
Что делать с невыясненными поступлениями
При перечислении налогов, сборов и других платежей в бюджет часто возникают ошибки. Из-за этого казначейство не может установить, от кого поступил платеж. Такие поступления считаются невыясненными. Федеральное Казначейство учитывает эти средства на специальных КБК.
Учет невыясненных поступленийЧаще всего невыясненные поступления в бюджет появляются, когда налогоплательщики делают ошибки в платежах:
- неверно указан получатель или отсутствует вовсе;
- внесенный номер лицевого счета открыт в другом казначействе;
- номер лицевого счета получателя указан неправильно или не заполнен;
- КБК приведен с ошибками;
- не заполнены поля с номером и датой расчетного документа-основания для выплаты средств;
- поля с кодами ИНН или КПП заполнены с ошибками;
- указан неверный код ОКАТО;
- значения в полях с кодами ИНН, КПП и КБК отражены с противоречиями.
Исправить ошибки и учесть поступившие средства должен администратор доходов. Он принимает решение о зачете или уточнении поступившего платежа. Уведомление об этом решении нужно направить в орган Федерального казначейства.
Суммы, источник которых не установлен, отражаются по коду 181 «Невыясненные поступления» КОСГУ. В учете доход отражают на счетах:
- 1 210 82 000 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному»;
- 1 210 92 000 «Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет».
Выглядит эта запись так:
Когда источник платежа установлен, делают обратную запись. Но бывает так, что до конца финансового года платеж уточнить не удается. Тогда при реформации баланса сумму, отраженную на счете 1 210 02 000, списывают на счет 1 401 30 000. При уточнении платежа в следующем году ее восстанавливают.
Администратор доходов бюджета начислил доходы от оказания платных услуг в декабре 2018 года в сумме 200 000 рублей. Платеж поступил в бюджет, но попал в разряд невыясненных поступлений. До конца года уточнить его не удалось. Уточнили платеж только в 2019 году.
В учете бухгалтер сделал записи.
1. В 2018 году:
ДЕБЕТ КДБ 1 205 31 560 КРЕДИТ КДБ 1 401 10 131
— 200 000 руб. — начислены доходы от оказания платных услуг;
ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 181 КРЕДИТ КДБ 1 205 81 660
— 200 000 руб. — отражена сумма дохода, требующего уточнения;
ДЕБЕТ ГКБК 1 401 30 000 КРЕДИТ КДБ 1 210 02 181
— 200 000 руб. — списана сумма невыясненного платежа при завершении финансового года.
2. В 2019 году:
ДЕБЕТ КДБ 1 205 81 560 КРЕДИТ КДБ 1 210 02 181
— 200 000 руб. — уточнена сумма доходов, отнесенная к невыясненным поступлениям;
ДЕБЕТ КДБ 1 210 02 131 КРЕДИТ КДБ 1 205 31 660
— 200 000 руб. — отражено поступление в бюджет суммы дохода от оказания платных услуг.
Применение аналитических счетов
В последней редакции Инструкции № 157н в едином плане счетов появились новые счета, на которых нужно отражать уточнения поступлений прошлых лет. Применяются следующие аналитические счета:
- 1 210 82 000 — для уточнения невыясненных поступлений года, предшествующего году уточнения;
- 1 210 92 000 — для уточнения невыясненных поступлений годов, предшествующих году уточнения, не подлежащих отражению по счету 1 210 82 000.
Операции по уточнению невыясненных поступлений прошлых лет необходимо отражать в обособленном регистре бухгалтерского учета.
ДЕБЕТ КДБ 1 205 81 560 КРЕДИТ КДБ 1 210 82 181
— 200 000 руб. — уточнены суммы доходов, отнесенных к невыясненным поступлениям прошлого года;
ДЕБЕТ КДБ 1 210 82 131 КРЕДИТ КДБ 1 205 31 660
— 200 000 руб. — отражено поступление в бюджет суммы дохода от оказания платных услуг прошлого года.
Чтобы составить отчетность текущего периода, регистр операций по уточнению поступлений обособляется от других операций. Обороты этих аналитических счетов не включают в показатели отчетности текущего года, а исправляют входящие остатки. Если администратор доходов отражает корректировку невыясненных поступлений через дополнительные аналитические счета, то в отчетность за 2019 год эти обороты не включают, а сразу изменяют входящие остатки — в примере это остатки по счетам 1 205 81 000 и 1 205 31 000.
Применение данных счетов нужно согласовать с финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств и закрепить в учетной политике учреждения. В этом помогут п. 2 Инструкции № 162н и п. 6 Инструкции № 157н.