Внедрение кадрового электронного документооборота (КЭДО)
В соответствии со статьями 22.1 – 22.3 Трудового кодекса РФ, у организаций и ИП с работниками есть возможность вести кадровый документооборот только в электронном виде, без бумажных распечаток.
Пока что внедрение электронного кадрового документооборота в организации — дело сугубо добровольное. Но это лишь вопрос времени. Есть все предпосылки того, что в перспективе кадровый ЭДО станет обязательным. Поэтому уже сейчас работодателям следует быть в курсе основных моментов.
Какие документы можно вести в электронном виде при внедрении кадрового электронного документооборота
При внедрении кадрового электронного документооборота почти всю документацию можно перевести в электронный вид: локальные нормативные акты, договоры (трудовой, коллективный, ученический, о полной материальной ответственности), приказы работодателя, различные заявления, уведомления, извещения и объяснения, график отпусков и так далее. Проще сказать, что должно остаться на бумаге:
- трудовые книжки, если работник не перешёл на электронную книжку (напомним, что у тех, кто сейчас впервые устраивается на работу, трудовая
- книжка может быть только электронной);
- СТД-Р, если работник хочет получить бумажную форму;
- приказы об увольнении;
- журналы инструктажей по охране труда;
- акты о несчастных случаях на производстве по форме Н-1.
Электронные кадровые документы и работодатель и работник должны подписывать электронной подписью. Для трудовых договоров, уведомлений об их изменении, договоров о материальной ответственности и приказов о дисциплинарных взысканиях работодателю понадобится квалифицированная подпись, работнику — неквалифицированная. Для остальных документов работодателю достаточно неквалифицированной подписи, а работнику — простой. Сотрудникам, у которых нет электронной подписи, её должен оформить работодатель за свой счёт.
Техническая сторона вопроса
Ранее КЭДО можно было вести только с помощью учётной программы, которая его поддерживает. Это мог быть как софт, разработанный силами работодателя, так и программный сервис, приобретённый у стороннего разработчика. Сейчас рынок специальных решений предлагает множество сервисов для организации КЭДО.
Есть и альтернативный вариант — бесплатная система на портале «Работа в России» с авторизацией работодателя и работника через Госуслуги. Сервис работает с 1 сентября 2022 года.
Станет ли внедрение кадрового электронного документооборота обязательным в 2024 году
С 1 июня 2024 года планируется провести эксперимент по внедрению электронной документации в работу с персоналом в некоторых государственных органах, согласно Постановлению Правительства РФ от 18 марта 2023 года № 413. Аналогичный эксперимент уже был проведён в коммерческих организациях, результатом которого стали статьи 22.1-22.3 ТК РФ.
А с 1 марта 2023 года действуют единые формы электронной документации (приказ Минтруда от 20 сентября 2022 года № 578Н). Данная мера является частью подготовки к автоматизированному контролю со стороны трудовой инспекции. Унифицированные шаблоны документов помогают автоматизировать обнаружение нарушений трудового законодательства, что впоследствии приведёт к обязательному представлению электронных документов в трудовую инспекцию, что упростит переход компаний на цифровой формат документации.
Всё вышеперечисленное указывает на необходимость обязательной цифровизации кадровых процессов, однако обязательность перехода на электронное кадровое документирование в 2024 году ещё не определена. Решение этого вопроса зависит от решений госструктур и возможных изменений в законодательстве. На данный момент компании могут сами оценивать необходимость и преимущества перехода на электронную документацию.
Почему переход КЭДО актуален уже сейчас
Перейти на кадровое делопроизводство в электронном виде можно и потом — пока что законодательство этого не требует. Но на самом деле лучше сделать это уже сейчас, и вот почему.
В первую очередь необходимо учесть все практические преимущества внедрения электронного документооборота:
- Экономия времени.
Обмен электронными документами происходит практически моментально. - Минимизация ошибок в документах.
Внедрение системы электронного документооборота позволяет избежать ошибок, поскольку во многих сервисах есть функция «конструктора шаблонов документов». - Контроль за процессом обмена документацией.
В любой момент можно узнать, в каком статусе находится документ: получен он или уже подписан. - Освобождение помещений, выделенных под архив.
Если организовать архив в электронном формате, это не только позволит освободить место в офисе, но и обеспечить сохранность документов, а также удобный доступ к ним.
Внедрение кадрового ЭДО позволяет сэкономить не только время, но и средства. Если наладить электронный документооборот в компании, это весомо сократит затраты на бумагу и копировальные расходники, а также на услуги курьерской службы.
Таким образом, за счёт внедрения КЭДО можно не только оптимизировать внутренний документооборот в компании, но и в значительной степени улучшить условия работы с документацией: сотрудники смогут быстро и безошибочно оформлять документы, передавать в один клик и отслеживать их статус.
Как работодателю перейти на КЭДО
Вот пошаговый алгоритм.
Шаг 1. Разработайте и примите локальный акт об электронном кадровом документообороте. Его можно оформить в виде положения или в виде приказа. В ЛНА обязательно нужно прописать вот что:
- какая информационная система будет использоваться для электронного документооборота;
- перечень электронных документов и категории работников, в отношении которых ведётся электронный документооборот. Кстати, работодатель вправе перевести на КЭДО не всю компанию, а лишь какие-то отделы или, например, только дистанционных сотрудников;
- с какой даты вводится КЭДО и в какой срок работники должны быть уведомлены о переходе на электронный документооборот. Тут всё полностью на усмотрение работодателя, закон не устанавливает никаких дат или периодов для таких действий.
В Положении о КЭДО можно также закрепить условия, описывающие порядок доступа работодателя к информационной системе, но это по желанию.
Скачать образец приказа о КЭДО
Шаг 2. Составьте и утвердите порядок ведения КЭДО. В Трудовом кодексе говорится, что это должен быть отдельный документ. Дублировать в нём положения из ЛНА ни к чему, а вот эти три момента урегулировать надо:
- в какие сроки работники должны подписывать документы или расписываться в их ознакомлении. В ТК РФ никаких ориентиров нет, поэтому работодатель вправе установить сроки, что называется, «под себя»;
- кто из персонала и как инструктирует работников по взаимодействию с работодателем в рамках КЭДО. Как правило, ответственным за инструктаж назначают руководителя отдела кадров;
- в каких исключительных случаях документы, в отношении которых ведётся КЭДО, могут быть оформлены на бумаге. Пример такого случая — сбой в работе информационной системы, которая используется для КЭДО.
Скачать образец уведомления о переходе на КЭДО
В заключение напомним: сроки хранения у электронных кадровых документов такие же, как и у бумажных. Например, трудовые договоры, приказы о приёме, переводе, увольнении должны храниться 50 лет, а приказы о замечаниях и выговорах — три года.