УКЭП и МЧД: нововведения и правила применения
3 июля 2024 года ГК «Астрал» совместно с ФНС России провели вебинар на тему «УКЭП и МЧД: нововведения, правила применения и практические кейсы». Онлайн-встреча была посвящена актуальным изменениям в законодательстве по МЧД, вступающим в силу с 1 сентября 2024 года.
На вебинаре обсудили следующие:
- Главные изменения в законодательстве, связанные с УКЭП и МЧД
- Сертификат УКЭП физического лица и МЧД. Как с ним работать
- Требования к содержанию доверенности и нюансы по работе с МЧД
- Как оформить машиночитаемую доверенность
- А также ответили на вопросы участников
Спикеры вебинара
- Бауэр Пётр Андреевич, представитель ФНС РФ, главный специалист-эксперт отдела информационной безопасности УФНС России по Калужской области
- Дмитрий Пейзов, продуктовый маркетолог сервиса Астрал Доверенность
- Денис Алдошин, ведущий продуктовый маркетолог сервиса Астрал Подпись
Главные изменения в законодательстве, связанные с УКЭП и МЧД
Нововведения касаются сертификатов УКЭП, которые используют сотрудники, и машиночитаемой доверенности, которая используется для передачи полномочий.
- с 1 сентября 2023 года выпустить сертификат УКЭП работника юридического лица невозможно;
- до 31 августа 2024 года включительно подписывать цифровые документы за директора или ИП можно УКЭП работника юридического лица. Машиночитаемая доверенность при этом не нужна;
- с 1 сентября 2024 года все сертификаты УКЭП работников юридического лица становятся недействительными, даже если срок действия этих сертификатов заканчивается позже этой даты;
- с 1 сентября 2024 года подписывать цифровые документы за директора или ИП можно будет только УКЭП физического лица совместно с МЧД.
Сертификат УКЭП физического лица и МЧД
С 1 сентября 2024 года работники организаций и ИП должны подписывать цифровые документы УКЭП физического лица. Такой сертификат не привязан к определённой организации и в нём нет дополнительных сведений, кроме данных владельца. Работник может использовать его в личных целях, например, оформить сделку купли-продажи или поступить в вуз.
Для передачи определённых полномочий руководитель оформляет на своего сотрудника МЧД и подписывает своей УКЭП директора или ИП. Сертификаты УКЭП работников юрлица больше не будут иметь юридическую силу. Совместно с МЧД используется УКЭП физического лица.
Машиночитаемая доверенность указывает, к каким организациям привязан сертификат УКЭП физического лица. Таким образом, один сертификат УКЭП физлица может использоваться для нескольких организаций.
Требования к содержанию доверенности и нюансы по работе с МЧД
С 1 марта 2024 года действует новый формат электронных доверенностей с возможностью передоверия полномочий — 5.02. Этот формат разработан налоговой и понадобится для сдачи отчётности в ФНС.
МЧД, оформленные до 1 марта 2024 года, можно будет использовать до 28 февраля 2025 года, но по ним нельзя будет передоверить полномочия.
Формат машиночитаемой доверенности КНД 111-03-10 утверждён ФНС России от 19.02.2023 № ЕД-7-26/2648. Также существует формат заявления об отзыве доверенности КНД 111-03-11, утверждённый приказом ФНС России от 11.02.22 №2003/4.
Передоверие МЧД
МЧД с правом передоверия — это специальный документ, который позволяет руководителю компании передать право подписи МЧД другому физлицу или другой компании. То есть руководитель уже не обязан лично подписывать каждую МЧД, а может делегировать эту функцию другому сотруднику или компании. Такая МЧД является корневой — это самая главная доверенность, которая даёт право на передоверие полномочий.
Корневую доверенность может подписать только тот, кто указан в ЕГРЮЛ в качестве лица, действующего от имени организации без доверенности. Этой доверенностью руководитель делегирует подписывать машиночитаемую доверенность другой компании или физическому лицу.
Если эта доверенность выдаётся юридическим лицом, руководителем филиала или представительства юрлица, то такие доверенности не требуют заверения у нотариуса. Если полномочия делегируются какому-либо сотруднику, то такую доверенность нужно заверить у нотариуса. На данный момент нотариусы могут заверять МЧД единого формата, но не для ФНС.
Как оформить МЧД
Можно использовать не только сервис ФНС, но и сервисы специализированных операторов.
- Нужно выбрать тип МЧД.
- Заполнить форму, сохранить уникальный номер доверенности и скачать файл.
- Подписать МЧД УКЭП директора и загрузить его на портал вместе с файлом подписи.
- После этого МЧД будет доступна для использования.
Ответы на вопросы
Где получить УКЭП?
Выбор УЦ зависит от того, кто будет использовать УКЭП:
- руководители и работники бюджетных учреждений в УЦ Федерального Казначейства;
- представители финансового сектора в УЦ Банка России;
- адвокаты, нотариусы, руководители филиалов иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, директоры и учредители юридического лица в УЦ ФНС и у доверенных лиц УЦ ФНС;
- физические лица в любом коммерческом УЦ, аккредитованном Министерством цифрового развития, например, в УЦ «Калуга Астрал».
УЦ ФНС выдаёт ПО?
Портал удостоверяющего центра ФНС России (https://ucfns.tax.gov.ru) теперь предоставляет бесплатное программное обеспечение для работы с УКЭП.
Это ПО предназначено для пользователей, получивших УКЭП в налоговых органах, у доверенных лиц или в Личном кабинете ИП и ЮЛ после 4 апреля 2024 года.
Пользователи УЦ ФНС России, получившие КЭП до этой даты, не могут воспользоваться бесплатным программным обеспечением.
Как подать заявление на получение сертификата УКЭП?
Вы можете отправить заявку на получение сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи несколькими способами:
- Лично в налоговой — обратитесь в любую налоговую инспекцию, осуществляющую функции Удостоверяющего центра ФНС России, или в точки выдачи доверенных лиц УЦ ФНС России.
- Лично у оператора ЭДО — обратитесь в отделение оператора электронного документооборота.
- Онлайн в Личном кабинете — зайдите в «Личный кабинет юрлица» или «Личный кабинет ИП» и оформите заявку на получение УКЭП через интернет-сервис.
Можно ли скопировать сертификат УКЭП, полученный в УЦ ФНС?
Квалифицированные сертификаты, выданные Удостоверяющим центром ФНС России, нельзя скопировать на другие носители. Это требование ФСБ России, которое обеспечивает безопасность и защиту электронной подписи.
По какой причине могут отказать в оформлении сертификата УКЭП?
Удостоверяющий центр ФНС России может отказать в выдаче сертификата электронной подписи по следующим причинам:
- Заявитель не предъявил документ, удостоверяющий личность (паспорт), СНИЛС, или отказался предоставить данные документов сотруднику налоговой.
- Информация в представленных документах не совпадают с информацией в базах данных.
- Заявитель не принёс с собой носитель ключей электронной подписи, носитель не работает или не соответствует требованиям УЦ ФНС России.
Почему не получается продлить сертификат УКЭП в ФНС удалённо?
Дистанционное продление сертификата ФНС России имеет некоторые ограничения:
- Проверьте токен. Новый сертификат можно записать только на тот же носитель, на который был получен первый сертификат ФНС.
- Действующий сертификат УКЭП, полученный в ФНС. Для перевыпуска сертификата нужно войти в Личный кабинет налогоплательщика по старому сертификату, который был получен в ФНС России.
- Изменения в данных. Если с момента получения первого сертификата у налогоплательщика изменились данные, например, ФИО или ИНН, то дистанционное продление может быть недоступно.
Нужно ли перевыпускать серификат УКЭП в случае смены реквизитов?
Да, в случае изменения любых данных, указанных в сертификате ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП), необходимо перевыпустить сертификат. Согласно закону № 63-ФЗ «Об электронной подписи», сертификат должен содержать актуальную информацию о владельце электронной подписи. Поэтому, если изменилось ФИО, паспортные данные или другие сведения, необходимо обратиться в удостоверяющий центр и перевыпустить КСКПЭП.
Могут ли возникать проблемы с МЧД из-за взаимодействия разных государственных органов?
Пример: Пользователь оформил МЧД на своего работника и зарегистрировал её на портале ФНС с полным правом доступа. При работе в ЛК Честного ЗНАКА у сотрудника оказались права только на просмотр, без права подписи.
Проблема могла возникнуть при взаимодействии разных госорганов. Если машиночитаемая доверенность была создана правильно, загружена на портал ФНС и имеет статус действующей, то необходимо обратиться в службу поддержки Честного ЗНАКА. Проверьте, какой именно формат поддерживает система маркировки.
Существует ли механизм проверки на валидность МЧД и полномочий в ней, в том числе после истечения срока действия?
Проверку валидности полномочий можно выполнить через сервис МЧД — nalog.gov.ru. В нём есть вкладки, где можно проверить срок действия МЧД и полномочия.