Обязанности бухгалтера: мифы и реальность

Руководители часто впадают в крайности: отдают все финансы на откуп бухгалтеру или контролируют все сами. Но лучше найти золотую середину и поделить обязанности.

30 Августа 2019 220
Поделиться:


Многие представляют бухгалтера как многорукого робота, на котором держится вся деятельность компании. Отчасти это справедливо, ведь без порядка в учете работать не получится. Но директору не стоит отгораживаться от бухгалтера: для блага бизнеса нужно работать в команде.

Учет всего на свете

Деятельность компании не ограничивается тем, что видит потребитель. Помимо продажи товаров и услуг есть вещи, которые необходимы для успешной работы. Это выплата зарплаты сотрудникам, уплата налогов и взносов, взаимодействие с поставщиками, обучение сотрудников, адаптация бизнес-процессов под требования законодательства, мониторинг деятельности конкурентов и многое другое. Все это требует финансовых затрат и постоянного контроля. Со всем этим диким многообразием задач справляется бухгалтер.

Многие руководители считают: раз бухгалтер умеет считать деньги, значит, он прекрасно разбирается в финансах компании. И если главбух не бьет тревогу, то с финансами все в порядке.

На самом деле, скорее всего, бухгалтер не видит картину целиком. Зона его ответственности — бухгалтерский учет. Он должен помочь компании рассчитаться с государством, вовремя сдать отчетность и избежать штрафов.

Едва ли бухгалтер может совмещать с этим задачи по управленческому учету и следить за всеми финансами компании. И уж тем более — совмещать должности кассира или кладовщика с основными обязанностями. Хотя ТК не содержит никаких ограничений на этот счет.

За ресурсами компании в целом должен следить директор или собственник компании, или отдельно нанятый для этого сотрудник.

Уход от налогов

Существует миф, что бухгалтер знает волшебное средство, которое поможет компании снизить платежи в пользу государства до минимума или вовсе избежать их.

Если он законопослушен и дорожит своей свободой и репутацией, то это далеко не так. Возможности бухгалтера ограничены законодательством РФ. НК предоставляет отдельным категориям налогоплательщиков льготы по налогам и взносам. Если компания имеет право на льготы, бухгалтер сможет уменьшить налоговую нагрузку. Но избавиться от нее совсем не получится.

Если бухгалтер неопытный или не стремится экономить деньги компании, должен вмешаться руководитель. Ему нужно отследить динамику налоговых отчислений и напрямую попросить бухгалтера найти способы уменьшить налоговую базу. Есть множество законных способов это делать. Риски часто надуманны и маловероятны, а стоимость наступления неблагоприятных последствий ничтожно мала.

Бухучет для бухгалтера

Считается, что бухучет нужен только самому бухгалтеру. На самом деле это основа порядка в компании. Бухгалтерский учет — это система финансового планирования, в которой отражаются текущие расходы и прибыль организации, а также целевое использование денежных средств. Он нужен для того, чтобы регулировать хозяйственную деятельность организации. И в первую очередь это важно для руководителя, ведь речь идет именно о его деньгах.

Большая ошибка предпринимателя — отдать финансы на откуп специалисту и не вникать в них вообще. В этом случае состояние бизнеса зависит только от бухгалтера, которому может не хватать компетентности, чтобы справиться с такой нагрузкой.

***

Руководитель должен наладить взаимодействие с бухгалтерией, а не обходить ее по широкой дуге. Сотрудничество — залог успеха вашего бизнеса.


Комментарии

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Будьте в курсе новых публикаций

Подпишитесь на рассылку