Маркировка воды и молока: актуальные вопросы и ответы на них
Отдел продаж:
Отдел продаж:
20 апреля 2023
2669
Маркировка воды и молока: ответы на самые актуальные вопросы участников товарооборота
Маркировка

Маркировка воды и молока: ответы на самые актуальные вопросы участников товарооборота

Осенью 2022 года начали действовать новые требования к участникам товарооборота бутилированной воды и молочной продукции. В соответствии с обновлёнными правилами маркировки, производители, поставщики, а также опт и розница обязаны применять электронный документооборот при передаче данных о маркированных товарах в систему «Честный ЗНАК».

Поскольку наши клиенты регулярно обращаются к нам с вопросами относительно маркировки, порой не самыми тривиальными, мы собрали наиболее популярные из них и попросили директора департамента по работе с партнёрами ЦРПТ Александра Смирнова на них ответить.

Что изменилось для участников оборота упакованной воды и молочной продукции с осени 2022 года?

С 1 сентября 2022 года для молочной продукции стал обязательным вывод товаров из оборота путём розничной реализации. Это означает, что розничные магазины, которые осуществляют продажу маркированной продукции, с этой даты должны начать сканировать коды на кассе при продаже и передавать сведения о продажах в систему маркировки с использованием онлайн-касс.

И второе, но не менее важное изменение заключается в обязательной подаче сведений об обороте маркированной продукции посредством электронного документооборота (ЭДО) в объёмно-сортовом учёте для опта и розницы. Это нововведение касается также упакованной воды и для данной товарной группы действует с 1 ноября.

Также с 1 ноября производители, импортёры и организации оптовой и розничной торговли должны подавать сведения в систему цифровой маркировки «Честный ЗНАК» о выводе из оборота продукции по прочим причинам, таким как:

  • использование для собственных нужд;
  • использование для собственных нужд покупателем;
  • безвозмездная передача;
  • истечение срока годности;
  • утилизация;
  • утрат и прочие причины.

Какие действия участникам оборота необходимо предпринять в связи с этим?

Для участников оборота эти даты означают новый формат работы с маркированной продукцией для данных товарных групп.

Порядок действий для участников оборота следующий:

  1. Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и зарегистрироваться в системе маркировки «Честный ЗНАК».
  2. Подключиться к сервису электронного документооборота и начать работу в объёмно-сортовом учёте (указывать в электронных накладных наименование и количество товаров, без указания каждой единицы). Небольшим компаниям можно воспользоваться бесплатным сервисом «ЭДО Лайт», который встроен в личный кабинет системы маркировки.
  3. Розничным компаниям, которые реализуют молочную продукцию, с 1 сентября нужно обновить кассовое ПО и сканировать такие товары на кассе с помощью 2D сканера.

Система Астрал.ЭДО адаптирована под работу с маркировкой. Её функции позволяют быстро обмениваться УПД и полностью автоматизировать передачу данных в «Частный ЗНАК». Сервис можно попробовать бесплатно.

Какая продукция попала под маркировку воды и молока осенью 2022 года?

Минеральная вода маркируется с 1 декабря 2021 года, а прочие категории питьевой воды — с 1 марта 2022. Что касается молочной продукции, то с 1 декабря 2021 маркируется уже вся молочная продукция: молоко, сыр, сливочное масло, мороженое, кефир, сгущёнка, йогурты и творог.

С осени 2022 года никакие новые позиции не попали под маркировку, однако стала обязательной работа с ЭДО, а для розничных магазинов, которые продают молоко — с кассами

Что делать компаниям, которые работают в отдалённых и труднодоступных местностях?

Для таких компаний предусмотрен специальный режим работы. В случае, например, производства продукции в отдалённых или труднодоступных местностях маркировка производится в стандартном порядке.

Однако в качестве упрощённого порядка предусмотрено, что подавать сведения о вводе в оборот, переходе права собственности на данную продукцию, а также о розничной реализации или иных причинах вывода из оборота, если она обращается на территории отдалённых и труднодоступных местностях в систему, не требуется.
Например, в случае перемещения на остальную территорию РФ маркированной продукции до её выставления в месте реализации участник, который продаёт маркированную продукцию из отдалённого региона, представляет в систему маркировки информацию об участнике, которому он продаёт продукцию и перечень кодов маркировки, без использования ЭДО.

Как новые требования коснутся торговли через вендинговые аппараты?

В вендинговых аппаратах, как правило, продаётся вода. Участник оборота, который занимается реализацией воды в таких аппаратах, должен подать сведения о выводе из оборота по причине продажи в вендинговых аппаратах в «Честный ЗНАК» при отгрузке со склада, но до помещения воды в автомат.

А что насчёт HoReCa и муниципальных учреждений (сады, школы)?

Несмотря на то что отели, рестораны, кафе и муниципальные учреждения начнут работать с маркировкой с декабря 2023 года, для ряда участников есть некоторые особенности.

Во-первых, необходимо проверить наличие кода маркировки на продукте, его целостность и считываемость, так как оборот немаркированной продукции запрещён.

Во-вторых, если компания из сегмента HoReCa продаёт маркированный товар через кассу, то она автоматически становится участником оборота и на неё распространяются те же обязательства, что и на розничные магазины. Например, если продают воду в ресторане, пробивая её на кассе. Таким участникам нужно уже сейчас подключаться к электронному документообороту, а с 1 марта 2023 — сканировать воду на кассе.

С 1 декабря 2023 года на HoReCa и муниципальные учреждения ложится обязанность принимать маркированные товары по УПД и выводить его из оборота с указанием причины. До 2023 года этим должны заниматься поставщики продукции.

Чем грозит невыполнение требований по переходу на ЭДО для маркировки?

Административной ответственностью и штрафом в размере от 1 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч рублей — для юридических лиц.

Как информация о движении маркированного товара попадает в «Честный ЗНАК»?

Путь товара начинается от производителя или импортёра. Именно они наносят маркировку на товар. Далее при каждой передаче товара по товаропроводящей цепи в систему маркировки передаётся вся информация о товаре, в том числе о его текущем владельце и местонахождении. То есть система позволяет проследить весь путь товара с помощью ЭДО и подачи информации в «Честный ЗНАК».

Как общепиту, который использует молочную продукцию при приготовлении, проводить УПД?

Как мы говорили ранее, если предприятия общественного питания используют молочную продукцию или упакованную воду для собственных нужд (для приготовления блюд), то до 1 декабря 2023 года никаких действий осуществлять не нужно. Поставщик самостоятельно должен вывести такую продукцию, указав в УПД, что передаёт продукцию ресторанам.

А вот с 1 декабря 2023 года рестораны должны будут принимать УПД самостоятельно.

Что делать с товаром, который куплен у поставщика до 1 ноября 2022 года? Можно ли сделать бумажную ТОРГ-12?

Если товар был куплен у поставщика до обязательной работы с электронным документооборотом, то товар может быть принят привычным для вас способом (например, с помощью ТОРГ-12). А вот с 1 ноября 2022 года, все сделки должны быть оформлены с помощью ЭДО.

В каких случаях общепит должен регистрироваться в «Честном ЗНАКе» в категории «Вода»?

Если ресторан продаёт на кассе упакованную воду (например, бутылка воды 0.5), то ресторан работает как розничный магазин. Поэтому с 1 ноября 2022 года нужно принимать всю маркированную воду с помощью ЭДО. Это означает, что в данном случае необходимо зарегистрироваться в системе.

Если вода используется для приготовления блюд, то до 1 декабря 2023 года можно работать по-старому. Однако с декабря 2023-го организации общепита должны быть зарегистрированы в «Честном ЗНАКе» и обязаны самостоятельно принимать в оборот, а также выводить из него маркированную продукцию.

Для подключения к системе маркировки участникам товарооборота маркированных товаров потребуется пройти несколько этапов, включающих в себя оформление электронной подписи, подключение к системе ЭДО, приобретение необходимого оборудования и ПО, обучение персонала и тому подобное. Чтобы упростить процесс подготовки, воспользуйтесь комплексом решений Астрал.Маркировка. Наши специалисты подберут тариф для бизнеса любой направленности и любого размера. Оставьте заявку и получите полный набор сервисов для маркировки «под ключ».

2669
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
autohello-finger