Маркировка молочной продукции: ключевые аспекты и последние изменения
Уже несколько лет в России действует обязательная маркировка молочной продукции, которая призвана обеспечить безопасность и прозрачность рынка. Для этого все участники оборота используют национальную систему «Честный ЗНАК». В 2024 году правила маркировки претерпят небольшие изменения, что вызывает ещё больший интерес к этому процессу у всех представителей молочной отрасли.
В этой статье мы рассмотрим особенности работы с системой маркировки «Честный ЗНАК» для всех участников цепочки и расскажем об изменениях.
Для чего придумали маркировку молочной продукции
С 2021 года в России действует система маркировки молочной продукции, которая помогает сделать рынок более прозрачным и безопасным. Каждой упаковке молока присваивается уникальный код — Data Matrix, который позволяет отследить путь продукта от изготовителя до магазина. Это даёт возможность государству контролировать оборот молока, выявлять недобросовестных производителей и подделки. Если информация о движении товара прерывается, это может сигнализировать о проблемах с продуктом, что позволяет быстро реагировать на них.
Маркировка молочной продукции нужна покупателям, чтобы быть уверенными в качестве и безопасности товара, а также иметь возможность получить больше информации о нём. Для этого достаточно установить на телефон мобильное приложение «Честного ЗНАКА», которое будет считывать код идентификации.
Система «Честный ЗНАК» следит за всем жизненным циклом продукции: записывает все этапы – от производства до снятия с продажи. Благодаря этому контролю на полки магазинов не попадают товары неизвестного происхождения, что делает покупки безопасными.
Кому нужно маркировать молочную продукцию
В России обязательная маркировка молочки введена для всех участников рынка, независимо от масштаба бизнеса. К системе «Честный ЗНАК» должны подключиться как крупные агрохолдинги, так и небольшие магазины у дома. Это касается производителей, импортёров, оптовых и розничных продавцов, а также компаний, закупающих молочную продукцию для собственных нужд, например, для приготовления блюд.
Неважно, где осуществляется продажа — в магазине, онлайн или через маркетплейс — все участники должны зарегистрироваться в системе, подключиться к электронному документообороту и работать в соответствии с установленными правилами.
Какую молочку нужно маркировать
Нужна не только маркировка молока, но и некоторых других продуктов, сделанных из него. Например: сливок, сметаны, творога, сыра, кефира, йогурта, сливочного масла и мороженого.
Чтобы узнать, нужно ли маркировать конкретный товар, проверьте его код в документах, которые идут с товаром: декларация или сертификат. Если код товара совпадает со специальным кодом, то на нём должен быть код маркировки. Если коды разные — маркировать товар не нужно. Импортёры проверяют код по ТН ВЭД ЕАЭС, а производители — по ОКПД 2.
Актуальную информацию с кодами собрали для вас в таблице:
Вид продукции | ТН ВЭД | ОКПД-2 |
---|---|---|
Сыр |
|
|
Мороженое и пищевой лёд.
Не относится к продукции, в составе которой нет молочного жира и молочного белка |
|
|
Молочная продукция, которая хранится больше сорока суток |
|
|
Молочная продукция, которая хранится меньше сорока суток |
|
|
Что маркировать не нужно
Не требуется маркировать продукцию, которая:
- продаётся за пределами России;
- привезена в Россию или сделали только для рекламы;
- связана с гостайной;
- произведена для детей до трёх лет или диетического питания;
- весит меньше 30 граммов;
- упаковывается в магазине перед реализацией, например, сметана на развес или разливное молоко;
- произведена для производственных нужд. Однако в реальности такую цель производства и перемещения продукции подтвердить проблематично. Поэтому зачастую её маркируют.
Что меняется в 2024 году
- В системе маркировки молочной продукции будет применяться разрешительный режим. Это означает, что продажа товара возможна только после проверки кода маркировки в системе «Честный ЗНАК». То есть когда покупатель платит за молочную продукцию на кассе, ККТ отправляет код маркировки на проверку в систему. Если код действителен, то продукция пробивается на кассе. Если код недействителен, например, он поддельный или уже был использован, то продажа блокируется. Разрешительный режим сначала ввели в крупных торговых сетях. С 1 мая 2024 года — в крупных магазинах, имеющих более 50 торговых точек, невозможно продать молоко без проверки кода маркировки в системе «Честный ЗНАК».
- В дальнейшем разрешительный режим распространится на всех розничных продавцов. Все магазины должны будут перейти на него с 1 сентября 2024 года. Производители и импортёры в обязательном порядке должны будут сверять документы с системой ФГИС ВетИС.
- Также с 1 сентября 2024 года крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы начнут маркировать свою продукцию.
Что ещё планируется? С 1 ноября 2026 года система маркировки молочной продукции претерпит изменения, затронув сроки маркировки молочной продукции. Каждый пакет молока со сроком годности дольше 40 дней будет иметь свой код маркировки.
Помимо этого, с этой даты нужно будет указать причину, по которой молоко снято с продажи, например, когда его использовали на кухне или оно испортилось.
Поясним. Сейчас достаточно знать, сколько потребительских упаковок с молочной продукцией продано. В 2026 году, помимо количества, нужно будет отслеживать каждый отдельный товар поштучно. Это касается и ситуаций, когда товар выводится из оборота по другим причинам, кроме продажи. Например, если товар испортился или был возвращён.
Молочную продукцию, которая хранится меньше 40 дней, по-прежнему можно будет считать по объёму, считая только коробки. А для продукции, которая хранится больше 40 дней, нужно будет вести очень подробный учёт.
Можно ли использовать маркировку и Меркурий одновременно
Маркировка молочной продукции работает вместе с системой «Меркурий», а не заменяет её. Все участники рынка должны отправлять сведения в обе системы.
Главное различие между системами в том, что в «Честном ЗНАКЕ» каждый код маркировки на молоке связан с ветеринарным сертификатом (ВСД) из «Меркурия».
Для простого и быстрого решения рекомендуется использовать специальные программы. Они объединяют в себе учёт товаров, склад, электронный документооборот и прямое соединение со всеми государственными системами.
Основные правила маркировки молочной продукции
Все производители и импортёры молочной продукции обязаны маркировать её средствами идентификации — уникальными кодами Data Matrix. Он наносится на упаковку каждой единицы товара. Код должен быть чётким, контрастным и легко сканируемым.
Маркировка должна проводиться в системе «Честный ЗНАК», где каждый код регистрируется, а информация о движении товара от производителя до покупателя фиксируется.
Все участники цепочки должны использовать электронный документооборот для обмена информацией о товарах, в том числе о кодах маркировки.
Способы нанесения Data Matrix
Чтобы нанести код маркировки Data Matrix на молочную продукцию, можно воспользоваться одним из трёх способов:
- Первый — это прямая печать на производственной линии с помощью специального принтера.
- Второй — это этикетирование. Сначала распечатайте код на стикере, а затем наклейте на упаковку. Это можно делать вручную или с помощью специального оборудования.
- Третий способ — вы можете передать коды в типографию. Их могут распечатать и передать вам для самостоятельного нанесения.
Непосредственно коды можно заказать только в системе «Честном ЗНАК». За каждый код нужно заплатить 60 копеек, включая НДС.
Как взаимодействуют участники рынка
Рассмотрим, как работает система маркировки молочной продукции:
- Фермер производит молоко, оформляет ветеринарный сертификат (ВСД) и отправляет молоко на завод.
- Завод получает молоко, сверяет данные ВСД, оформляет новые ВСД для готовой продукции, получает коды маркировки и наклеивает их на упаковки.
- Завод отправляет товар дистрибьютору. Предоставляет документы (УПД и ВСД) с кодами маркировки.
- Дистрибьютор сверяет коды, утверждает документы, отправляет данные в систему маркировки и отгружает товар в магазин.
- Магазин получает документы, проверяет коды, утверждает их и гасит ВСД.
- Кассир сканирует код маркировки при продаже товара, данные отправляются в систему, и код выбывает из оборота.
Проще говоря, с помощью маркировки и ЭДО система следит за движением молочной продукции от производства до покупателя.
Как начать маркировку молочки: пошаговая инструкция
Чтобы участвовать в системе маркировки «Честный ЗНАК» для молочной продукции, нужно зарегистрироваться в системе.
Если только начинаете производить молочку, ввозить или продавать, то зарегистрируйтесь в «Честном ЗНАКЕ» в течение 7 дней. Если работаете в отдалённых районах — в течение 30.
Вот что нужно сделать:
- Получить квалифицированную электронную подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.
- Установить специальное программное обеспечение на компьютер: криптопровайдер, например, КриптоПро CSP, и плагин, такой как КриптоПро ЭЦП Browser plug-in.
- Проверить, работает ли ПО, и отправить заявку на регистрацию.
- Подтвердить регистрацию по ссылке в письме и заполнить профиль.
Как организовать работу с маркировкой молочной продукции
Напомним, что всем участникам рынка потребуются: сертификаты КЭП, программы электронного документооборота и оборудование для считывания или нанесения Data Matrix.
Сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП) можно получить в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). Только КЭП подтверждает вашу личность в электронном документообороте и приравнивается к рукописной подписи. Директор обращается в УЦ ФНС, а работники в коммерческие УЦ. Также на сотрудника, использующего систему «Честный ЗНАК», нужно завести машиночитаемую доверенность.
Чтобы КЭП работала правильно, настройте рабочее место. Для этого установите криптопровайдер, такой как КриптоПро CSP, плагин, такой как КриптоПро ЭЦП Browser plug-in и специальное расширение для вашего браузера.
Выбор оборудования зависит от роли предприятия на рынке молочной продукции. Если вы крупный производитель и планируете наносить маркировку на предприятии, понадобятся специальные маркираторы, которые устанавливаются на линию. Для контроля нанесения нужно использовать специальное решение — камера технического зрения. Поставщики и средние предприятия могут использовать промышленный принтер этикеток или аппликатор с термотрансферной печатью. Небольшим магазинам с ограниченным бюджетом достаточно небольшого принтера для этикеток и ручных сканеров. Также коды можно распечатать в типографии.
Далее подробно рассмотрим, с чего начать и что понадобится для маркировки молочки.
Фермерам, производителям, импортёрам
Процесс маркировки:
- Производитель/фермер:
- Оформите ветеринарный сертификат (ВСД) в системе «Меркурий».
- Закажите коды маркировки в системе «Честный ЗНАК».
- Напечатайте этикетки с кодами и приклейте их на упаковку.
- Отправьте данные о нанесении и вводе в оборот кодов маркировки в систему «Честный ЗНАК».
- Импортёр:
- Сделайте то же самое, что и производитель, но также передайте файл для печати этикеток или готовые этикетки иностранному поставщику.
- Если ввозите сразу большое количество кодов маркировки, то сформируйте агрегированный таможенный код (АТК). В него будут включены все коды маркировки, ввозимые через таможню, но не более 3 тысяч кодов на один АТК.
- Передайте список нанесённых кодов маркировки или список АТК на таможню, указав их в декларации на товары, или передайте таможенному брокеру, если оформляете ввод через него.
- Отправьте данные о вводе в оборот кодов маркировки в систему «Честный ЗНАК» после прохождения таможни.
Если отгружаете большую партию товара, то можете объединить несколько упаковок в одну, создав общий код для всей партии. В системе «Честный ЗНАК» нужно указать все коды входящих товаров.
- Продажа:
- При отправке товара вы отправляете покупателю транспортный ВСД в системе «Меркурий» и электронный документ УПД с кодами маркировки.
- Покупатель проверяет коды, подтверждает получение товара, подписывая УПД в ЭДО и погашает ВСД в системе «Меркурий».
- Коды переходят на баланс покупателя. В период объёмно-сортового учёта, коды остаются у производителя, а у текущего владельца количество товара отражается в виртуальном складе ЛК «Честного ЗНАКа».
Дистрибьюторам и оптовикам
Приёмка товара:
- Вы получаете от поставщика УПД с кодами маркировки, если товары промаркированы поштучно или без кодов, если маркировка по объёму.
- Проверьте информацию в документе: совпадают ли указанные GTIN и количество кодов маркировки. Если в УПД коды перечислены поэкземплярно их сами коды маркировки, если в УПД коды перечислены поэкземплярно и подтвердите получение товара, подписав УПД.
- Погасите ветеринарный сертификат.
Отгрузка товара:
- Создайте электронный УПД в ЭДО с кодами маркировки. Если действует объёмно-сортовой учёт вместо поэкземплярного, укажите только GTIN и количество.
- Подпишите и отправьте документ покупателю.
- Покупатель проверяет информацию, подтверждает получение товара и гасит ветеринарный сертификат.
- Коды маркировки переходят на баланс покупателя.
Рознице и общепиту
Приёмка товара:
- Вы получаете от УПД с кодами маркировки.
- Проверьте информацию в документе и подтвердите получение товара.
- Погасите ветеринарный сертификат.
Продажа товара:
- При продаже вы сканируете код маркировки на потребительской упаковке.
- Система фиксирует продажу, и код выбывает из оборота.
Заключение
Маркировка приносит пользу как производителям, так и потребителям, делая молочную продукцию более безопасной и качественной. Система «Честный ЗНАК» позволяет отследить путь товара от производителя до покупателя, что делает рынок более прозрачным и защищает потребителей от поддельных товаров и недобросовестных поставщиков. Помимо гарантии качества, покупатели получают доступ к информации о составе, сроках годности, а также к возможности возврата товара в случае обнаружения проблем. Помогает сделать осознанный выбор в пользу качественных и безопасных молочных продуктов.