Платон 2025: автодостройка маршрутов и новый учет расходов
С 1 сентября 2026 года ЭТрН станут обязательными для всех — подготовьтесь к цифровому прорыву, который коснётся каждой грузоперевозки в России
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

С 1 сентября 2025 года система взимания платы «Платон» запустила механизм автоматической достройки маршрутов при сбоях навигации. Нововведение решает проблему необоснованных штрафов из-за воздействия средств РЭБ, но создает новые требования к контролю расходов. Бухгалтерам транспортных компаний необходимо пересмотреть процедуры учета, документооборота и взаимодействия с системой. В статье разбираем практические аспекты работы с обновленной системой и готовимся к расширению Платона на региональные дороги.

Система автоматически запускает процедуру реконструкции маршрута при обнаружении пропусков навигационных данных от бортового устройства. На расчет отводится три календарных дня с момента выявления сбоя.

Алгоритм использует данные камер фотовидеофиксации и других технических средств контроля для определения фактического пути следования транспортного средства. Система приоритезирует движение по федеральным автодорогам и строит наиболее вероятный маршрут на основе временных меток прохождения контрольных точек.

Владельцы транспортных средств получают детальные уведомления в личном кабинете о каждом случае автодостройки. Указывается протяженность рассчитанного пути и сумма списанной платы. Вся информация автоматически попадает в отчеты для бухгалтерского и управленческого учета.

Минимальная сумма для автоматического списания снижена со 150 до 110 рублей. Время на корректную обработку данных при неисправности бортового устройства увеличено с одного часа до 48 часов.

Трассы М-10 «Россия» и М-11 «Нева» демонстрируют сложность автодостройки маршрутов. Дороги пересекаются в шести точках, создавая множество вариантов движения.

Параметр М-10 «Россия» М-11 «Нева»
Протяженность 684 км 669 км
Максимальная скорость 90 км/ч 130 км/ч
Время в пути 10-11,5 часов 6-9 часов
Стоимость проезда Бесплатно ~2000-2200 руб.
Количество полос 2-3 полосы 4-10 полос
Качество покрытия Удовлетворительное Высокое

Алгоритм принятия решений системы

При сбое навигации система анализирует среднюю скорость движения: 79 км/ч по М-11 против 66 км/ч по М-10. Временная разница в 2,5 часа между маршрутами служит дополнительным критерием для верификации построенного пути.

Точки пересечения М-11 с М-10 расположены на километрах: 58, 149, 208, 258, 334, 543. Алгоритм учитывает данные камер в этих узлах для определения фактически выбранного маршрута.

Многоуровневая схема мониторинга

Этап контроля Периодичность Ответственный Ключевые действия
Оперативный мониторинг Ежедневно Водитель/диспетчер Контроль баланса, сверка с GPS
Анализ детализации Еженедельно Логист/начальник транспорта Проверка соответствия маршрутов
Бухгалтерская сверка Ежемесячно Бухгалтер Документирование расходов
Налоговый учет Ежеквартально Главный бухгалтер Включение в отчетность
Контроль автодостройки По факту уведомлений Юрист/ответственный Анализ корректности расчетов
Документооборот Постоянно Бухгалтер Архивирование отчетов
Оспаривание В течение 10 дней Юрист/руководитель Подача жалоб при ошибках
Особенности контроля с сентября 2025
Появление автодостройки требует особого внимания к уведомлениям в личном кабинете. Каждый случай восстановления маршрута должен сверяться с данными GPS-мониторинга и путевыми листами для исключения переплат.

Основные проводки по системе Платон

Операция Дебет Кредит Документ-основание Примечание
Получение бортового устройства Забалансовый счет 015 - Договор безвозмездного пользования БУ Стоимость по договору или 1 руб.
Перечисление аванса оператору 76.09 "Расчеты с оператором Платон" 51 "Расчетные счета" Выписка банка, платежное поручение Пополнение лицевого счета
Списание платы за проезд (транспортные компании) 20 "Основное производство" 76.09 "Расчеты с оператором Платон" Отчет-детализация из личного кабинета После фактического списания оператором
Списание платы за проезд (торговые компании) 44 "Расходы на продажу" 76.09 "Расчеты с оператором Платон" Отчет-детализация из личного кабинета Для компаний, доставляющих товар покупателю
Зачет аванса при списании платы 76 "Платон - задолженность" 76.09 "Расчеты с оператором Платон (аванс)" Бухгалтерская справка Взаимозачет предоплаты и задолженности
Возврат бортового устройства - Забалансовый счет 015 Акт возврата БУ При прекращении использования системы

Основным документом для подтверждения расходов служит отчет-детализация из личного кабинета. Документ должен быть распечатан и заверен подписью бухгалтера. Обязательно прикладывается путевой лист для подтверждения деловой направленности поездки.

Расходы признаются после фактического списания оператором с лицевого счета организации. При УСН «Доходы минус расходы» затраты включаются в налоговые расходы с 2019 года.

Текущее состояние проекта развития

Аспект Текущее состояние Прогноз на 2026-2027
Статус проекта Разработка концепции Пилотное внедрение
Исполнитель НИУ «Высшая школа экономики» РТИТС или новый оператор
Стоимость контракта 73,125 млн рублей Дополнительные инвестиции
Охват дорог Концептуальная проработка Опорная сеть регионов
Протяженность 502,4 тыс. км (в 7,5 раз больше федеральных) Выборочное покрытие 30-40%
Влияние на тарифы Неизбежный рост Увеличение на 15-25%

Протяженность региональных дорог превышает федеральную сеть в 7,5 раза. По поручению Президента решение должно быть принято до 15 сентября 2025 года. Дефицит финансирования дорожной отрасли до 2030 года составляет 1,73 трлн рублей.

Введение платы на региональном уровне приведет к росту операционных расходов транспортных компаний на 15-25%, что отразится на конечной стоимости товаров для потребителей.

Основания для подачи жалоб

Система предусматривает возможность оспаривания некорректных начислений в течение 10 дней с момента получения постановления. Основные причины для обжалования:

  • Воздействие средств радиоэлектронной борьбы
  • Техническая неисправность бортового оборудования
  • Отсутствие транспортного средства в указанном месте
  • Некорректная работа автодостройки маршрутов
Процедура подачи жалобы
Обращение направляется в Ространснадзор через официальный сайт, по электронной почте (Platonreb@cfo.rostransnadzor.gov.ru) или телефону горячей линии +7 (999) 577-70-56. При отказе остается возможность судебного обжалования по месту совершения правонарушения.
К жалобе прикладываются: детализация движения по расчетной записи, данные GPS-мониторинга, путевые листы, справки о техническом состоянии бортового устройства.
Автор Виталий Михейкин

Виталий Михейкин

10 сентября 2025
114
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Евгения Мемрук
Практикующий бухгалтер, руководитель аутсорсинговой компании и онлайн-школы «Бизнес и налоги», блогер и преподаватель
Чтобы увидеть больше наших решений, загляните в каталог
Перейти
Подключите Доки и получите 5 МЧД
бесплатно
или со скидкой
Только до 30 сентября для новых клиентов Доки
Перейти
Подключите Доки и получите 5 МЧД
бесплатно
или со скидкой
Только до 30 сентября для новых клиентов Доки
Перейти
autohello-finger