Сроки маркировки товаров: требования и санкции за невыполнение
Отдел продаж:
Отдел продаж:
Маркировка товаров в России
Маркировка

Маркировка товаров в России

Маркировка товаров — это система контроля и идентификации товаров, которая начала своё развитие в России с 2019 года. Перечень групп товаров, подлежащих обязательной маркировке ежегодно пополняется. Перед обязательной маркировкой, как правило, проводятся пилотные проекты, в рамках которых определённые категории товаров маркируются в добровольном порядке. Рассказываем, какие товары должны маркироваться в РФ.

Зачем нужна маркировка

Маркировка — это механизм, позволяющий проследить за товаром по всему пути от его производства до продажи. В этом процессе задействованы все участники товарооборота.

Условно процесс маркировки можно разделить на три этапа:

  1. Изготовители и поставщики размещают на товарах коды маркировки.
  2. Импортёры сверяют данные из кодов маркировки, регистрируют факт передачи прав собственности на товар при его закупке или продаже розничным продавцам.
  3. Розничные продавцы сверяют данные из кодов маркировки, регистрируют факт закупки и продажи товара конечному потребителю, а также фиксируют факт выбытия товара при помощи ККТ.

Все сведения о маркированных товарах передаются в государственную информационную систему «Честный ЗНАК». Регистрация в ГИС МТ «Честный ЗНАК» — обязательное требование для всех участников маркированного товарооборота. По мнению инициаторов внедрения маркировки, надзор за товарами поможет избавиться от контрафактной продукции, повысить качество товаров для конечных потребителей.

Какие товары уже подлежат обязательной маркировке

Некоторые категории товаров уже маркируются в обязательном порядке. Например, маркировка шуб началась ещё в 2016 году. При этом сведения о товарах передавались в разные инфосистемы. С 2019 года все данные о маркируемой продукции передаются в единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК».

В настоящий момент обязательной маркировке подлежат товары из следующих групп:

  • шубы и изделия из меха;
  • табак;
  • обувь;
  • товары лёгкой промышленности;
  • лекарства;
  • духи и туалетная вода;
  • шины и покрышки;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • упакованная питьевая вода;
  • молочная продукция;
  • пиво и слабоалкогольные напитки.

Товары, которые маркируются в обязательном порядке с 2022 года

Для некоторых товарных групп введение обязательной маркировки было запланировано на 2022 год.

В перечень таких товаров вошли:

  • питьевая вода из всех остальных категорий, помимо минеральной;
  • табачные стики и никотиносодержащие смеси для забивки кальянов;
  • молочная продукция, производством и реализацией которой занимаются КФХ и сельскохозяйственные производственные кооперативы.

Изменения в перечне маркированной продукции, запланированные на 2022 год, представлены в таблице ниже.

Товарная категория Сроки Исключения, не попадающие под маркировку Документ
Упакованная минеральная вода, в том числе минеральная С 1 марта 2022 года — обязательная маркировка любой категории упакованной воды (ТН ВЭД 2201, в том числе 2201 90 000 0, ОКПД2 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140);
с 1 сентября 2022 года розничные продавцы обязаны передавать сведений о продажах в систему маркировки
1 ноября 2022 года — введение объёмно-сортового учёта продукции, участники оборота должны будут подключиться к ЭДО в обязательном порядке.
Вода: изо льда и снега; для детского питания; привезённая физлицом для личного потребления; для магазинов беспошлинной торговли; для дипломатических представительств; на хранении у изготовителя; произведённая в качестве испытательного образца. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 года № 841
Никотиносодержащая продукция (табачные стики, никотиносодержащие кальянные смеси без табака) 28 февраля 2022 года — завершение эксперимента по маркировке никотиносодержащей продукции;
с 1 марта 2022 года — участники оборота табачных стиков и кальянных смесей, содержащих никотин, обязаны пройти регистрацию в системе «Честный ЗНАК»;
с 15 марта 2022 года — производители, импортёры, а также оптовые и розничные продавцы табачных стиков и никотиносодержащих смесей для кальяна обязаны передавать сведения о проведении любых операций с указанными товарами в систему маркировки «Честный ЗНАК».
Проект для внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства РФ от 28 года 2019 года № 224 готовится Минпромторгом РФ
Молочная продукция C 31 марта 2022 года — розница, занимающаяся реализацией молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее, будет обязана фиксировать факт выбытия товара с помощью онлайн-кассы;
с 1 июня 2022 года — вышеуказанное требование к рознице будет действовать при реализации молочной продукции со сроком годности более 40 дней;
с 1 сентября 2022 года — введение объёмно-артикульного учёта для опта и розницы, участники будут обязаны подключиться к ЭДО в обязательном порядке;
с 1 декабря 2022 года — маркировка молочной продукции станет обязательной для фермеров и сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Молочная продукция до 30 г; питание для детей до трёх лет; лечебное диетическое и профилактическое питание; развесной творог, разливное молоко. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2019 года № 836

Товары, которые маркируются с 2023 года

Пиво и слабоалкогольные напитки будут маркировать с 2023 года. Внедрение маркировки пива будет происходить поэтапно:

  • с 1 марта производители и поставщики должны быть зарегистрированы в системе маркировки;
  • с 1 апреля обязательной маркировке подлежат пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в кеги;
  • с 1 октября — начнут маркировать пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в стеклянную и полимерную упаковку.

Пилотные проекты по маркировке

Пилотные проекты по маркировке позволяют проверить работоспособность и эффективность системы маркировки на практике. В ходе таких проектов можно выявить возможные проблемы и недостатки, а также оптимизировать процесс маркировки, чтобы он был максимально удобен и эффективен для всех участников рынка

Участие в экспериментальной маркировке помогает подготовить производителей и продавцов к внедрению системы маркировки в широком масштабе. В ходе эксперимента они могут познакомиться с процедурой маркировки, научиться её правильно выполнять, а также узнать о преимуществах и недостатках системы маркировки.

Кроме того, пилотные проекты дают возможность государственным органам и организациям, ответственным за внедрение системы маркировки, получить обратную связь от участников рынка и внести необходимые изменения в систему, чтобы она максимально соответствовала потребностям рынка и эффективно боролась с контрафактом.

Эксперименты по маркировке 2022 года

В 2022 году для некоторых товарных категорий было запланировано проведение пилотных проектов, участники которых на добровольной основе маркировали производимую и реализуемую продукцию.

Так, например, 15 февраля 2022 года стартовал пилотный проект по маркировке никотиносодержащих жидкостей, электронных систем доставки никотина одноразового использования, а также картриджей и капсул.

По предложению Минпромторга 1 марта 2022 года также стартовали сразу два эксперимента: в рамках одного проекта начали маркировать соки, компоты и морсы, а по другому эксперименту — сладкую газировку.

Ещё один эксперимент по маркировке начался 1 апреля 2022 года. Маркировать начали пищевую рыбную продукцию, упакованную в потребительскую упаковку. Условия эксперимента не распространялись на живую, свежую рыбу, а также на живые, свежие водные беспозвоночные.

1 мая 2022 года снова запустили два эксперимента одновременно. По первому проекту средства маркировки нужно было наносить на корма для домашних животных в потребительской упаковке, кроме сельскохозяйственных кормов. В рамках второго проекта маркировали консервированную продукцию из мяса и мясных субпродуктов, а также овощей и фруктов.

А ещё через месяц стартовал пилотный проект по маркировке некоторых видов алкогольной продукции. Маркировать будут вино, вермуты, настойки, ликёры и др.


Все вышеуказанные пилотные проекты были завершены 28 февраля 2023 года. Кроме того, в этот день были завершены эксперименты по маркировке антисептиков и БАДов.

В настоящий момент продолжается эксперимент по маркировке медицинских изделий, который стартовал 15 февраля 2022 года. Планируется, что он будет завершён 31 августа 2023 года.

Эксперименты по маркировке 2023 года

С 1 апреля 2023 года власти планируют провести эксперимент по маркировке радиоэлектроники, который будет включать в себя розетки, светочувствительные проводники, лампы и светотехнику.

Эксперимент продлится до 31 августа 2024 года. Идея маркировки электроники была предложена впервые в 2021 году, а в феврале 2022 года Минпромторг представил проект постановления правительства об обязательном введении маркировки электронных устройств. До января 2023 года компании могли добровольно присоединиться к эксперименту.

Почему для работы с маркированными товарами нужно организовать ЭДО

В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2464, а также от 28 апреля 2021 года № 64, участники оборота некоторых товарных категорий, подлежащих обязательной маркировке, должны передавать сведения из кодов маркировки в систему «Честный ЗНАК» исключительно через сервисы операторов ЭДО.

Пользователям программ 1С будет удобно передавать УПД с кодами маркировки через сервис электронного документооборота 1С-ЭДО. Вся работа с данными будет происходить в привычном интерфейсе — никакого дополнительного ПО устанавливать не потребуется. Остальным пользователям подойдёт Астрал.ЭДО — сервис адаптирован для работы с маркированными товарами и позволяет настроить автоматизированную передачу УПД в систему маркировки.
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
autohello-finger