Обязательная маркировка товаров: пошаговая инструкция
Уважаемые клиенты! Мы обеспечиваем бесплатный выпуск новых сертификатов ЭП ФЛ взамен сертификатов ЭП ФЛ, выданных УЦ «Калуга Астрал», действительных на 20 июля 2024 года через УЦ «Аналитический центр». Подробнее
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Обязательная маркировка товаров: как подготовиться
Маркировка

Обязательная маркировка товаров: как подготовиться



Что такое маркировка


Маркировка — это цифровой код, который наносится на товар при производстве. Производители будут обязаны наносить на продукцию двухмерные уникальные DataMatrix коды, которые выдает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Код содержит подробную информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода от собственника к собственнику, дата и место продажи и т.д.


Маркировка поможет решить несколько задач:


  • избавит рынок от контрафактной продукции;

  • вытеснит с рынка тех, кто скрывает доходы и не платит налоги;

  • позволит покупателям легко получать полную и правдивую информацию о продукции.

Когда и для кого маркировка станет обязательной


До 2019 года производители и импортеры были обязаны маркировать только два вида товаров: меховые изделия и алкоголь. Сведения об алкоголе собирает Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которую курирует Росалкогольрегулирование. Сведения о меховых изделиях будут передаваться в единую национальную систему маркировки с 1 июня 2019 года .


На данный момент утверждены сроки начала маркировки следующих товаров:


Даты начала обязательной маркировки

Мясная продукция подлежит обязательной ветеринарной сертификации. Сведения о ней в электронном виде передаются во ФГИС Меркурий. Россельхознадзор сообщает, что с 1 июля ветеринарную сертификацию начнет проходить готовая животноводческая продукция, включая сыр, масло и молочные консервы. Производители молока питьевого и кисломолочных продуктов будут вовлечены в этот процесс 1 ноября.


К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.


Как работает маркировка


Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 утвердило правила маркировки и регламент работы системы маркировки.


Сведения маркированных товарах поступают в единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Каждая организация, участвующая в обороте продукции, должна зарегистрироваться в системе маркировки.


Оператором «Честного знака» назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он ведет национальный каталог товаров, где хранятся данные по всем маркированным категориям товаров. Этот каталог будет интегрирован с информационными системами различных ведомств: Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества, ФНС России.


В целом процесс маркировки товара с момента производства до реализации выглядит следующим образом:


  • Производитель или импортер запрашивает у оператора коды маркировки. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2019 № 577 утвержден размер платы за предоставление кодов. За каждый код придется заплатить 50 копеек без учета НДС. Исключение составляют лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Код для них будет стоить 20 копеек, без учета НДС.

  • Оператор генерирует двумерные DataMatrix коды, которые представляют собой электронный паспорт продукции и после оплаты передает производителю.

  • Производитель или импортер наносит коды на упаковку каждого изделия. В случае ввоза товара из-за рубежа это необходимо сделать до прибытия товара на российскую таможню. О неиспользованных кодах нужно сообщить оператору.

  • При отгрузке создается универсальный передаточный документ (УПД), который должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Этот документ передается покупателю, а данные автоматически отправляются в ЦРПТ.

  • Тот, кто получает товар, принимает УПД с помощью ЭДО и подписывает его своей УКЭП. В этот момент в системе маркировки фиксируется переход продукции к другому собственнику. При перепродаже владелец формирует УПД с двумерным кодом DataMatrix, который ранее был присвоен этому товару, и подписывает документ УКЭП. Этот шаг может повторяться до тех пор, пока продукция не поступит в розничную продажу.

  • В момент продажи товара конечному потребителю кассир сканирует DataMatrix код с марки, нанесенной на товар.

  • Онлайн-касса передает оператору фискальных данных сведения о продаже.

  • ОФД передает эти данные налоговикам и одновременно отправляет сведения о коде в систему маркировки, которая фиксирует вывод товара из оборота.

  • Покупатель может скачать мобильное приложение «Честный знак» в App Store и Google Play и пользоваться им для проверки информации о маркированном товаре.

Что потребуется организациям и ИП для маркировки


Все участники товарооборота должны подготовиться к маркировке товара. Для этого нужно выполнить несколько простых шагов.


Шаг 1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП)


Электронная подпись потребуется на всех этапах оборота маркированной продукции. Без нее нельзя зарегистрироваться в системе «Честный знак» и подписать УПД при отгрузке товара.


Квалифицированная электронная подпись от «Калуга Астрал» — от 450 рублей.


Шаг 2. Зарегистрироваться в национальной системе цифровой маркировки «Честный знак»


Эта система включает в себя отдельные подсистемы для каждой из групп маркируемой продукции. В частности, для табачных изделий создана Информационная система мониторинга оборота табачной продукции(ИС МОТП).


Шаг 3. Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО)


Если этого не сделать, компания не сможет участвовать в обороте маркированных товаров. ЭДО нужен для прослеживания пути маркированной продукции между контрагентами. Данные о перемещении товара поступают в автоматически в ЦРПТ.


Осуществляйте электронный документооборот с помощью сервиса «Доки».


Шаг 4. Приобрести 2D-сканер


С его помощью кассиры в розничных магазинах сканируют код товара и передают оператору фискальных данных. Однако 2D-сканер пригодится не только рознице, но и оптовикам, производителям и импортерам. Он поможет провести инвентаризацию на складе и убедиться, что товар, отраженный в учетной системе компании, числится за этой компанией в системе маркировки.


Шаг 5. Подключиться к оператору фискальных данных (ОФД)


Это необходимо сделать только розничным продавцам, поскольку при продаже сведения о товаре передаются оператору фискальных данных, а от него — в систему маркировки. Всем остальным участникам товарооборота это делать не нужно, при условии, что у них нет расчетов с физлицами.


Отправляйте данные о проданных в розницу маркированных товарах через Астрал.ОФД.


Шаг 6. Обновить программное обеспечение онлайн-кассы (или саму кассу)


Для розничных продавцов важно, чтобы чтобы касса и установленное на ней программное обеспечение позволяли пересылать оператору фискальных данных сведения о продажах маркированной продукции.


Шаг 7. Доработать или заменить свою учетную систему


Учетная система, которой пользуется организация или ИП, должна «уметь» работать с кодами маркировки. Если такая возможность отсутствует, систему придется доработать или даже заменить.


Используйте готовые решения для вашего бизнеса — «Астрал.Маркировка».


Что будет если продавать продукцию без маркировки


Производителям, которые выпускают товары без маркировки, грозит конфискация и штраф:


  • для должностных лиц 5 000 – 10 000 рублей;

  • для юридических лиц 50 000 – 100 000 рублей.

За продажу, хранение, перевозку или покупку для продажи товаров без маркировки конфискуют товар и оштрафуют:


  • граждан на 2 000 – 4 000 рублей;

  • должностных лиц на 5 000 — 10 000 рублей;

  • юридических лиц на 50 000 – 300 000 рублей.

Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
autohello-finger