Внедрение в России электронного документооборота — процесс неизбежный. Всё больше компаний переходят на подписание и передачу основных документов в формате ЭДО. Обязательным элементом такого формата является электронная подпись (ЭЦП), которая бывает нескольких видов и выбирается, в зависимости от поставленных задач. Поэтому многих предпринимателей интересует вопрос — какую электронную подпись выбрать, где её можно заказать и как правильно хранить ключи защиты?
На что обратить внимание перед покупкой ЭЦП
ЭЦП нужна для того, чтобы регулировать документооборот внутри компании, обмениваться счетами-фактурами между контрагентами, подписывать отчёты для налоговой службы, участвовать в торгах. Электронная цифровая подпись может быть:
Простой — для подтверждения авторства. Чаще всего её используют физические лица, а не организации, для осуществления онлайн-покупок или работы с сайтом Госуслуг (оплата налогов, штрафов).
Неквалифицированной, которая используется внутри компаний и защищена от подделок криптографическим механизмом. Она помогает подтвердить данные автора документа или отследить внесённые в него изменения.
Квалифицированной. Эта ЭЦП имеет самый высокий уровень безопасности, а его юридическая значимость признается государственными органами.
Какую электронную подпись выбрать
Для внутреннего оборота документов можно выбрать и простую форму ЭЦП, но только при предварительной договорённости со всеми сотрудниками о конфиденциальности, а также правилах определения ответственных лиц. Но такой вид не подходит для взаимодействия с налоговой службой или другими государственными органами.
Неквалифицированная электронная подпись хорошо защищена от подделки. Её ключ содержит данные о конкретном лице, предоставляющем свою подпись. Если после подписания в документ будут внесены изменения (умышленно или случайно), это также будет отображено. Тем не менее, государственными службами такой формат не признаётся. Поэтому применяется он для внутреннего документооборота.
Квалифицированная подпись формируется сложными средствами криптозащиты, которые имеют лицензию ФСБ. Сгенерировать её можно, только обратившись в аккредитованный удостоверяющий центр, где заявителю выдают сертификат с цифровым ключом. Сертификат владелец устанавливает на свой рабочий компьютер, подтверждая, что электронная подпись принадлежит именно ему. Также на ПК нужно установить специальные приложения для работы с ЭП. Если нет желания привязывать сертификат к конкретному компьютеру, можно хранить инструменты ЭЦП в облаке. Это даёт возможность подписывать документы с любого устройства, подключенного к интернету.
Цифровой ключ представляет собой уникальный код, который заявитель получает на USB-носителе. Выбор ЭЦП высокого уровня позволит подписывать не только любые документы внутри компании, но и взаимодействовать с другими организациями, включая все государственные органы. Также, имея квалифицированную подпись, компании принимают участие в торгах на Госзакупках.
Где получить электронную подпись
Можно купить квалифицированную ЭЦП, обратившись в аккредитованный удостоверяющий центр «Астрал-М». Процедура получения достаточно простая, для неё потребуются всего два документа (паспорт заказчика сертификата и СНИЛС). Консультанты УЦ «Астрал-М» подскажут вам, какую электронную подпись выбрать для тех или иных задач: работа с ЭДО, торги на федеральных, коммерческих торговых площадках, работа с ЕГАИС или другими Госпорталами, подключение к ОФД. Процесс оформления не займет более одного рабочего дня.
Кроме того, специалисты УЦ «Астрал-М» предлагают услуги сопровождения сертификата и удалённую настройку рабочего места на электронной площадке. Они помогут с переходом на электронный документооборот и выбором нужного для работы оборудования, включая современные модели онлайн-касс и сканеры штрих-кодов. В представленном на нашем сайте вы сможете выбрать услуги или тарифы, наилучшим образом подходящие под нужды вашего бизнеса.