Для чего нужна электронная подпись
Электронной цифровой подписью сегодня обзаводятся и предприниматели, и многие обычные граждане. В цифровом пространстве с её помощью проще вести дела и взаимодействовать с государственными органами. ЭЦП — необходимый инструмент для подтверждения авторства документов, имеющий защиту от подделок. Получить её достаточно просто, обратившись в удостоверяющий центр. Рассмотрим вопросы: как пользоваться электронной подписью, и какие «инструменты» для этого будут нужны?
Зачем может понадобиться электронная цифровая подпись
ЭЦП, являющаяся аналогом ручной подписи, создаётся при помощи криптографического преобразования данных. Доступ к этой информации имеется только у владельца сертификата подписи и ключей (открытого и закрытого). Открытый ключ необходим для подтверждения подлинности, а закрытый — для подписания документов.
Используют электронную подпись во многих сферах, включая торговлю, документооборот компаний и взаимодействие с контрагентами. Она необходима для защиты документов от подделок или внесения в них изменений уже после постановки подписи и подтверждения авторства.
Существует несколько видов ЭЦП: простая, неквалифицированная и квалифицированная. В зависимости от вида она подходит для тех или иных целей. Перед тем, как начать пользоваться электронной подписью, нужно разобраться с тем, какие для этого потребуются «инструменты». Рассмотрим их на примере квалифицированной ЭЦП, самой актуальной сегодня.
Криптопровайдер
Во-первых, это установка особого программного обеспечения для работы с криптографическими алгоритмами. Оно даст возможность зашифровывать и расшифровывать данные. Самыми популярными криптопровайдерами считаются КриптоПро CSP, ViPNet CSP и Signal-COM CSP.
Сертификат с закрытым ключом
Он выдаётся в удостоверяющем центре при заказе ЭЦП. Содержится на специальном носителе (токене), внешне похожем на флешку. При проведении операций криптопровайдер взаимодействует с этим носителем и получает доступ к закрытому ключу. Качественные токены с высоким уровнем защиты выпускают разные производители, наиболее популярные из которых — Рутокен и JaСarta.
Настроенное рабочее место
Необходима установка корневых сертификатов центра, выдавшего вам сертификат ЭП. Также необходима грамотная настройка браузера на компьютере, который будет позволять проводить нужные операции. Если начать работу в браузере, в котором стоят настройки по умолчанию, использование ЭЦП будет невозможным из-за политики безопасности современных ОС. Может потребоваться не только изменение настроек пользователя, но и установка плагинов. Еще для работы надо установить программу для криптозащиты информации (СКЗИ).
Если подготовка инструментов к работе проведена правильно, то вам обеспечено корректное использование ЭЦП. При желании можно обратиться за помощью в настройке в специализированную компанию.
Как подписать документ ЭЦП
После установки на компьютер программы СКЗИ, в меню операционной системы добавляется специальный раздел. Рассмотрим подписание документов на примере программы «Крипто-АРМ».
Правой кнопкой мышки нужно кликнуть по документу и выбрать в меню «Крипто-АРМ», затем нажать «Подписать и зашифровать». При этом запустится мастер создания электронной подписи, объясняющий дальнейшие несложные действия. В результате, возле документа появится файл электронной подписи — документ.doc.sig.
Если нужно подписать текстовый документ Microsoft Office, шаги будут следующие:
в программе Word найти вкладку «Файл» и открыть пункт «Сведения»;
в появившемся списке выбрать «Защита документа»;
кликнуть «Добавить цифровую подпись»;
выбрать из списка нужный сертификат подписи;
нажать «Ок».
Если сертификатов к вашему ПК прикреплено несколько, Word сразу предложит последнюю версию. Останется лишь заполнить поля и нажать «Подписать». После этого документ станет недоступным для редактирования, а рядом с ним появится файл электронной подписи в том же формате (документ.doc.sig).
ЭЦП может также применяться при создании графических файлов. Здесь она послужит защитой авторства фотографий или рисунков.
Например, чтобы поставить подпись в файле PDF, нужно войти в установленную на компьютер программу криптопровайдера, открыть меню и выбрать пункт «Работа с сертификатами», затем выбрать «Подписание» и в появившемся окошке найти нужный контейнер закрытого ключа электронной цифровой подписи. Осталось лишь указать местоположение электронной подписи на документе.
Как работать с ЭП внутри информационных систем
Работа с системами зависит от требований каждой из них. Например, чтобы работать в облачной системе, нужно должным образом подстроить свой браузер. То есть, скачать и установить нужные плагины и скорректировать программные настройки. Для взаимодействия с крупной площадкой для торгов «Сбербанк-АСТ» применяется плагин от Microsoft — Capicom. Если речь идёт о портале Госуслуги, то там потребуется свой плагин, работающий в любом браузере.
Кроме того, работа с ЭП на конкретном интернет-ресурсе осуществляется через интерфейс этого ресурса. Интерфейсы бывают разные, но принцип работы с подписью обычно схож. Он включает создание нового документа в самой программе или его загрузку с компьютера, и подписание. Для торговых интернет-площадок простой вариант подписи не подходит. Для этого потребуется оформление квалифицированной ЭЦП. Также перед началом торгов необходимо зарегистрироваться на выбранной площадке и пройти на ней аккредитацию, приложив к заявке копии документов. После завершения этих процессов все ваши действия будут подтверждаться только при помощи ЭЦП, поскольку ваши данные будут храниться на сервере торговой площадки.
Бывают случаи, когда система отказывается принимать сертификат. Это обычно происходит в случае, если он не подходит для работы в данной информационной системе или закончился его срок годности. Многие торговые площадки не принимают сертификаты, выпущенные неаккредитованными УЦ. Также возможны проблемы технического плана, которые зависят как от настроек самого пользователя, так и от технических особенностей площадки.
Заказывайте сертификат ЭЦП только в проверенных удостоверяющих центрах, например, в УЦ "Астрал-М". Наши специалисты подскажут, какие необходимо собрать документы для получения ЭЦП, подберут тариф и выдадут электронную подпись по регламенту.
Оформите заявку на выпуск ЭЦП прямо сейчас на сайте или получите консультацию по телефону.