Идея провести эксперимент по маркировке безалкогольной продукции в России появилась давно. Первые законопроекты о маркировке соков, подслащённой воды и других напитков Минпромторг представил в 2022 году, однако документы были отправлены на доработку. В 2023 году сотрудники министерства предложили новый проект, который в настоящее время находится на рассмотрении. Уточним условия проведения эксперимента и разберёмся в том, как начать маркировать безалкогольные напитки.
Эксперимент по маркировке безалкогольной продукции в 2023 году
В 2023 году маркировка безалкогольных напитков в России будет добровольной, а не обязательной. К эксперименту по маркировке смогут присоединиться все участники рынка: производители, импортёры, оптовые и розничные продавцы продукции. Для того чтобы вступить в рабочую группу, предпринимателям потребуется заполнить заявку в специальном разделе, который будет создан на сайте системы маркировки «Честный ЗНАК» после окончательного утверждения правил эксперимента.
Участники пилотного проекта получат доступ к Личному кабинету на сайте «Честный ЗНАК», смогут заказать, распечатать и нанести на упаковку продукции коды DataMatrix. На каждом этапе маркировки продукции предпринимателям будут помогать специалисты Центра развития перспективных технологий — оператора системы маркировки и прослеживаемости. Отзывы производителей, импортёров и продавцов об участии в эксперименте и внесённые ими предложения в дальнейшем будут рассмотрены при составлении правил обязательной маркировки безалкогольных напитков.
Какая продукция подлежит маркировке
В рамках эксперимента предлагают промаркировать несколько видов газированных и негазированных безалкогольных напитков. Полный перечень напитков и их коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности приведены в приложении к законопроекту.
Наименование продукции | Код ТН ВЭД ЕАЭС |
---|---|
Воды с добавлением подслащивающих или вкусоароматических веществ (в том числе минеральные и газированные воды) | 2202 10 000 0 |
Квасы | 2202 10 000 0; 2206 00 590 1; 2206 00 890 1 |
Соки фруктовые, ореховые и овощные, не подвергнутые брожению и не содержащие спиртовые добавки | 2009 (кроме 2009 11) |
Компоты фруктовые и ягодные, морсы | 2007 91 300 0; 2007 91 900 0; 2007 99 500 1; 2007 99 970 1; 2008 |
Напитки на основе сои, орехов группы 08, злаков группы 10 или семян группы 12 по ТН ВЭД | 2202 99 110 0; 2202 99 150 0 |
Растворимые напитки с добавлением подслащивающих или вкусоароматических веществ | 1901 90 190 0; 2101 12 920 1; 2106 90 980 8 |
Прочие безалкогольные напитки с добавлением подслащивающих или вкусоароматических веществ, не содержащие продуктов товарных позиций 0401— 0404 или жира, полученного из продуктов товарных позиций 0401 — 0404 по ТН ВЭД | 2202 99 180 0 |
Для обозначения некоторых биологически активных добавок к пище используют те же коды ТН ВЭД ЕАЭС, что и для обычных напитков. Если ваша продукция прошла государственную регистрацию в качестве БАД, маркировать эти товары в рамках данного эксперимента не нужно.
Сроки маркировки безалкогольных напитков
Минпромторг предлагает начать пилотный проект по маркировке безалкогольной продукции 15 мая 2023 года. Финал эксперимента запланирован на 1 февраля 2024 года.
Решение о том, нужно ли вводить обязательную маркировку безалкогольных напитков, будет принято после того, как Минпромторг и Минсельхоз совместно проанализируют результаты пилотного проекта. Сотрудники ведомств должны оценить итоги эксперимента до 15 января 2024 года. На основе этих данных будут разработаны правила и обозначены сроки обязательной маркировки безалкогольных напитков
Что нужно для маркировки безалкогольных напитков
К введению обязательной маркировки безалкогольной продукции лучше подготовиться заранее. Предпринимателям потребуется скорректировать свои бизнес-процессы, обновить оборудование и программное обеспечение.
- Всем участникам оборота безалкогольных напитков необходимо зарегистрироваться в системе маркировки «Честный ЗНАК» и описать в Личном кабинете системы свою продукцию. Для входа в Личный кабинет нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Также УКЭП потребуется при работе с электронными документами. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель должен заказать её в удостоверяющем центре ФНС.
- Для маркировки безалкогольных напитков используют двумерные коды DataMatrix. Заказать и оплатить их можно через Личный кабинет «Честного ЗНАКа» или на платформе ГС1 РУС. DataMatrix нужно распечатать и приклеить на упаковку товара. Для этого применяют термо- или термотрансферные принтеры, предназначенные для печати устойчивых к воздействию света и влаги этикеток.
- Производители, импортёры, оптовые и розничные продавцы безалкогольных напитков вместо накладных на товар должны использовать электронные универсальные передаточные документы (УПД). В УПД содержатся коды маркировки продукции. Для передачи УПД предпринимателям потребуется заключить договор с оператором электронного документооборота (ЭДО). Оператор ЭДО также будет отправлять информацию о движении маркированного товара в «Честный ЗНАК».
- При приёме безалкогольной продукции от поставщика и её продаже конечному потребителю, а также при проведении инвентаризации предпринимателю необходимо сканировать коды DataMatrix. Для этого потребуется специальный 2D-сканер или терминал сбора данных.
- Магазинам, которые реализуют безалкогольные напитки и другую маркированную продукцию, нужна онлайн-касса, которая поддерживает работу с форматом фискальных документов 1.2. ФФД 1.2 разработан специально для продажи маркированных товаров.
- Чтобы передавать в «Честный ЗНАК» информацию о продаже безалкогольной продукции на кассе конечному потребителю, владельцам магазинов нужно заключить договор с оператором фискальных данных.
Маркировка напитков и акциз
В конце 2022 года в Налоговый кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым сахаросодержащие напитки признаются подакцизным товаром. С 1 июля 2023 года производители, переработчики и импортёры этой продукции станут платить по 7 рублей за каждый литр напитка.
Акцизом облагаются напитки, которые были изготовлены с использованием сахара, сахарного сиропа или мёда и продаются в потребительской упаковке. Эти правила не распространяются на алкогольную продукцию, соки, морсы, напитки на основе зерна или орехов, а также на специализированную пищевую продукцию, которая прошла госрегистрацию в этом качестве.
Среди безалкогольных напитков, которые подлежат маркировке в рамках пилотного проекта, также есть подакцизные товары. Ресурсы системы маркировки «Честный ЗНАК» будут использоваться для того, чтобы правильно рассчитать и начислить акциз по такой продукции.