Внедрение КЭДО: кадровый электронный документооборот в организации
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Автор Андрей Снаговский

Андрей Снаговский

20 апреля 2022
3378
Внедрение кадрового электронного документооборота (КЭДО)
Бухгалтерия и кадры

Внедрение кадрового электронного документооборота (КЭДО)

В соответствии со статьями 22.1 – 22.3 Трудового кодекса РФ, у организаций и ИП с работниками есть возможность вести кадровый документооборот только в электронном виде, без бумажных распечаток.

Пока что внедрение электронного кадрового документооборота в организации — дело сугубо добровольное. Но это лишь вопрос времени. Есть все предпосылки того, что в перспективе кадровый ЭДО станет обязательным. Поэтому уже сейчас работодателям следует быть в курсе основных моментов.

Какие документы можно вести в электронном виде при внедрении кадрового электронного документооборота

При внедрении кадрового электронного документооборота почти всю документацию можно перевести в электронный вид: локальные нормативные акты, договоры (трудовой, коллективный, ученический, о полной материальной ответственности), приказы работодателя, различные заявления, уведомления, извещения и объяснения, график отпусков и так далее. Проще сказать, что должно остаться на бумаге:

  • трудовые книжки, если работник не перешёл на электронную книжку (напомним, что у тех, кто сейчас впервые устраивается на работу, трудовая
  • книжка может быть только электронной);
  • СТД-Р, если работник хочет получить бумажную форму;
  • приказы об увольнении;
  • журналы инструктажей по охране труда;
  • акты о несчастных случаях на производстве по форме Н-1.

Электронные кадровые документы и работодатель и работник должны подписывать электронной подписью. Для трудовых договоров, уведомлений об их изменении, договоров о материальной ответственности и приказов о дисциплинарных взысканиях работодателю понадобится квалифицированная подпись, работнику — неквалифицированная. Для остальных документов работодателю достаточно неквалифицированной подписи, а работнику — простой. Сотрудникам, у которых нет электронной подписи, её должен оформить работодатель за свой счёт.

Техническая сторона вопроса

Ранее КЭДО можно было вести только с помощью учётной программы, которая его поддерживает. Это мог быть как софт, разработанный силами работодателя, так и программный сервис, приобретённый у стороннего разработчика. Сейчас рынок специальных решений предлагает множество сервисов для организации КЭДО.

Вы можете использовать облачный сервис Астрал i КЭДО, с помощью которого быстро наладите процесс перехода на электронный кадровый документооборот: от выпуска электронной подписи для сотрудников до хранения электронных документов. Вы можете записаться на демонстрацию продукта Астрал i КЭДО и получить консультацию по переходу на кадровый ЭДО от юриста, эксперта по трудовому праву. Кроме того, мы предоставим вам шаблон Положения о КЭДО после демонстрации.

Есть и альтернативный вариант — бесплатная система на портале «Работа в России» с авторизацией работодателя и работника через Госуслуги. Сервис работает с 1 сентября 2022 года.

Станет ли внедрение кадрового электронного документооборота обязательным в 2024 году

С 1 июня 2024 года планируется провести эксперимент по внедрению электронной документации в работу с персоналом в некоторых государственных органах, согласно Постановлению Правительства РФ от 18 марта 2023 года № 413. Аналогичный эксперимент уже был проведён в коммерческих организациях, результатом которого стали статьи 22.1-22.3 ТК РФ.

А с 1 марта 2023 года действуют единые формы электронной документации (приказ Минтруда от 20 сентября 2022 года № 578Н). Данная мера является частью подготовки к автоматизированному контролю со стороны трудовой инспекции. Унифицированные шаблоны документов помогают автоматизировать обнаружение нарушений трудового законодательства, что впоследствии приведёт к обязательному представлению электронных документов в трудовую инспекцию, что упростит переход компаний на цифровой формат документации.

Всё вышеперечисленное указывает на необходимость обязательной цифровизации кадровых процессов, однако обязательность перехода на электронное кадровое документирование в 2024 году ещё не определена. Решение этого вопроса зависит от решений госструктур и возможных изменений в законодательстве. На данный момент компании могут сами оценивать необходимость и преимущества перехода на электронную документацию.

Почему переход КЭДО актуален уже сейчас

Перейти на кадровое делопроизводство в электронном виде можно и потом — пока что законодательство этого не требует. Но на самом деле лучше сделать это уже сейчас, и вот почему.

В первую очередь необходимо учесть все практические преимущества внедрения электронного документооборота:

  1. Экономия времени.
    Обмен электронными документами происходит практически моментально.

  2. Минимизация ошибок в документах.
    Внедрение системы электронного документооборота позволяет избежать ошибок, поскольку во многих сервисах есть функция «конструктора шаблонов документов».

  3. Контроль за процессом обмена документацией.
    В любой момент можно узнать, в каком статусе находится документ: получен он или уже подписан.

  4. Освобождение помещений, выделенных под архив.
    Если организовать архив в электронном формате, это не только позволит освободить место в офисе, но и обеспечить сохранность документов, а также удобный доступ к ним.

Внедрение кадрового ЭДО позволяет сэкономить не только время, но и средства. Если наладить электронный документооборот в компании, это весомо сократит затраты на бумагу и копировальные расходники, а также на услуги курьерской службы.

Таким образом, за счёт внедрения КЭДО можно не только оптимизировать внутренний документооборот в компании, но и в значительной степени улучшить условия работы с документацией: сотрудники смогут быстро и безошибочно оформлять документы, передавать в один клик и отслеживать их статус.

Как работодателю перейти на КЭДО

Вот пошаговый алгоритм.

Шаг 1. Разработайте и примите локальный акт об электронном кадровом документообороте. Его можно оформить в виде положения или в виде приказа. В ЛНА обязательно нужно прописать вот что:

  • какая информационная система будет использоваться для электронного документооборота;
  • перечень электронных документов и категории работников, в отношении которых ведётся электронный документооборот. Кстати, работодатель вправе перевести на КЭДО не всю компанию, а лишь какие-то отделы или, например, только дистанционных сотрудников;
  • с какой даты вводится КЭДО и в какой срок работники должны быть уведомлены о переходе на электронный документооборот. Тут всё полностью на усмотрение работодателя, закон не устанавливает никаких дат или периодов для таких действий.

В Положении о КЭДО можно также закрепить условия, описывающие порядок доступа работодателя к информационной системе, но это по желанию.

Скачать образец приказа о КЭДО

Шаг 2. Составьте и утвердите порядок ведения КЭДО. В Трудовом кодексе говорится, что это должен быть отдельный документ. Дублировать в нём положения из ЛНА ни к чему, а вот эти три момента урегулировать надо:

  • в какие сроки работники должны подписывать документы или расписываться в их ознакомлении. В ТК РФ никаких ориентиров нет, поэтому работодатель вправе установить сроки, что называется, «под себя»;
  • кто из персонала и как инструктирует работников по взаимодействию с работодателем в рамках КЭДО. Как правило, ответственным за инструктаж назначают руководителя отдела кадров;
  • в каких исключительных случаях документы, в отношении которых ведётся КЭДО, могут быть оформлены на бумаге. Пример такого случая — сбой в работе информационной системы, которая используется для КЭДО.

Скачать образец уведомления о переходе на КЭДО

В заключение напомним: сроки хранения у электронных кадровых документов такие же, как и у бумажных. Например, трудовые договоры, приказы о приёме, переводе, увольнении должны храниться 50 лет, а приказы о замечаниях и выговорах — три года.

Автор Андрей Снаговский

Андрей Снаговский

20 апреля 2022
3378
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
autohello-finger