Маркировка кожи
Маркировка кожи позволяет отслеживать перемещение кожаных изделий от изготовителя до конечного потребителя. Каждой единице товара присваивается определённый код — DataMatrix. Он содержит всю необходимую информацию о товаре. Таким образом покупатель защищён от подделок и контрафакта, а государство контролирует рынок товаров из натуральной кожи.
Расскажем, как начать маркировку, если вы только начинаете производить, импортировать или продавать кожаные изделия и что для этого понадобится.
Какие изделия из кожи подлежат маркировке
Маркировка кожи регулируется законодательством — Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956. Документы содержат перечень товаров с наименованиями. Маркировать требуется изделия лёгкой промышленности согласно кодам товарной номенклатуры:
- ТН ВЭД ЕАЭС: 4203 10 000 — предметы одежды и принадлежности к одежде, из натуральной кожи или композиционной кожи;
- ОКПД2: 14.11.10 — одежда из натуральной или композиционной кожи.
Обязательной маркировке подлежат верхняя и рабочая одежда: куртки, плащи, пиджаки, юбки, брюки, шорты, фартуки и прочая одежда из кожи. А также аксессуары: перчатки, варежки, шапки, ремни, рюкзаки, портупеи, патронташ и подтяжки. В качестве средства идентификации используется DataMatrix Code.
Кожаные кроссовки, ботинки и т.п. не относятся к лёгкой промышленности. Их маркируют как обувь по другим правилам. На эти изделия наносятся средства идентификации согласно ПП РФ от 5 июля 2019 года №860.
Сроки маркировки кожаных изделий
В 2023 году продавать кожаные изделия без маркировки нельзя. 1 января 2021 года началась обязательная маркировка кожи натуральной. До 1 февраля того же года, требовалось промаркировать нереализованные остатки. А с 1 января 2022 года приёмка и отгрузка маркированных изделий из кожи осуществляется только посредством электронного документооборота (ЭДО).
Как начать маркировку изделий из кожи
Всем участникам маркировки кожи нужно зарегистрироваться в системе маркировки. Для этого нужно выполнить три основных шага:
- Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись на имя директора организации или индивидуального предпринимателя. Получить её можно только в удостоверяющем центре ФНС России.
- Установить программное обеспечение для работы с электронной подписью. Необходимы драйверы для токенов. Их можно скачать на сайте изготовителя. Также понадобится средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и плагин для браузера. Одним из самых популярных производителей средств криптографии является отечественная компания КриптоПро.
- Отправить заявку на регистрацию. Необходимо перейти по адресу: https://markirovka.crpt.ru/register и выполнить проверку на соответствие. Сайт проверяет операционную систему, браузер, криптографический плагин и программное обеспечение. Потом зайти в личный кабинет с помощью сертификата электронной подписи и отправить заявление на регистрацию в системе. Заявление рассматривается в течение трёх рабочих дней.
Для ускоренного выпуска рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Специалисты УЦ «Калуга Астрал» помогут сэкономить время на получение электронной подписи и настройку рабочего места, а пройти идентификацию и получить подпись вы сможете через филиалы нашего партнёра — УЦ «Основание».
Выбрать подходящую лицензию КриптоПро для маркировки кожи рекомендуем в нашем интернет-магазине. Оставьте короткую заявку, для бесплатной консультации специалиста.
Процесс маркировки изделий из натуральной кожи
После регистрации все действия выполняются через личный кабинет системы маркировки. Пользователь может:
- Начать работу в информационной системе маркировки — настроить профиль, зарегистрировать кожаные изделия и получить для них коды товаров, пополнить баланс лицевого счёта.
- Заказать маркировку для товаров — создать и распечатать DataMatrix Code.
- Подать сведения о товаре в личном кабинете:
- Ввести товар в оборот — осуществляется, если кожаные изделия получены от физлиц, изготовлены на территории РФ самостоятельно или с помощью сторонней организации. А также при трансграничной торговле вне зависимости, является страна членом ЕАЭС или нет.
- Агрегировать — объединить кожаные товары в транспортную упаковку под общим кодом.
- Присвоить агрегированный таможенный код — необходимо при прохождении таможенных процедур для внутреннего потребления, реимпорта, экспорта или временного вывоза.
- Отгрузить и принять товар — при переходе прав собственности на кожаные товары, а также рамках договоров комиссии и/или агентских договоров.
- Вывести товар из оборота — при реализации, утери, кражи, порчи кожаных изделий и т.п. Сведения передаются в систему напрямую или автоматически через онлайн-кассы.
- Вернуть товар в оборот — при возврате товара покупателем.
- Перемаркировать товар — производится, если код маркировки утерян или испорчен, в маркировке содержится неверное описание товара, в случае возврата.
- Сформировать набор — сведения о формировании набора товаров подаются отдельно.
Сведения о товаре можно загрузить с помощью файлов формата: * .csv и * .xml или через API формата: * .json, * .csv и * .xml.
Что нужно для маркировки кожаных изделий
Для маркировки кожи потребуется определённое оборудование и программное обеспечение:
- квалифицированная электронная подпись — для подписи электронных документов и работы в информационной системе;
- принтеры — для печати этикеток с DataMatrix Code;
- сканеры и терминалы сбора данных — для считывания кода идентификации;
- товароучётные программы — для ведения складского учёта;
- программы ЭДО — для обмена электронными документами, в случае если в товароучётной программе нет аналогичной функции;
- онлайн-кассы — для розничной продажи.
Оборудование и программы нужно выбирать исходя из своих потребностей и роли в маркировке кожаных изделий. Например, электронная подпись нужна всем участникам рынка. Онлайн-касса — только розничным продавцам. Выбор моделей сканеров и принтеров зависит от производимых и обрабатываемых объёмов товара. Так, небольшому магазину не нужно покупать принтер для экономии собственного бюджета. В случае порчи DataMatrix Code разовую печать этикетки можно заказать в сторонней организации. Однако, для розницы дополнительно понадобится сканер в зону продажи товара или ККТ с такой функцией.
Выбрать принтеры для печати этикеток, товароучётные программы, а также современные модели 2D-сканеров терминалов сбора данных рекомендуем в нашем интернет-магазине. В каталоге представлено оборудование для маркировки и программное обеспечение.
Кому нужно маркировать кожаные изделия
Маркировку изделий из кожи необходимо делать всем участникам рынка: производителям, импортёрам, оптовым и розничным продавцам. Средства идентификации наносятся при изготовлении или ввозе товара на территорию РФ. Но если в магазине или на складе испортится этикетка, то её нужно будет заказывать в информационной системе и печатать. Продавать кожаные товары без маркировки в 2023 году уже запрещено.
Штрафы за отсутствие маркировки натуральной кожи
На товаре нет кода маркировки
Запрещено принимать и продавать такой товар.
Административная ответственность:
- для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей с конфискацией предметов нарушения;
- для юридических лиц — от 50 до 300 тыс. рублей с конфискацией предметов нарушения.
Уголовная ответственность наступает при совершении преступлений в особо крупных размерах и в случае сговора — до 1 млн рублей или лишение свободы до 5 лет.
Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки
Штраф — до 300 тыс. рублей.
Уголовная ответственность ст. 171.1 УК РФ — лишение свободы от 3 до 6 лет.
Отсутствие регистрации в системе маркировки в установленные сроки
Административная ответственность:
- для должностных лиц — от 1 до 10 тыс. рублей или предупреждение;
- для юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей.
Продажа продукции в розницу без передачи в систему маркировки сведений о выводе из оборота
Административная ответственность:
- для должностных лиц — от 1 до 10 тыс. рублей или предупреждение;
- для юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей.
Наступает, если код при продаже не отсканирован, не настроена касса для работы с маркированными товарами, не заключено дополнительное соглашение о передаче данных в систему маркировки с ОФД.
Товары не введены в оборот
Административная ответственность:
- для должностных лиц — от 1 тыс. рублей до 10 тыс. рублей или предупреждение;
- для юридических лиц — от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
Наступает, даже если коды заказаны, нанесены на товар, но не введены в оборот.
Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями о разрешительной документации
Административная ответственность:
- для должностных лиц — от 1 до 10 тыс. рублей или предупреждение;
- для юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей.
Наступает, если при вводе в оборот указанная документация содержит ошибки или не приложена вообще.
Передача товаров юридическому лицу без отправки информации о ней в систему маркировки
Административная ответственность:
- для должностных лиц — от 1 до 10 тыс. рублей или предупреждение;
- для юридических лиц от 50 до 100 тыс. рублей.
Наступает, если при приёмке или отгрузки кожаных товаров данные не отправлены по ЭДО.
Нарушение сроков передачи сведений в систему
Административная ответственность:
- для должностных лиц — от 1 до 10 тыс. рублей или предупреждение;
- для юридических лиц от 50 до 100 тыс. рублей.
Наступает, если в течение трёх дней не переданы данные о передаче прав на товары.
Возврат в оборот товаров, владельцем которого вы не являлись
Административная ответственность:
- для должностных лиц — от 1 до 10 тыс. рублей или предупреждение;
- для юридических лиц от 50 до 100 тыс. рублей.
Наступает, если участник рынка возвращает в оборот товар, который ему ранее не принадлежал.