Техосмотр грузовых автомобилей — обязательная процедура, направленная на обеспечение безопасности перевозок и поддержание исправности транспортных средств. В этой статье расскажем о ключевых особенностях техосмотра для грузового транспорта в 2026 году: порядок проведения процедуры, ее периодичность, перечень проверяемых характеристик и т.д. Данные сведения помогут компаниям эффективно организовать процесс техосмотра и избежать штрафов.
Что такое техосмотр
Технический осмотр (ТО) — это процедура, в ходе которой транспортное средство (ТС) проходит комплексную проверку на соответствие установленным требованиям. ТО помогает выявить неисправности, которые могут угрожать безопасности на дороге, и обеспечить исправность всех важных узлов и систем транспортного средства. Итогом техосмотра является выдача диагностической карты, подтверждающей прохождение ТО и отсутствие опасных для эксплуатации дефектов.
Законодательство о техосмотре грузовых автомобилей
Порядок проведения технического осмотра грузовых автомобилей в России регулируется рядом НПА, обеспечивающих единые требования к процедурам, периодичности, условиям и регистрации результатов.
-
Федеральный закон от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ. Этот закон устанавливает общий правовой фундамент для проведения технических осмотров транспортных средств на территории РФ. Он определяет правовой статус юридических и физических лиц, порядок аккредитации операторов ТО, условия и сроки проведения проверок, а также требования к оформлению диагностической карты как основного документа, подтверждающего прохождение ТО.
-
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1434. Документ более детально прописывает правила проведения техосмотра, включая технические требования к транспортным средствам, порядок работы операторов ТО, стандарты диагностического оборудования и формы отчетности. Утверждает методы идентификации неисправностей и регламентирует сроки проверки различных категорий транспортных средств, в том числе грузовиков.
-
Постановление Правительства РФ от 29 июля 2020 года № 1134. Этот документ регулирует организацию и функционирование Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО). Это система, в которой регистрируются все диагностические карты, данные о проведенных техосмотрах, а также обеспечивается контроль и мониторинг соблюдения требований ТО на федеральном уровне.
-
Приказ Минэкономразвития России от 26 марта 2020 года № 173. Устанавливает требования к организациям, которые проводят технический осмотр, включая квалификацию специалистов, оборудование, а также обязательства по ведению электронных записей и взаимодействию с ЕАИСТО.
Кому и как часто нужно проходить техосмотр
Техосмотр обязателен для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих грузовые автомобили в коммерческих целях. Также обязаны проходить ТО физические лица, использующие грузовики для коммерческих перевозок (например, пассажиров или багажа).
Тип ТС/перевозки | Возраст автомобиля | Масса (т) | Периодичность техосмотра |
---|---|---|---|
Грузовики категории N1 | От 4 до 10 лет | До 3,5 т | Раз в 24 месяца |
Более 10 лет | До 3,5 т | Раз в 12 месяцев | |
Грузовики категории N2 и N3 | Любой | Более 3,5 т | Раз в 12 месяцев |
Перевозка пассажиров (более 8 мест для сидения) | До 5 лет | Любая | Раз в 12 месяцев |
Более 5 лет | Любая | Раз в 6 месяцев | |
Перевозка опасных грузов | Любой | Любая | Раз в 6 месяцев |
Прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям также подлежат обязательному техосмотру, если они используются для перевозки грузов или опасных материалов. Периодичность ТО прицепов также зависит от их возраста и назначения.
Возраст прицепа/полуприцепа | Цель использования | Периодичность техосмотра |
---|---|---|
От 4 до 10 лет | Любые перевозки | Раз в 24 месяца |
Более 10 лет | Любые перевозки | Раз в 12 месяцев |
Любой | Перевозка опасных грузов | Раз в 6 месяцев |
Что проверяют на техосмотре
Во время ТО специалисты проводят комплексную диагностику следующих узлов и систем грузового автомобиля:
-
тормозная система, включая пневматические системы для тяжелых грузовиков;
-
рулевое управление;
-
внешние световые приборы;
-
стеклоочистители и стеклоомыватели;
-
шины и колеса;
-
двигатель и его системы;
-
работоспособность тахографа по нормативам, в зависимости от категории автомобиля и типа рейсов (международные/внутренние);
-
прочие элементы конструкции: зеркала, замки дверей, лобовое стекло и т.д;
-
соответствие VIN-номера и других идентификационных данных в документах и на автомобиле.
Как подготовить грузовое авто для прохождения техосмотра
Подготовка грузового автомобиля к техосмотру — один из ключевых этапов, обеспечивающих успешное прохождение проверки с первого раза и избежание лишних затрат на повторный осмотр или штрафы. Важно уделить внимание как техническому состоянию автомобиля, так и документальному сопровождению процедуры.
Что будет, если грузовик не прошел ТО
Наличие действующей диагностической карты — обязательное условие для легального использования грузового автомобиля в коммерческих перевозках. Отказ от техосмотра или несоблюдение правил его прохождения может привести к административным штрафам по статьям 12.5 и 19.22 КоАП РФ:
-
для водителей — 2 000 рублей;
-
для юридических лиц или ИП — от 30 000 до 50 000 рублей;
-
должностным лицам, ответственным за эксплуатацию транспортных средств — 500 рублей.
Дополнительные рекомендации для владельцев ТС и водителей
Ниже представлены рекомендации, которые помогут бизнесу не только соблюсти требования законодательства, но также повысить общую эффективность и безопасность эксплуатации грузового транспорта и упростить документооборот.
-
Организуйте плановые предрейсовые осмотры — обязательную проверку технического состояния автомобиля перед каждым рейсом. Это поможет вовремя выявить неисправности и снизить риск аварий и простоев.
-
Проводите внутренние послерейсовые и периодические технические проверки силами штатного персонала для поддержания автомобиля в исправном состоянии на протяжении всего срока эксплуатации.
-
Обучайте водителей и технический персонал правилам прохождения техосмотров, правильному ведению документации и работе с цифровыми системами. Регулярные инструктажи повышают дисциплину и безопасность.
-
Планируйте техосмотр заранее, особенно если у вас большой автопарк. Использование передвижных диагностических станций на месте стоянки позволяет значительно сэкономить время и организовать массовое обслуживание грузовиков.
-
Используйте цифровые платформы и специализированные приложения для оформления перевозочных документов в электронном виде. Диагностические карты уже переведены в цифровой формат, и некоторые перевозочные документы уже в ближайшее время станут оформляться строго в электронном виде. Воспользуйтесь готовыми решениями для перехода на ЭДО, например, 1С-ЭПД.
FAQ
Почему так важен исправный тахограф?
Тахограф — это устройство, контролирующее режим труда и отдыха водителя, а также скорость движения грузового автомобиля. Исправный тахограф помогает снизить риск аварий, связанных с усталостью водителя, фиксируя нарушения графика работы. Кроме того, данные тахографа используются в судах для объективного рассмотрения ДТП и нарушений. Нарушения в работе тахографа ведут к административным штрафам и недействительности данных, что повышает риски для водителя и компании.
Нужен ли техосмотр на грузовую газель?
Грузовая газель относится к категории грузовиков с разрешенной максимальной массой до 3,5 т. Если такой автомобиль используется в коммерческих целях, для него предусмотрена периодичность прохождения техосмотра, соответствующая грузовикам категории N1: раз в 24 месяца или раз в 12 месяцев.
Нужно ли возить с собой диагностическую карту?
С 2021 года диагностическая карта техосмотра оформляется в электронном виде и хранится в единой базе данных. Водителю не обязательно возить с собой бумажный вариант. Однако рекомендуется иметь электронный доступ к диагностической карте для предъявления ее контролирующим органам при необходимости.