Штрихкодирование товаров
Штрихкодирование товара используется для идентификации продукции на этапе производства, транспортировки и продажи. С помощью специального графического рисунка пользователь может получить информацию о товаре или отследить его движение. Такой способ считывания данных автоматизирует многие процессы. Применяется в обязательной маркировке, логистике, складских помещениях и продажах.
В статье рассмотрим, что такое штрихкодирование товаров и как его начать в области обязательной маркировки.
Что такое штрихкодирование товаров
Штрихкодирование товара облегчает и ускоряет чтение данных о продукции, а также сокращает количество ошибок при работе. На упаковку наносится специальный графический символ — штрихкод. В нём зашифрована необходимая информация. Для получения сведений о товаре штрихкод считывают с помощью специального аппарата — сканера.
Штрихкоды автоматизируют многие процессы. Их удобно использовать на производстве, при транспортировке, отслеживании движения, ведении складского учёта и реализации товара на кассе. Помимо всего, покупателю тоже доступна необходимая информация о продукции. Он может уточнить подлинность, узнать страну-изготовителя, производителя и технические характеристики.
Штрихкод наносится не только на упаковку для товаров. Его печатают на больничных листах, купонах и билетах, в накладных или при составлении электронной налоговой декларации.
Какие виды штрихкодирования существуют
Идентификаторы наносятся на товары в виде линейного или двухмерного рисунка. Главное отличие между ними — это способ кодирования информации.
Линейное штрихкодирование
Одномерный или 1D штрихкод представляет из себя рисунок, состоящий из чёрных вертикальных линий. Каждая линия отделена от другой пробелом. В некоторых местах длина полосок и пробелов отличаются. Ниже по горизонтали расположены цифры. В данной метке зашифровано небольшое количество информации. Для считывания понадобится специальный сканер.
Линейный штрихкод используется во всём мире. Содержание рисунка идентификатора разнится в зависимости от местоположения.
В США и Канаде наносят метку UPC — Universal Product Code, которая делится на два вида: UPC-A и UPC-E. UPC-A имеет 12 цифр и длинные полоски в середине и по краям. Линии в UPC-E отличаются по длине только в начале и в конце. Внизу кода содержится 8 цифр. Маленький размер рисунка позволяет печатать UPC-E на товарах небольшого размера.
В Европе используется стандарт EAN — European Article Number. Они отличаются размерами. Каждый вид штрихкода использует в названии число, которое означает количество содержащихся цифр в рисунке. Например, в EAN-8 под полосками 8 цифр, а в EAN-14 — 14. Длинные штрихкоды используют при транспортировке крупногабаритных товаров. Их удобно применять для отгрузки и при автоматизации хранения продукции.
EAN-14 — не единственный штрихкод, который используется в грузоперевозках. Существуют ещё линейные четырнадцатизначные идентификаторы DUN-14 (Distribution Unit Number) и ITF-14 (Interleaved Two of Five). Первый печатается в виде прямоугольника, где полосы имеют одинаковый размер без вытянутых полос. Второй выглядит также, но имеет вокруг чёрную рамку. Этими кодами маркируют грузовые контейнеры.
Двухмерное штрихкодирование
Двухмерный или 2D-штрихкод может быть не только прямоугольным, но и квадратным. Состоит из чёрных и белых геометрических модулей. По сравнению с линейным идентификатором, содержит в себе больший объём информации и может включать до 4296 знаков.
Двумерный штрихкод наносится на торговые или складские документы, товарную упаковку или используется в качестве цифрового рисунка в интернете. Самые распространённые идентификаторы типа 2D — это QR-код и Data Matrix.
QR-код имеет квадратную форму. Вокруг рисунка расположена белая зона, которая направляет сканер на правильное считывание. Для определения внешних границ используются три квадрата. Это шаблоны поиска. Они расположены вверху и в левом нижнем углу. Также в состав рисунка входят шаблоны синхронизации и направляющий шаблон.
Data Matrix тоже сформирован в виде квадрата чёрного цвета. Рисунок представляет из себя регулярную матрицу. Слева и снизу проходит неразрывная граница. Она нужна для определения величины и искажения идентификатора. Существует две версии данного кода — ЕСС 200 и ЕСС 000-140. Они отличаются размерами символов.
С чего начать штрихкодирование товара
Штрихкодирование продукции осуществляется самостоятельно или через посредников.
Линейное штрихкодирование
Одномерные штрихкоды нужно заказывать через организации, которые представляют Международную Ассоциацию GS1. После обращения вашу компанию и коды зарегистрируют в системе товарной нумерации EAN. Эта услуга платная. Она позволяет осуществлять межсетевые поставки.
Если штрихкод разрабатывается для товаров сетевого магазина или внутреннего применения, то разрешено делать идентификаторы самостоятельно. Достаточно выбрать онлайн-сервис или программу, придумать последовательность цифр (8 или 13 для EAN и от 9 до 18 для ISBN) и заполнить форму. Сформированные штрихкоды останется только нанести на товар или упаковку. Такой способ генерации бесплатный.
2D-штрихкодирование
QR-коды и DataMatrix применяются для товаров, которые подлежат обязательной маркировке. На сегодняшний день кодами идентификации помечают следующую продукцию: шубы, табак, лекарства, обувь, фотокамеры и лампы-вспышки, духи и туалетную воду, шины, товары лёгкой промышленности, молоко и молочную продукцию, упакованную воду, пиво и слабоалкогольные напитки.
Для того чтобы начать штрихкодирование товара, подлежащего обязательной маркировке, нужно выполнить следующие действия:
- Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
- Закупить оборудование.
- Заказать и нанести маркировку на товары.
Получение УКЭП и регистрация в системе «Честный ЗНАК» для штрихкодирования
Перед штрихкодированием товара нужно выполнить три основных шага:
- Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись на имя директора организации или индивидуального предпринимателя. Получить её можно только в удостоверяющем центре ФНС России.
- Установить программное обеспечение для работы с электронной подписью. Необходимы драйверы для токенов. Их можно скачать на сайте изготовителя. Также понадобится средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и плагин для браузера. Одним из самых популярных производителей средств криптографии является отечественная компания КриптоПро.
- Отправить заявку на регистрацию. Необходимо перейти по адресу https://markirovka.crpt.ru/register и выполнить проверку на соответствие. Сайт проверяет операционную систему, браузер, криптографический плагин и программное обеспечение. Потом зайти в личный кабинет с помощью сертификата электронной подписи и отправить заявление на регистрацию в системе. Заявление рассматривается в течение трёх рабочих дней.
Выбор оборудования для штрихкодирования
Помимо КЭП, настройки рабочего места и регистрации в системе понадобится определённое оборудование и программное обеспечение:
- принтеры — для печати этикеток с кодами QR или DataMatrix;
- сканеры и терминалы сбора данных — для считывания кода идентификации;
- товароучётные программы — для ведения автоматизированного складского учёта;
- программы ЭДО — для обмена электронными документами, в случае если в товароучётной программе нет аналогичной функции;
- онлайн-кассы — для розничной продажи.
Список оборудования для штрихкодирования товара составляется для каждой компании индивидуально. Перечень зависит от объёма производимой и продаваемой продукции. Аппараты и ПО выбираются исходя из своих потребностей и роли в маркировке.
Например, электронная подпись нужна всем участникам рынка обязательной маркировки, а онлайн-касса с 2D-сканером — только розничным продавцам. Выбор моделей принтеров и сканеров зависит от масштабов производства и обработки продукции. Так, небольшому магазину не понадобится принтер для печати этикеток. В случае порчи кода печать этикетки можно заказать в сторонней компании.
Такой способ выбора применим и к программному обеспечению. Небольшие организации могут ограничиться личным кабинетом системы маркировки. Для автоматизации процессов большим компаниям нужна современная товароучётная система. Складскую программу интегрируют с личным кабинетом для упрощённого взаимодействия с системой «Честный ЗНАК».
Выбрать товароучётные программы, принтеры этикеток, а также современные модели 2D-сканеров или терминалов сбора данных рекомендуем в нашем интернет-магазине. В каталоге представлено необходимое оборудование и программное обеспечение для работы с маркировкой.
Заказ кодов маркировки для штрихкодирования
Перед тем как заказать коды маркировки, необходимо заключить договор с Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). Именно ЦРПТ является оператором системы. Коды оформляются в личном кабинете. Нужно описать товарную группу и присвоить ей соответствующий код по единой Товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС. Далее требуется пополнить баланс и сформировать заказ. Каждый код уникальный и создаётся для отдельной единицы товара.
После предприниматель печатает коды, наносит их на продукцию и сообщает в систему маркировки сведения о вводе товаров в оборот. Далее происходит следующее:
- отгружая товар, участники рынка передают друг другу универсальные передаточные документы — УПД;
- продавцы пробивают товар на кассе, и код маркировки выходит из оборота;
- покупатель отслеживает движение товара от производителя до магазина с помощью специального приложения.
Для работы с маркировкой рекомендуем сервис Астрал.Маркировка. Это комплексное решение по отслеживанию товаров от производителя до конечного потребителя. Оставьте короткую заявку и получите индивидуальное предложение от наших специалистов.