размер составляет от 0,001 до 0,003% от годовой выручки, но не менее 500 тысяч рублей, а при повторном нарушении — от 0,01 до 0,03% от выручки, но не менее 1 миллиона рублей.
Подведомственность рассмотрения дел
Полномочия по рассмотрению дел о работе без реестра возложат на судей и федеральный орган транспортного надзора (Ространснадзор). Составление протоколов будет осуществляться должностными лицами полиции и ФСБ России.
Временные рамки и этапы внедрения
Поэтапное вступление в силу
Изменения в транспортно-экспедиционной сфере будут внедряться поэтапно. Основной закон № 682527-8 вступает в силу с 1 сентября 2025 года, но большинство ключевых положений начнет действовать позже.
Реестр экспедиторов заработает с 1 марта 2026 года. Обязательное использование электронных экспедиторских документов начнется с 1 сентября 2026 года. Штрафы по КоАП вступят в силу только после принятия соответствующего законопроекта во втором и третьем чтениях.
| Дата | Событие | Описание | Законопроект |
|---|---|---|---|
| 1 сентября 2025 | Вступление в силу основного закона | Закон о транспортно-экспедиционной деятельности вступает в силу | № 682527-8 |
| 1 марта 2026 | Начало работы реестра | Обязательная регистрация всех экспедиторов в реестре на платформе ГосЛог | № 682527-8 |
| 30 апреля 2026 | Крайний срок регистрации | Все действующие экспедиторы должны подать уведомление (60 дней с 1 марта) | № 682527-8 |
| 1 сентября 2026 | Электронные документы | Обязательное оформление экспедиторских документов в электронном виде | № 682527-8 |
| После принятия | Штрафы КоАП | Вступят в силу новые административные штрафы за нарушения | № 755710-8 |
Синхронизация законодательных актов
Оба законопроекта требуют синхронного вступления в силу для обеспечения правовой определенности. Сейчас наблюдается временной разрыв: основной закон уже принят, а закон о штрафах находится только на стадии первого чтения.
Новые обязанности экспедиторов
Хранение и предоставление информации
Экспедиторы будут обязаны хранить на территории России информацию обо всех заключенных договорах в течение трех лет. В перечень обязательной для хранения информации входят сведения о сторонах договоров, привлекаемых лицах, свойствах грузов, маршрутах следования и используемых видах транспорта.
По требованию уполномоченных государственных органов экспедиторы должны предоставлять доступ к информационным системам и передавать грузы для проверки. За нарушение этих обязанностей также предусмотрены оборотные штрафы.
Контроль за запрещенными грузами
Усиливается контроль за перевозкой предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота. При невозможности обеспечить соблюдение требований к перевозке таких грузов оказание экспедиционных услуг не допускается.
В случае выявления запрещенных предметов экспедитор обязан незамедлительно информировать уполномоченные государственные органы. Экспедиторы получают право задерживать груз и даже уничтожать его при наличии неустранимой угрозы.
Поможем при переходе на ЭПД
Практические рекомендации для экспедиторов
Подготовка к регистрации
Экспедиторским компаниям необходимо начать подготовку к регистрации в реестре уже сейчас. Следует проверить соответствие руководителей требованиям по отсутствию судимости и минимизировать риски административных нарушений.
Рекомендуется заранее подготовить необходимые документы и изучить процедуру подачи уведомления через платформу «ГосЛог». Регистрация будет проходить исключительно в электронном виде через личный кабинет на портале госуслуг.
Техническая подготовка
Компаниям следует начать подготовку к переходу на электронный документооборот. Необходимо обеспечить соответствие информационных систем требованиям хранения данных на территории России.
Стоит рассмотреть возможность приобретения или аренды оборудования для контроля грузов, хотя конкретные требования к техническому оснащению пока не определены.
Правовая подготовка
Экспедиторам рекомендуется пересмотреть внутренние процедуры работы с документами и клиентами. Следует разработать регламенты взаимодействия с правоохранительными органами и процедуры реагирования на выявление запрещенных грузов.
Важно учесть, что размеры новых штрафов значительно превышают действующие санкции, особенно для юридических лиц. Оборотные штрафы могут составить существенную сумму для крупных компаний.
0
0
0
0
0
Читайте по теме
Логистика и грузоперевозки
Можно ли работать с иностранным водителем в штате
08.10.2025
875
Логистика и грузоперевозки
Каботажные перевозки из ЕАЭС с 1 сентября 2025 года: что изменилось для бухгалтера и логиста
03.10.2025
1 188
Логистика и грузоперевозки
Обратный отсчет запущен: с 2026 года грузоперевозки в России становятся полностью цифровыми. Бумажные накладные уходят в прошлое по закону
03.10.2025
697
Логистика и грузоперевозки
Подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве между логистической платформой «Монополия» и ГК «Астрал»
01.10.2025
451
Логистика и грузоперевозки
Чем коммерческий инвойс отличается от проформы-инвойса
29.09.2025
520
Логистика и грузоперевозки
ИП или ООО для грузоперевозок: что выбрать
29.09.2025
2 290
Логистика и грузоперевозки
Повреждение груза при перевозке: ответственность перевозчика и возмещение ущерба
26.09.2025
1 446
Логистика и грузоперевозки
Техосмотр для грузовых автомобилей
24.09.2025
2 346
Логистика и грузоперевозки
Участники процесса грузовых перевозок: права и обязанности сторон
23.09.2025
1 065
Статья была полезна?
100% читателей считают статью полезной
Расскажите подробнее