ККТ при расчетах между юридическими лицами или ИП – нюансы применения
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Автор Яна Иванова

Яна Иванова

9 декабря 2024
95457
Применение ККТ при расчётах между юридическими лицами
ОФД

Применение ККТ при расчётах между юридическими лицами

Федеральный закон № 54-ФЗ обязывает всех ИП и организации, которые производят наличные расчёты между юридическими лицами, использовать ККТ. Также они должны отправлять данные о пробитых чеках в налоговую инспекцию через ОФД. Так ФНС отслеживает платёжные операции в режиме реального времени и контролирует доход компаний.

В 2025 году ККТ обязательна для организаций и ИП, которые продают товар, работы или услуги. Касса также необходима компаниям, которые занимаются реализацией азартных игр и лотерей.

При этом имеются категории, которые освобождены от применения онлайн-кассы – список указан в ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ. Можно не применять ККТ при некоторых видах платежей.

В этой статье мы подробно расскажем о правилах и особенностях применения кассового устройства при расчётах между организациями. А также уделим внимание тому, что в 2025 году важно проводить проверки онлайн-касс на корректность работы.

В каких случаях нужна касса

Согласно № 54-ФЗ ККТ должны пользоваться все индивидуальные предприниматели и компании, которые продают товар и оказывают услуги. Однако есть исключения – со списком тех, кто может не использовать онлайн-кассу, стоит ознакомиться в нашем материале.

С 1 марта 2025 года ККТ вводится в торговле на рынках. Арендаторы торговых мест, заключая договор аренды, с этого года обязуются использовать ККТ и предоставлять компаниям, управляющим рынками, документальное подтверждение того, что они применяют контрольно-кассовую технику. В свою очередь, управляющие компании обязуются контролировать наличие ККТ и отчитываться в ФНС.

Не использовать кассу в рыночной торговле смогут только налогоплательщики ЕСХН, предприниматели на патенте и с/х кооперативы (для них разрешение не применять ККТ действует до 1 сентября 2025 года), реализующие свои товары на ярмарках, рынках и выставках, которые используют для этого не больше 3 торговых мест.

Перечень видов деятельности ИП на патенте, на которые распространяется разрешение не использовать ККТ, приведены в 346.43 НК РФ.

Формы платежей между организациями

Есть три вида расчётов между организациями:

  • безналичный: когда денежные средства направляются через посредника — кредитную организацию или банк;
  • наличными деньгами;
  • с предъявлением электронного средства платежа (это может быть пластиковая карта или система СБП).

Всё больше компаний переходят на первый вариант, поскольку он обеспечивает безопасность и подконтрольность денежных операций.

Безналичная оплата

К безналичным платежам относят оплату через платёжные поручения банку. Оплата производится через банковский терминал или операциониста банка.

Как указано в ГК РФ ст.861, «безналичные расчёты могут осуществляться путём перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами и договором».

Если оплата производится безналичным путём с расчётного счёта одной организации/ИП на счёт другой организации/ИП, то можно не применять онлайн-кассу и не распечатывать чек. Но если представитель компании или ИП хочет расплатиться банковской картой, тогда необходимо сформировать чековый документ ККТ.

При этом плательщик ИП должен представить документы продавцу, которые подтвердят предпринимательский статус. При их отсутствии платёж идентифицируется как от физического лица, и организация (поставщик услуг) обязана использовать кассу. То же самое, если ИП платит со своего личного счёта.

Проведение оплат через СБП относят к способу оплаты с предъявлением электронного средства платежа. В таком случае использовать ККТ – обязательный пункт.

Оплата наличными

Наличный платёж между юрлицом и физлицом, который не связан с предпринимательской деятельностью, производится без ограничения суммы. Если наличными будут расплачиваться ЮЛ или ИП, то предельный размер наличных средств устанавливается в законодательном порядке.

Наличные расчёты в рамках одного договора, заключённого между указанными лицами, могут производиться в размере не более 100 тысяч рублей. Если сумма в иностранной валюте, то она должна быть эквивалентна 100 тысячам рублей по официальному курсу рубля, установленному Банком России (п.4 Указания Банка России N 5348-У).

Если покупателем является физическое лицо, то способ оплаты не важен. Он может отдать деньги наличными, расплатиться банковской картой, сделать перечисление из онлайн-банка или электронного кошелька. Продавец в любом случае обязан оформить кассовый документ о продаже (физический или электронный).

Более подробно о том, как перейти на электронные чеки, можно узнать в нашем материале.

А если покупателем является организация или ИП, то по закону № 54-ФЗ применение онлайн-кассы зависит от того, с кем будет производиться расчёт.

Если платёж между организациями произведён наличными средствами или с предъявлением корпоративной банковской карты, то необходимо провести оплату через ККТ и выдать покупателю чек.

Пробивать кассовый чек на ККТ при расчёте между юрлицами организация обязана не позднее рабочего дня, следующего за тем, когда деньги поступили на расчётный счёт. Отдать чек покупателю можно в бумажном виде либо направить в электронном виде по SMS или email. Более подробно об электронных чеках, как перейти на них и что для этого нужно, рассказали в этой статье.

За не выданные или не отправленные чеки организации или ИП грозит административный штраф в размере:

  • 2 000 рублей — для должностных лиц и ИП;
  • 10 000 рублей — для компаний.
Для отправки электронных чеков по SMS / Email со статусом доставки рекомендуем воспользоваться онлайн-сервисом «Астрал.ОФД». АО «Калуга Астрал» входит в утверждённый ФНС список операторов, имеет все необходимые лицензии и сертификаты от Росстандарта и ФСБ России. Сервис передаёт данные и чеки в соответствии с требованиями законодательства вовремя и без перебоев. А круглосуточная поддержка клиентов помогает оперативно решать возникшие вопросы.

Реквизиты кассового чека при расчёте между организациями

Согласно п. 6.1 № 54-ФЗ, к обязательным реквизитам относятся:

  • название компании-клиента и Ф.И.О. ИП;
  • ИНН покупателя;
  • сумма акциза (если необходимо);
  • сведения о стране происхождения товара (при осуществлении расчётов за товар);
  • регистрационный номер таможенной декларации.

Последние два пункта указываются при осуществлении расчётов за товар.

По ст. 516 ГК РФ расчётом можно считать оплату за товар, предусмотренный договором поставки. Если стороны не определили порядок и форму расчёта, то передача денег осуществляется с помощью платёжного поручения.

Критерии выбора онлайн-кассы для юридических лиц

Соответствие требованиям законодательства.

Убедитесь, что выбранная онлайн-касса полностью соответствует законодательным требованиям, например, № 54-ФЗ.

Функциональность.

Проверьте возможности выбранной ККТ. Убедитесь, что она поддерживает все необходимые вам функции, такие как расчёт и печать чеков, отчётность, учёт товаров и услуг, возвраты и т. д.

Надёжность и безопасность.

Безопасность и надёжность онлайн-кассы являются важными критериями выбора. Убедитесь, что у поставщика услуг хорошая репутация, обеспечивается защита данных и система резервного копирования.

Цена и тарифы.

Сравните стоимость использования онлайн-кассы. Также учтите дополнительные расходы – комиссия, плата за обслуживание, поддержка и обновления.

Пользовательский интерфейс и удобство использования.

Проверьте, насколько интуитивно понятны настройки и как быстро вы сможете освоить работу с этой системой.

Техническая поддержка.

Узнайте, какую техническую поддержку предлагает поставщик. Важно, чтобы в случае возникновения проблем или вопросов во время использования онлайн-кассы вы могли обратиться за помощью к экспертам и получить оперативный отклик.

Интеграция с другими программными решениями.

Если у вас уже есть программное обеспечение или система учёта, обратите внимание на возможность интеграции выбранной ККТ с ними. Это позволит автоматизировать процессы и упростить ведение бизнеса.

Онлайн-кассы для юрлиц: обзор моделей

Эвотор 6
  • Есть встроенный терминал эквайринга.
  • Подходит для работы с маркировкой и ЕГАИС.
  • Работает с помощью Wi-Fi и BlueTooth.
  • Удвоенный объём памяти.
  • Удобный интерфейс (цветной экран и сенсор).

Подойдёт для небольших бизнесов и курьерских служб.

Эвотор 6
Атол Sigma 7
  • Передача данных в ОФД через Wi-Fi.
  • Простой и удобный интерфейс.
  • Есть доступ к настройкам кассы из удобного Личного кабинета.

Подойдёт для работы ИП и ООО разного профиля.

Атол Sigma 7
aQsi 5Ф
  • Встроенный эквайринг и сканер (1D / 2D).
  • Подключается к ПК.
  • Небольшой вес.
  • Работает с маркировкой.

Подойдёт для розницы и предоставления услуг.

aQsi 5Ф
АТОЛ 1-Ф
  • Печатает QR-коды.
  • Удобно работать как ИП, так и ООО.
  • Небольшой вес (меньше 0.5 кг) и удобный формат.

Подойдёт для салонов красоты, химчистки и других бизнесов, предоставляющих бытовые услуги.

АТОЛ 1-Ф

Ответственность за неприменение ККТ между юридическими лицами

На организацию или предпринимателя накладываются штрафные санкции, если они не применили онлайн-кассу при расчётах, когда это нужно было сделать.

Административное взыскание за неприменение ККТ при платёжных операциях устанавливается согласно ст. 14.5 КоАП РФ и составляет:

  • для должностных лиц — от 25% до 50% суммы расчёта без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 75% до 100% суммы расчёта без использования кассы, но не менее 30 000 рублей.

Согласно ст.4.1.1 КоАП, если малый или средний бизнес впервые нарушили правила, то вначале им будет выдвинуто предупреждение, а при повторном нарушении — штраф.

Если предприниматель или юрлицо впервые нарушили закон, то могут избежать штрафа, если самостоятельно сообщат налоговой службе о сумме, прошедшей без участия ККТ, и отправят в ФНС чек коррекции. Сделать это нужно раньше, чем налоговая зафиксирует нарушение.

За повторное совершение правонарушения, в случае если сумма платежей без применения ККТ составила в совокупности 1 млн рублей и более, ИП и юрлицу приостановят деятельность на срок до 90 суток.

Предусмотрена ответственность и за невыдачу чека. Для должностных лиц это нарушение карается штрафом в 2 000 рублей, а для компаний — 10 000 рублей.

Помимо этого, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за отсутствие контрольно-кассовой техники у арендаторов торговых мест на рынках. За это управляющие компании, предоставившие места арендаторам-нарушителям, могут получить штрафы до 300 000 рублей (для юридических лиц). За повторное нарушение компания будет оштрафована на 1 000 000 рублей.

Оператор фискальных данных «Астрал.ОФД» поможет избежать штрафов из-за ошибок в работе с ККТ. Купить ОФД можно на 1 год, 15 месяцев или 36 месяцев.
Автор Яна Иванова

Яна Иванова

9 декабря 2024
95457
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
autohello-finger