Оформление грузоперевозок в 2025: обязательный переход на ЭПД и новые требования
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
В 2025 году ожидаются существенные изменения правил оформления грузоперевозок. Благодаря внесению поправок в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», участники рынка столкнутся с рядом нововведений: переход на электронные перевозочные документы, обязательное применение ЭТрН и ужесточение контроля действий экспедиторов.
Разберёмся, почему ЭПД становятся обязательными и что делать бизнесу, чтобы подготовиться к грядущим изменениям, а также расскажем, как оформлять грузоперевозки с учётом различных сценариев.
Госдумой был принят законопроект № 682527-8 о внесении изменений в Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ. Главная проблема текущей редакции закона № 87-ФЗ — отсутствие чёткой схемы отображения экспедитора в транспортной накладной. При использовании бумажной версии компания, предоставляющая экспедиционные услуги, не указывается напрямую. А в электронной транспортной накладной (ЭТрН) экспедитор может не указываться как участник грузоперевозки, особенно если играет роль заказчика. Подобный порядок оформления документов не наделяет участников грузоперевозки равной ответственностью.
Внесение предложенных изменений даст экспедитором возможность легально и прозрачно подтверждать свою роль в перевозочном процессе за счёт применения электронных форматов документов. Общая цифровизация рынка сделает грузоперевозки более упорядоченными и прозрачными для всех участников, что в свою очередь повысит общий уровень безопасности в отрасли.
  • Переход на ЭПД для экспедиторов. В цифровой формат будут переведены все документы грузоперевозки, оформлением которых занимается экспедитор. Все созданные ЭПД нужно будет передавать в государственную информационную систему ГИС ЭПД. При этом экспедитор в обязательном порядке будет отображаться в документах в качестве участника грузоперевозки.
  • Переход на ЭТрН. С 1 сентября 2026 года транспортная накладная будет оформляться исключительно в электронном виде всеми участниками перевозки (грузоотправителями, перевозчиками, грузополучателями и экспедиторами). Речь идёт не только об автомобильных грузоперевозках. Железнодорожная транспортная накладная и грузовая накладная для авиаперевозок также должна оформляться в электронном виде.
  • Создание специального реестра экспедиторов. На базе национальной цифровой платформы «ГосЛог» заработает реестр уведомлений о транспортно-экспедиторской деятельности. Здесь будут регистрироваться все лица, предоставляющие экспедиционные услуги.
ЭПД — это сопроводительный документ перевозки, оформленный в электронном виде (например, транспортная накладная или путевой лист).
Подписываются такие документы квалифицированной электронной подписью, что придаёт им полную юридическую значимость. Возможность применения электронных перевозочных документов вместо бумажных закреплена законодательно (Постановление Правительства от 21 мая 2022 года № 931). Цифровой документооборот в перевозках регулируется информационной системой ГИС ЭПД. Для того чтобы обмениваться электронными перевозочными документами с контрагентами, бизнесу необходимы услуги оператора, включённого в реестр системы ИС ЭПД, например ГК «Астрал» — первой компании, получившей статус аккредитованного оператора ИС ЭПД в России .
Общий сценарий грузоперевозки включает трёх участников: отправитель (дистрибьютор, оптовик, производственное предприятие), перевозчик (транспортная компания, логистический оператор или экспедитор, выступающий в роли перевозчика) и получатель (склад, розничный магазин или любое другое лицо, получающее груз). Чтобы урегулировать отношения между сторонами и подтвердить факт транспортировки и передачи груза, оформляются следующие документы:
  • товарно-транспортная накладная или транспортная накладная в связке с ТОРГ-12;
  • путевой лист;
  • сопроводительная ведомость;
  • акт приёма-передачи груза.
3 600
шт

Стоимость одного документа 6 ₽
Сверх лимита — 7 ₽
12 месяцев

Теперь рассмотрим порядок оформления грузоперевозок по действующим правилам.

Схема оформления без экспедитора

В этом случае оформление грузоперевозки начинается с составления прямого договора между заказчиком и перевозчиком. Ключевым документом, подтверждающим факт осуществления перевозки, является транспортная накладная.

Схема оформления с участием экспедитора

Если в цепочке участвует экспедитор, то прямой договор между заказчиком и перевозчиком не нужен. Экспедитор выступает как посредник и берёт на себя все задачи по организации грузоперевозки: поиск перевозчика, оформление документов, страхование и хранение груза, контроль доставки и т.д.). В процессе экспедитор взаимодействует как с заказчиком, так и с перевозчиком. Помимо транспортной накладной, в цепочке с экспедитором дополнительно составляется договор на транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ), экспедиторская расписка и транспортно-экспедиционное поручение.
Предполагается, что изменения, внесённые законопроектом № 682527-8 в закон № 87-ФЗ, начнут действовать поэтапно.
  • С 1 марта 2026 года — вступят в силу положения о ведении реестра экспедиторов на платформе «ГосЛог», о порядке размещения информации и условиях допуска к транспортно-экспедиционной деятельности.
  • До 1 мая 2026 года — обязательная регистрация в реестре для всех действующих экспедиторов посредством подачи уведомления о транспортно-экспедиционной деятельности.
  • С 1 сентября 2026 года — оформление транспортной накладной и экспедиторских документов строго в электронном виде.
Вышеперечисленные изменения отразятся на деятельности всех участников логистической цепочки. Грузоотправители, перевозчики, экспедиторы и получатели грузов фактически обязаны внедрить электронный документооборот в свою деятельность. Если сейчас применение ЭДО ещё является вопросом выбора, то в скором времени станет новым стандартом рынка.
Эксперты советуют не дожидаться масштабного перехода на ЭПД, а подготовить бизнес к новым реалиям уже сейчас. Всем компаниям, независимо от их роли в грузоперевозках, потребуется направлять документы в ГИС ЭПД. Чтобы подключиться к этой системе, нужно работать через специальных операторов, получивших аккредитацию Министерства транспорта РФ, поэтому также необходимо выбрать оператора ИС ЭПД с которым будет вестись работа, проанализировать используемые схемы документооборота и заранее перестроить их для работы с ЭТрН и прочими электронными перевозочными документами.
Рекомендуем воспользоваться комплексным цифровым решением для оформления грузоперевозок в электронном виде — сервис 1С-ЭПД от ГК «Астрал». Внедрение ЭДО с помощью нашего сервиса поможет своевременно обеспечить соответствие новым требованиям законодательства, быстро и безболезненно перейти на ЭТрН и наладить взаимодействие с ГИС ЭПД.
1С-ЭПД позволит не только автоматизировать оформление перевозочных документов, снизить затраты и ускорить бизнес-процессы, но также избежать штрафов и проблем с госорганами после обязательного перехода рынка на электронный документооборот.
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Чтобы увидеть больше наших решений, загляните в каталог
Перейти
autohello-finger