Маркировка в общепите: принцип работы и штрафы
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Автор Елена Янова

Елена Янова

28 декабря 2022
5048
Маркировка в общепите
Маркировка

Маркировка в общепите

Маркировка в общепите существует давно: требования к ней были изложены в санитарных правилах 2001 года. Уже тогда они коснулись не только разметки оборудования (холодильников, кухонной посуды), но и маркировки пищевой продукции, которую используют или изготовляют в заведении.

Новая система обязательной маркировки товаров РФ в последнем квартале 2022 года впервые затронула производителей и продавцов пищевых продуктов. Несоблюдение новых требований к маркировке влечёт за собой штраф, и это значит, что документооборот в местах общественного питания существенно изменится.

Продажа воды и молочной продукции в общепите

Новые правила работы с маркированными товарами распространяются на все заведения общественного питания: рестораны, кафе, бары, столовые в госучреждениях, киоски с товарами навынос. Информацию о приёме молочной продукции от поставщика с 1 сентября 2022 года необходимо передавать в систему мониторинга «Честный ЗНАК». С 1 ноября 2022 года эти же действия нужно совершать при приёме воды.

При продаже продукции в общепите отдельно через кассу нужно сканировать двумерный код DataMatrix, нанесённый на упаковку товара. Касса должна быть подключена к оператору фискальных данных, который передаст сведения о выбытии маркированного товара в «Честный ЗНАК». С 1 сентября 2022 года таким образом необходимо выводить из оборота молочные продукты, с 1 марта 2023 года — воду.

Если заведение не продаёт молочную продукцию в своей закрытой упаковке через кассу, а только использует её при приготовлении пищи, то сканировать коды нужно с 1 декабря 2023 года. Для работы с маркированной водой ввели послабления: при использовании её в качестве ингредиента не нужно сканировать DataMatrix. Достаточно в течение трёх дней после выбытия воды передать через Личный кабинет «Честного ЗНАКа» сведения о её реализации.

С какой маркированной продукцией работает общепит

Обязательная маркировка касается не всей продукции общепита. Не подлежат маркировке непищевой лёд и продукция для детского питания.

При приёме и продаже изделий в общепите нужно сканировать метки на товарах следующих категорий:

ТН ВЭД ОКПД-2
природные минеральные воды, газированные 2201 (в том числе 2201 10) 11.07.11.110
воды без добавления сахара или других подслащивающих веществ 2201 (в том числе 2201 90 000 0) 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140, 11.07.11.150
сыры 0406 10.51
мороженое и пищевой лёд, содержащие молочные жиры или белок 2105 00 10.52
сухое молоко, сливочное масло и другие продукты из молока со сроком хранения > 40 суток 0401 – 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0 10.51, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190
творог, кефир и другие продукты из молока со сроком хранения 0401 – 0406, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0 10.51, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190

Как общепиту подготовиться к работе с системой маркировки

Чтобы общепит мог работать с маркированными изделиями, владельцам бизнеса необходимо:

  • Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи и установить программное обеспечение для работы с ней. Руководитель организации или ИП может получить сертификат только в Удостоверяющем центре ФНС России.
  • Зарегистрироваться на платформе «Честный ЗНАК», чтобы выполнять все операции, связанные с маркировкой изделий. Общепит, использующий молочные продукты, также обязан подать заявку в Россельхознадзор для регистрации в системе «Меркурий». Базы данных двух систем ещё не интегрированы, поэтому необходимо использовать обе
  • Подключить электронный документооборот, чтобы получать накладные на маркированный товар и передавать данные о его движении в «Честный ЗНАК».
  • Подготовить специальное оборудование и кассовое ПО. При продаже маркированных изделий общепиту потребуются 2D-сканер для чтения DataMatrix и онлайн-касса, подключенная к оператору фискальных данных, который передаст информацию о выводе товара из оборота в систему мониторинга.

Принцип работы с маркировкой в общепите

В общепите работа с маркировкой продукции начинается при приёме товара от производителя или поставщика, который наносит код на упаковку. Сотрудники общепита должны отсканировать код, чтобы передать данные о движении товара оператору фискальных данных и государственной системе мониторинга.

Если полученный продукт продают в ресторане в своей закрытой упаковке, нужно зафиксировать его покупку гостем заведения и подтвердить, что товар выведен из оборота. Для этого маркировку сканируют на кассе при продаже изделия клиенту.

Если продукт в общепите используют только на кухне для приготовления других блюд, нужно отчитаться о его выводе из оборота в течение 3 рабочих дней. Приём и использование ингредиентов фиксируются в системе мониторинга с 1 декабря 2023 года.

Перевод документооборота в электронную форму и отказ от бумажной документации значительно ускоряет общение между контрагентами. А упростить ведение отчётности вам поможет онлайн-сервис для электронного документооборота Доки с бесплатным пробным периодом. Сервис отлично подойдет для тех, кто хочет работать с документами прямо в 1С.

Зачем нужна маркировка в общепите

Маркировка продуктов в общепите — часть глобальной системы контроля за качеством изделий и их ингредиентов. Она используется на всех этапах оборота товара: при его изготовлении, транспортировке, поступлении на прилавок, продаже. Цель маркировки продуктов — зафиксировать информацию о производителе, дате изготовления, сроке годности изделия. Рестораны должны сканировать код при получении товара и при его продаже или использовании на кухне в качестве ингредиента.

Маркировку в заведениях общественного питания используют и для разметки кухонного инвентаря. Такой тип маркировки необходим для того, чтобы предотвратить перекрёстное загрязнение оборудования (например, разделочных досок и ножей). Система разметки столов, кастрюль и досок разработана подробно, поскольку ошибки при использовании инвентаря приведут к инфекционным заболеваниям и аллергическим реакциям у клиентов общепита. Согласно СанПиНу, для маркировки кухонного оборудования используют буквенные обозначения или цветовую кодировку.

Нарушения и ответственность

Нарушения при использовании маркировки «Честного ЗНАКа» в общепите влекут за собой административные и уголовные наказания.

Отсутствие регистрации заведения в системе маркировки в установленные сроки, нарушение сроков передачи данных о приёмке товара в систему и продажа изделий без их вывода из оборота через кассу приведут к штрафу от 1 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и ИП, от 50 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Приобретение, хранение и сбыт товаров с поддельными кодами влечёт уголовную ответственность по Статье 171.1 УК РФ со штрафом до 300 тысяч рублей или лишением свободы до 3 лет и штрафом до 80 тысяч рублей. Если преступление было совершено при участии организованной группы, размер штрафа возрастает до 1 млн рублей, а срок заключения – до 6 лет.

Для того чтобы учесть все тонкости законодательства об обязательной маркировке, используйте комплекс решений Астрал.Маркировка. Все предложения пакета соответствуют государственным требованиям и готовы к работе с Национальной системой цифровой маркировки.
Автор Елена Янова

Елена Янова

28 декабря 2022
5048
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

autohello-finger