Новые штрафы для экспедиторов в 2025-2026 году: полный обзор изменений в КоАП и 87-ФЗ
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Транспортно-экспедиционная отрасль России ожидает кардинальные изменения в системе административной ответственности. Два взаимосвязанных законопроекта полностью преобразуют подходы к регулированию экспедиторской деятельности: один создает обязательный реестр экспедиторов и новые требования, другой вводит жесткие штрафы за их нарушение — от 100 тысяч до 1 миллиона рублей для юридических лиц. Ключевые даты: реестр заработает с 1 марта 2026 года, а электронный документооборот станет обязательным с 1 сентября 2026 года.

Правовая основа изменений

В российском законодательстве действует принцип разделения материальных норм и санкций за их нарушение. Этот подход применяется и в регулировании транспортно-экспедиционной деятельности через два отдельных, но взаимосвязанных законопроекта:
  • Законопроект № 682527-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности"» принят Государственной Думой в третьем чтении 27 мая 2025 года и направлен в Совет Федерации. Этот документ устанавливает материальные требования: создает реестр экспедиторов, вводит обязательную регистрацию, требования к хранению информации и электронному документообороту.
  • Законопроект № 755710-8 «О внесении изменений в КоАП РФ» принят только в первом чтении 28 января 2025 года. Он дополняет статью 11.14.3 КоАП РФ новыми составами административных правонарушений и устанавливает конкретные размеры штрафов за нарушения требований первого законопроекта.

Ключевое разъяснение правовой техники

Важно понимать, что штрафы за нарушения в сфере экспедиторской деятельности вводятся в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), а сами правила и процедуры, за нарушение которых назначаются эти штрафы, устанавливаются в рамках изменений к 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Это стандартная практика российского права: один закон определяет, что можно и нельзя делать (материальные нормы), а другой — какая ответственность грозит за нарушения (санкции). Законопроект № 682527-8 содержит только общую отсылку на то, что за работу без реестра наступает ответственность «в соответствии с законодательством Российской Федерации», а конкретные размеры штрафов устанавливает отдельный законопроект № 755710-8.
Аспект Законопроект № 682527-8 Законопроект № 755710-8
Предмет регулирования Правила и процедуры ЭПД Штрафы за нарушения
Вносит изменения в 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» КоАП РФ (статья 11.14.3)
Статус Принят в 3 чтении (май 2025) Принят в 1 чтении (январь 2025)
Создает реестр Да, с 1 марта 2026 Нет, ссылается на реестр
Устанавливает штрафы Нет, только общая отсылка Да, конкретные размеры
Требует синхронизации Да Да

Основные параметры реестра

С 1 марта 2026 года начнет действовать реестр уведомлений о транспортно-экспедиционной деятельности. Реестр будет вестись в электронной форме на национальной цифровой транспортно-логистической платформе «ГосЛог». Оператором выступит Минтранс России или подведомственная организация.
Право на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности возникает со дня размещения записи в реестре и прекращается при исключении из него. Регистрация будет бесплатной, а обработка заявки займет один рабочий день при предоставлении полного пакета документов.

Требования для включения в реестр

Для регистрации в реестре экспедиторы должны соответствовать ряду критериев. У руководителя организации или индивидуального предпринимателя не должно быть непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности. Также недопустимо наличие двух и более фактов привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере экспедирования в течение последнего года.
Требование Описание Для кого обязательно
Отсутствие судимости У руководителя организации или ИП не должно быть непогашенной судимости за экономические преступления Все экспедиторы
Административная чистота Не более одного административного нарушения в сфере экспедирования за последний год Все экспедиторы
Подача уведомления Подача уведомления о транспортно-экспедиционной деятельности через ГосЛог Все экспедиторы
Сроки подачи До 1 мая 2026 года для действующих экспедиторов (60 дней с 1 марта) Действующие экспедиторы
Хранение информации Обязанность хранить данные о договорах в течение 3 лет на территории РФ Все экспедиторы
Электронные документы Переход на электронный документооборот с 1 сентября 2026 Все экспедиторы
Контроль грузов Проверка и выявление запрещенных предметов при приеме грузов Все экспедиторы
Доступ для проверок Предоставление доступа к информационным системам правоохранительным органам Все экспедиторы

Переходный период

Действующие экспедиторы получают 60 дней с 1 марта 2026 года для подачи уведомлений. Это означает, что у компаний есть около 8 месяцев на подготовку к новым требованиям после вступления основного закона в силу.

Дополнительные детали процедуры

Подача уведомления будет осуществляться через личный кабинет на портале «Госуслуги» с использованием квалифицированной или неквалифицированной электронной подписи. Рассмотрение заявки займет 1 рабочий день при наличии всех необходимых документов, или до 7 рабочих дней при их отсутствии.
Реестр будет вестись в электронной форме на национальной цифровой транспортно-логистической платформе «ГосЛог», оператором которой является Минтранс России.

Текущая система ответственности

В настоящее время действуют два типа штрафных санкций для экспедиторов. По 87-ФЗ установлены гражданско-правовые неустойки: 10% от суммы затрат за односторонний отказ от договора, 10% от суммы расходов за необоснованный отказ клиента от оплаты, 0,1% за каждый день просрочки вознаграждения.
По статье 11.14.3 КоАП РФ предусмотрены административные штрафы только за нарушение проверки достоверности документов: для граждан — 3-5 тысяч рублей, для юридических лиц — 50-100 тысяч рублей.

Планируемые административные штрафы

Новый законопроект значительно расширяет перечень административных правонарушений. За осуществление экспедиторской деятельности без включения в реестр предусмотрены штрафы: для граждан — 3-5 тысяч рублей, для юридических лиц — 100-300 тысяч рублей. При повторном нарушении санкции ужесточаются: до 10 тысяч рублей для физических лиц и от 500 тысяч до 1 миллиона рублей для юридических лиц.
Впервые вводятся оборотные штрафы за нарушение обязанностей по хранению информации. Размер составляет от 0,001 до 0,003% от годовой выручки, но не менее 500 тысяч рублей, а при повторном нарушении — от 0,01 до 0,03% от выручки, но не менее 1 миллиона рублей.

Подведомственность рассмотрения дел

Полномочия по рассмотрению дел о работе без реестра возложат на судей и федеральный орган транспортного надзора (Ространснадзор). Составление протоколов будет осуществляться должностными лицами полиции и ФСБ России.

Поэтапное вступление в силу

Изменения в транспортно-экспедиционной сфере будут внедряться поэтапно. Основной закон № 682527-8 вступает в силу с 1 сентября 2025 года, но большинство ключевых положений начнет действовать позже.
Реестр экспедиторов заработает с 1 марта 2026 года. Обязательное использование электронных экспедиторских документов начнется с 1 сентября 2026 года. Штрафы по КоАП вступят в силу только после принятия соответствующего законопроекта во втором и третьем чтениях.
Дата Событие Описание Законопроект
1 сентября 2025 Вступление в силу основного закона Закон о транспортно-экспедиционной деятельности вступает в силу № 682527-8
1 марта 2026 Начало работы реестра Обязательная регистрация всех экспедиторов в реестре на платформе ГосЛог № 682527-8
30 апреля 2026 Крайний срок регистрации Все действующие экспедиторы должны подать уведомление (60 дней с 1 марта) № 682527-8
1 сентября 2026 Электронные документы Обязательное оформление экспедиторских документов в электронном виде № 682527-8
После принятия Штрафы КоАП Вступят в силу новые административные штрафы за нарушения № 755710-8

Синхронизация законодательных актов

Оба законопроекта требуют синхронного вступления в силу для обеспечения правовой определенности. Сейчас наблюдается временной разрыв: основной закон уже принят, а закон о штрафах находится только на стадии первого чтения.

Хранение и предоставление информации

Экспедиторы будут обязаны хранить на территории России информацию обо всех заключенных договорах в течение трех лет. В перечень обязательной для хранения информации входят сведения о сторонах договоров, привлекаемых лицах, свойствах грузов, маршрутах следования и используемых видах транспорта.
По требованию уполномоченных государственных органов экспедиторы должны предоставлять доступ к информационным системам и передавать грузы для проверки. За нарушение этих обязанностей также предусмотрены оборотные штрафы.

Контроль за запрещенными грузами

Усиливается контроль за перевозкой предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота. При невозможности обеспечить соблюдение требований к перевозке таких грузов оказание экспедиционных услуг не допускается.
В случае выявления запрещенных предметов экспедитор обязан незамедлительно информировать уполномоченные государственные органы. Экспедиторы получают право задерживать груз и даже уничтожать его при наличии неустранимой угрозы.

Подготовка к регистрации

Экспедиторским компаниям необходимо начать подготовку к регистрации в реестре уже сейчас. Следует проверить соответствие руководителей требованиям по отсутствию судимости и минимизировать риски административных нарушений.
Рекомендуется заранее подготовить необходимые документы и изучить процедуру подачи уведомления через платформу «ГосЛог». Регистрация будет проходить исключительно в электронном виде через личный кабинет на портале госуслуг.

Техническая подготовка

Компаниям следует начать подготовку к переходу на электронный документооборот. Необходимо обеспечить соответствие информационных систем требованиям хранения данных на территории России.
Стоит рассмотреть возможность приобретения или аренды оборудования для контроля грузов, хотя конкретные требования к техническому оснащению пока не определены.

Правовая подготовка

Экспедиторам рекомендуется пересмотреть внутренние процедуры работы с документами и клиентами. Следует разработать регламенты взаимодействия с правоохранительными органами и процедуры реагирования на выявление запрещенных грузов.
Важно учесть, что размеры новых штрафов значительно превышают действующие санкции, особенно для юридических лиц. Оборотные штрафы могут составить существенную сумму для крупных компаний.
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Чтобы увидеть больше наших решений, загляните в каталог
Перейти
autohello-finger