С 1 сентября 2025 года система взимания платы «Платон» запустила механизм автоматической достройки маршрутов при сбоях навигации. Нововведение решает проблему необоснованных штрафов из-за воздействия средств РЭБ, но создает новые требования к контролю расходов. Бухгалтерам транспортных компаний необходимо пересмотреть процедуры учета, документооборота и взаимодействия с системой. В статье разбираем практические аспекты работы с обновленной системой и готовимся к расширению Платона на региональные дороги.
Как работает автодостройка маршрутов
Система автоматически запускает процедуру реконструкции маршрута при обнаружении пропусков навигационных данных от бортового устройства. На расчет отводится три календарных дня с момента выявления сбоя.
Алгоритм использует данные камер фотовидеофиксации и других технических средств контроля для определения фактического пути следования транспортного средства. Система приоритезирует движение по федеральным автодорогам и строит наиболее вероятный маршрут на основе временных меток прохождения контрольных точек.
Владельцы транспортных средств получают детальные уведомления в личном кабинете о каждом случае автодостройки. Указывается протяженность рассчитанного пути и сумма списанной платы. Вся информация автоматически попадает в отчеты для бухгалтерского и управленческого учета.
Практический пример: маршрут Москва-Петербург
Трассы М-10 «Россия» и М-11 «Нева» демонстрируют сложность автодостройки маршрутов. Дороги пересекаются в шести точках, создавая множество вариантов движения.
Параметр | М-10 «Россия» | М-11 «Нева» |
---|---|---|
Протяженность | 684 км | 669 км |
Максимальная скорость | 90 км/ч | 130 км/ч |
Время в пути | 10-11,5 часов | 6-9 часов |
Стоимость проезда | Бесплатно | ~2000-2200 руб. |
Количество полос | 2-3 полосы | 4-10 полос |
Качество покрытия | Удовлетворительное | Высокое |
Алгоритм принятия решений системы
При сбое навигации система анализирует среднюю скорость движения: 79 км/ч по М-11 против 66 км/ч по М-10. Временная разница в 2,5 часа между маршрутами служит дополнительным критерием для верификации построенного пути.
Точки пересечения М-11 с М-10 расположены на километрах: 58, 149, 208, 258, 334, 543. Алгоритм учитывает данные камер в этих узлах для определения фактически выбранного маршрута.
Многоуровневая схема мониторинга
Этап контроля | Периодичность | Ответственный | Ключевые действия |
---|---|---|---|
Оперативный мониторинг | Ежедневно | Водитель/диспетчер | Контроль баланса, сверка с GPS |
Анализ детализации | Еженедельно | Логист/начальник транспорта | Проверка соответствия маршрутов |
Бухгалтерская сверка | Ежемесячно | Бухгалтер | Документирование расходов |
Налоговый учет | Ежеквартально | Главный бухгалтер | Включение в отчетность |
Контроль автодостройки | По факту уведомлений | Юрист/ответственный | Анализ корректности расчетов |
Документооборот | Постоянно | Бухгалтер | Архивирование отчетов |
Оспаривание | В течение 10 дней | Юрист/руководитель | Подача жалоб при ошибках |
Появление автодостройки требует особого внимания к уведомлениям в личном кабинете. Каждый случай восстановления маршрута должен сверяться с данными GPS-мониторинга и путевыми листами для исключения переплат.
Бухгалтерский учет: новые требования к документообороту
Основные проводки по системе Платон
Операция | Дебет | Кредит | Документ-основание | Примечание |
---|---|---|---|---|
Получение бортового устройства | Забалансовый счет 015 | - | Договор безвозмездного пользования БУ | Стоимость по договору или 1 руб. |
Перечисление аванса оператору | 76.09 "Расчеты с оператором Платон" | 51 "Расчетные счета" | Выписка банка, платежное поручение | Пополнение лицевого счета |
Списание платы за проезд (транспортные компании) | 20 "Основное производство" | 76.09 "Расчеты с оператором Платон" | Отчет-детализация из личного кабинета | После фактического списания оператором |
Списание платы за проезд (торговые компании) | 44 "Расходы на продажу" | 76.09 "Расчеты с оператором Платон" | Отчет-детализация из личного кабинета | Для компаний, доставляющих товар покупателю |
Зачет аванса при списании платы | 76 "Платон - задолженность" | 76.09 "Расчеты с оператором Платон (аванс)" | Бухгалтерская справка | Взаимозачет предоплаты и задолженности |
Возврат бортового устройства | - | Забалансовый счет 015 | Акт возврата БУ | При прекращении использования системы |
Основным документом для подтверждения расходов служит отчет-детализация из личного кабинета. Документ должен быть распечатан и заверен подписью бухгалтера. Обязательно прикладывается путевой лист для подтверждения деловой направленности поездки.
Расходы признаются после фактического списания оператором с лицевого счета организации. При УСН «Доходы минус расходы» затраты включаются в налоговые расходы с 2019 года.
Перспективы расширения на регионы
Текущее состояние проекта развития
Аспект | Текущее состояние | Прогноз на 2026-2027 |
---|---|---|
Статус проекта | Разработка концепции | Пилотное внедрение |
Исполнитель | НИУ «Высшая школа экономики» | РТИТС или новый оператор |
Стоимость контракта | 73,125 млн рублей | Дополнительные инвестиции |
Охват дорог | Концептуальная проработка | Опорная сеть регионов |
Протяженность | 502,4 тыс. км (в 7,5 раз больше федеральных) | Выборочное покрытие 30-40% |
Влияние на тарифы | Неизбежный рост | Увеличение на 15-25% |
Протяженность региональных дорог превышает федеральную сеть в 7,5 раза. По поручению Президента решение должно быть принято до 15 сентября 2025 года. Дефицит финансирования дорожной отрасли до 2030 года составляет 1,73 трлн рублей.
Введение платы на региональном уровне приведет к росту операционных расходов транспортных компаний на 15-25%, что отразится на конечной стоимости товаров для потребителей.
Практические рекомендации по оспариванию
Основания для подачи жалоб
Система предусматривает возможность оспаривания некорректных начислений в течение 10 дней с момента получения постановления. Основные причины для обжалования:
-
Воздействие средств радиоэлектронной борьбы
-
Техническая неисправность бортового оборудования
-
Отсутствие транспортного средства в указанном месте
-
Некорректная работа автодостройки маршрутов
Обращение направляется в Ространснадзор через официальный сайт, по электронной почте (Platonreb@cfo.rostransnadzor.gov.ru) или телефону горячей линии +7 (999) 577-70-56. При отказе остается возможность судебного обжалования по месту совершения правонарушения.
К жалобе прикладываются: детализация движения по расчетной записи, данные GPS-мониторинга, путевые листы, справки о техническом состоянии бортового устройства.