Простая электронная подпись и ее возможности
Отдел продаж:
Отдел продаж:
16 августа 2022
17259
Электронная подпись

Виды простой электронной подписи

Электронная подпись (ЭП) равнозначна рукописной. Она подтверждает личность подписанта. Позволяет работать на государственных и коммерческих интернет-порталах. Электронные подписи могут быть простые, неквалифицированные и квалифицированные. В зависимости от вида, имеют разные свойства и способы создания.

В статье расскажем, как сделать простую электронную подпись, что это такое и где её используют.

Что такое простая электронная подпись

Основные понятия и правовое поле электронных подписей регулирует 63-ФЗ. Согласно Федеральному закону, простая электронная подпись (ПЭП) — это уникальная последовательность символов. Она не имеет физического носителя, формируется пользователем или генерируется информационной системой. Для ПЭП используются логины, коды, пароли и иные средства, подтверждающие факт создания.

Виды простой электронной подписи

Существует два вида простой электронной подписи. Рассмотрим, в чём их основные отличия.

В первом случае ПЭП присоединяется к электронному документу. Набор цифровых сведений генерируется и прикрепляется к файлу по команде пользователя. Используется в текстовых редакторах для подтверждения авторства.

Во втором — создаётся с помощью средств прохождения авторизации в информационной системе. Необходима для авторизации пользователей на сайтах, порталах и иных электронных площадках. Состоит из комбинации логина, пароля или кода, которых отправляют на номер телефона абонента с помощью СМС-сообщения.

Где используется простая электронная подпись

Пользователь использует ПЭП на государственных и коммерческих интернет площадках. Схема работы с электронной подписью примерно одинаковая. Для авторизации и идентификации на сайте или приложении, пользователь вводит свой логин и пароль. Например, на сайте ФНС для входа в «Личный кабинет налогоплательщика». Связка логина и пароля используется только входа на портал. Подписывать налоговую отчётность ПЭП нельзя. Также данный способ используется на различных информационных форумах, что даёт пользователю право оставлять комментарии или открывает доступ к дополнительным функциям.

Помимо логина и пароля, существует код подтверждения, который тоже может являться частью простой электронной подписи. Последовательность символов всегда различная и генерируется системой. Одноразовый код отправляется пользователю в СМС-сообщении на номер телефона, который был указан при регистрации. Пользователь вводит полученные символы в специальном поле или диктует оператору. Таким образом подтверждается вход на портал или иное действие, например:

  • на Почте России получают посылку без предъявления паспорта;
  • в банковских приложениях или соцсетях — подтверждается личность при смене пароля;
  • в торговых сетях происходит списание бонусов.
Важно! Перед тем как сообщить код подтверждения, необходимо удостовериться, что данная информация не попадёт в руки злоумышленников.

Также простая электронная подпись подойдёт для внутреннего документооборота в компании. Ей подписывают файлы, не выходящие за рамки правового поля, указанные в ст.9 63-ФЗ. Использование ПЭП утверждают приказом директора, где и прописаны правила применения.

Как оформить простую электронную подпись

Пользователь может оформить простую электронную подпись при регистрации на сайте, в приложении или портале, где планирует её использовать. Достаточно придумать логин, пароль, в некоторых случаях предлагаются сгенерированные системой символы, и заполнить дополнительную информацию. Услуга предоставляется бесплатно.

Юридическая значимость ПЭП

Чтобы ПЭП наделяла электронные документы юридической значимостью, требуется дополнительное соглашение между участниками ЭДО. Данный вид подписи не гарантирует неизменность документа с момента подписания. В большинстве случаях не подойдёт для использования индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Также ПЭП нельзя подписывать документы, относящиеся к государственной тайне.

Для обмена документами с контрагентами без дополнительных соглашений и сдачи отчётности в контролирующие органы необходима квалифицированная электронная подпись (КЭП). КЭП придаёт документам юридическую значимость и является аналогом рукописной подписи. КЭП отличается от ПЭП более сложной технической составляющей и надёжным способом шифрования.

Где получить КЭП

Выдавать квалифицированную электронную подпись могут только аккредитованные удостоверяющие центры. Казначейство РФ предоставляет подписи работникам бюджетных учреждений, УЦ ФНС и доверенные лица центра — нотариусам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Для получения необходимо составить пакет документов и прийти в отделение ведомства. Все клиенты обслуживаются в порядке очереди.

Для ускоренного выпуска квалифицированной ЭП юрлица и ИП рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Специалисты УЦ «Калуга Астрал» помогут сэкономить время на получение электронной подписи и настройку рабочего места, а пройти идентификацию и получить подпись вы сможете у нашего партнёра УЦ "Основание", который признан доверенным лицом УЦ ФНС.

Сотрудники коммерческих компаний подписывают электронные документы и действуют от имени организации с КЭП работника юрлица. Её получают в удостоверяющих центрах, которые аккредитованы Минцифры.

УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень аккредитованных удостоверяющих центров и имеет все необходимые лицензии для выпуска электронных подписей для физлиц и работников ЮЛ/ИП. Получить электронную подпись можно с помощью решений Астрал Подпись и 1С-ЭТП. Данные продукты придают цифровым документам юридическую значимость и позволяют вести деятельность от имени компании.
Важно! Машиночитаемая доверенность становится обязательной с 1 сентября 2023 года. Если ЭП сотрудника юрлица выпустили до 31 августа 2023 года, работник может подписывать документы с её помощью и без МЧД до 1 сентября 2024 года. Остальным сотрудникам после 1 сентября 2023 года нужно получить КЭП физлица и МЧД.
Создавать МЧД удобно с бесплатным сервисом «Астрал Доверенность». Решение позволяет оформить МЧД на сотрудника или доверенное лицо в короткий срок. Директору или предпринимателю достаточно выбрать тип машиночитаемой доверенности, заполнить данные и подписать документ своей КЭП.
17259
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
autohello-finger