Техосмотр грузовых автомобилей: все, что нужно знать о периодичности, штрафах и оформлении документов
С 1 сентября 2026 года ЭТрН станут обязательными для всех — подготовьтесь к цифровому прорыву, который коснётся каждой грузоперевозки в России
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Техосмотр грузовых автомобилей — обязательная процедура, направленная на обеспечение безопасности перевозок и поддержание исправности транспортных средств. В этой статье расскажем о ключевых особенностях техосмотра для грузового транспорта в 2026 году: порядок проведения процедуры, ее периодичность, перечень проверяемых характеристик и т.д. Данные сведения помогут компаниям эффективно организовать процесс техосмотра и избежать штрафов.

Технический осмотр (ТО) — это процедура, в ходе которой транспортное средство (ТС) проходит комплексную проверку на соответствие установленным требованиям. ТО помогает выявить неисправности, которые могут угрожать безопасности на дороге, и обеспечить исправность всех важных узлов и систем транспортного средства. Итогом техосмотра является выдача диагностической карты, подтверждающей прохождение ТО и отсутствие опасных для эксплуатации дефектов.

Следует отличать техосмотр от обычного предрейсового контроля, который проводится при оформлении путевого листа. В частности, ТО является более комплексной диагностикой ТС и должен проходить с привлечением операторов, аккредитованных в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Предрейсовый контроль проводится регулярно штатными сотрудниками перевозчика и подразумевает оперативную проверку транспорта непосредственно перед выходом на линию.

Порядок проведения технического осмотра грузовых автомобилей в России регулируется рядом НПА, обеспечивающих единые требования к процедурам, периодичности, условиям и регистрации результатов.

  • Федеральный закон от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ. Этот закон устанавливает общий правовой фундамент для проведения технических осмотров транспортных средств на территории РФ. Он определяет правовой статус юридических и физических лиц, порядок аккредитации операторов ТО, условия и сроки проведения проверок, а также требования к оформлению диагностической карты как основного документа, подтверждающего прохождение ТО.
  • Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1434. Документ более детально прописывает правила проведения техосмотра, включая технические требования к транспортным средствам, порядок работы операторов ТО, стандарты диагностического оборудования и формы отчетности. Утверждает методы идентификации неисправностей и регламентирует сроки проверки различных категорий транспортных средств, в том числе грузовиков.
  • Постановление Правительства РФ от 29 июля 2020 года № 1134. Этот документ регулирует организацию и функционирование Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО). Это система, в которой регистрируются все диагностические карты, данные о проведенных техосмотрах, а также обеспечивается контроль и мониторинг соблюдения требований ТО на федеральном уровне.
  • Приказ Минэкономразвития России от 26 марта 2020 года № 173. Устанавливает требования к организациям, которые проводят технический осмотр, включая квалификацию специалистов, оборудование, а также обязательства по ведению электронных записей и взаимодействию с ЕАИСТО.
С 2021 года при прохождении ТО заполняется электронная диагностическая карта, которая заверяется квалифицированной электронной подписью оператора. При необходимости водитель может получить карту на бумажном носителе.

Техосмотр обязателен для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих грузовые автомобили в коммерческих целях. Также обязаны проходить ТО физические лица, использующие грузовики для коммерческих перевозок (например, пассажиров или багажа).

Тип ТС/перевозки Возраст автомобиля Масса (т) Периодичность техосмотра
Грузовики категории N1 От 4 до 10 лет До 3,5 т Раз в 24 месяца
Более 10 лет До 3,5 т Раз в 12 месяцев
Грузовики категории N2 и N3 Любой Более 3,5 т Раз в 12 месяцев
Перевозка пассажиров (более 8 мест для сидения) До 5 лет Любая Раз в 12 месяцев
Более 5 лет Любая Раз в 6 месяцев
Перевозка опасных грузов Любой Любая Раз в 6 месяцев
Грузовики категории N1, с даты изготовления которых прошло менее 4 лет, не нуждаются в техосмотре. Например, для нового грузовика весом до 3,5 т, изготовленного в 2024 году, ТО не потребуется проходить до 2028 года при условии, что этот грузовик используется для обычных перевозок.

Прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям также подлежат обязательному техосмотру, если они используются для перевозки грузов или опасных материалов. Периодичность ТО прицепов также зависит от их возраста и назначения.

Возраст прицепа/полуприцепа Цель использования Периодичность техосмотра
От 4 до 10 лет Любые перевозки Раз в 24 месяца
Более 10 лет Любые перевозки Раз в 12 месяцев
Любой Перевозка опасных грузов Раз в 6 месяцев
Доки
Сервис электронного документооборота с контрагентами
Подробнее
Астрал Подпись
Электронная подпись для ФЛ, работы на госпорталах, участия в торгах и ЭДО
Подробнее
1С-ЭПД
Обмен электронными перевозочными документами
Подробнее

Во время ТО специалисты проводят комплексную диагностику следующих узлов и систем грузового автомобиля:

  • тормозная система, включая пневматические системы для тяжелых грузовиков;
  • рулевое управление;
  • внешние световые приборы;
  • стеклоочистители и стеклоомыватели;
  • шины и колеса;
  • двигатель и его системы;
  • работоспособность тахографа по нормативам, в зависимости от категории автомобиля и типа рейсов (международные/внутренние);
  • прочие элементы конструкции: зеркала, замки дверей, лобовое стекло и т.д;
  • соответствие VIN-номера и других идентификационных данных в документах и на автомобиле.
Если в ходе первичного техосмотра выявлены неисправности, водителю предоставляется 20 календарных дней для их устранения и повторного прохождения диагностики. Повторный осмотр проводится у того же оператора и охватывает только исправленные узлы, что существенно экономит время и деньги. Нарушение сроков приведет к необходимости проходить полный ТО заново по полной цене.

Подготовка грузового автомобиля к техосмотру — один из ключевых этапов, обеспечивающих успешное прохождение проверки с первого раза и избежание лишних затрат на повторный осмотр или штрафы. Важно уделить внимание как техническому состоянию автомобиля, так и документальному сопровождению процедуры.

1
Проверка технического состояния автомобиля. Перед визитом на станцию техосмотра желательно провести собственный первичный осмотр основных технических систем: тормозной системы и рулевого управления, шин и колес, осветительных приборов, двигателя, стеклоочистителей и других важных узлов. Особое внимание уделите состоянию лобового стекла — трещины или затемнение, ухудшающее обзор, могут привести к отказу в прохождении техосмотра. Также проверьте отсутствие течи технических жидкостей и коррозии на элементах кузова и ходовой.
2
Работоспособность тахографа. Для грузовых автомобилей с массой более 3,5 т обязательна установка тахографа. Он должен быть правильно откалиброван, исправен, с актуальными поверками и датой калибровки не старше трех лет. Проверяется наличие распечаток и корректный обмен данными по установленным требованиям.
3
Чистота и внешний вид автомобиля. Автомобиль должен быть чистым, чтобы инспекторы могли визуально проверить номера кузова, рамы и кабины. Регистрационные знаки должны быть хорошо видимы и не повреждены. Также важно, чтобы на кузове не было заметных повреждений, вмятин или очагов ржавчины. Двери и капот должны легко открываться.
4
Наличие обязательных комплектов и документов. Убедитесь, что в автомобиле присутствуют все обязательные комплекты: знак аварийной остановки, огнетушитель, противооткатные упоры, аптечка. Проверьте наличие и корректность всех документов на транспортное средство — паспорт, свидетельство о регистрации (СТС), доверенность при необходимости. Номера кузова и шасси должны соответствовать данным в документах.
5
Удаление посторонних предметов с обзорных зон. С лобового стекла нужно снять все стикеры и аксессуары, которые могут препятствовать обзору или проверке инспектором. Это одна из частых претензий при прохождении техосмотров.

Наличие действующей диагностической карты — обязательное условие для легального использования грузового автомобиля в коммерческих перевозках. Отказ от техосмотра или несоблюдение правил его прохождения может привести к административным штрафам по статьям 12.5 и 19.22 КоАП РФ:

  • для водителей — 2 000 рублей;
  • для юридических лиц или ИП — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • должностным лицам, ответственным за эксплуатацию транспортных средств — 500 рублей.
При аренде грузовика именно перевозчик несет ответственность за отсутствие ТО, так как именно он выпускает автомобиль на линию. В большинстве случаев суды подтверждают штрафы к арендатору, а не арендодателю, если договор аренды не предусматривает иное. Водитель штрафуется отдельно, даже если ответственность уже возложена на компанию. Таким образом, штрафы могут применяться одновременно к нескольким лицам.

Ниже представлены рекомендации, которые помогут бизнесу не только соблюсти требования законодательства, но также повысить общую эффективность и безопасность эксплуатации грузового транспорта и упростить документооборот.

  • Организуйте плановые предрейсовые осмотры — обязательную проверку технического состояния автомобиля перед каждым рейсом. Это поможет вовремя выявить неисправности и снизить риск аварий и простоев.
  • Проводите внутренние послерейсовые и периодические технические проверки силами штатного персонала для поддержания автомобиля в исправном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации.
  • Обучайте водителей и технический персонал правилам прохождения техосмотров, правильному ведению документации и работе с цифровыми системами. Регулярные инструктажи повышают дисциплину и безопасность.
  • Планируйте техосмотр заранее, особенно если у вас большой автопарк. Использование передвижных диагностических станций на месте стоянки позволяет значительно сэкономить время и организовать массовое обслуживание грузовиков.
  • Используйте цифровые платформы и специализированные приложения для оформления перевозочных документов в электронном виде. Диагностические карты уже переведены в цифровой формат, и некоторые перевозочные документы уже в ближайшее время станут оформляться строго в электронном виде. Воспользуйтесь готовыми решениями для перехода на ЭДО, например, 1С-ЭПД.
Автор Дарья Алексеева

Дарья Алексеева

24 сентября 2025
75
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Евгения Мемрук
Практикующий бухгалтер, руководитель аутсорсинговой компании и онлайн-школы «Бизнес и налоги», блогер и преподаватель
Чтобы увидеть больше наших решений, загляните в каталог
Перейти
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО
Подключите Доки и получите 5 МЧД
бесплатно
или со скидкой
Только до 30 сентября для новых клиентов Доки
Перейти
Подключите Доки и получите 5 МЧД
бесплатно
или со скидкой
Только до 30 сентября для новых клиентов Доки
Перейти
autohello-finger