«Возврат прихода» на чеке – что делать, если деньги не приходят сразу
Разбираемся, что такое признак расчёта и как не попасть под штраф за неправильно оформленный возврат прихода.
Признак расчёта и его значения
«Признак расчёта» ― это реквизит на кассовом чеке, который показывает, откуда и куда поступили денежные средства: приход и расход, возврат прихода и возврат расхода. Давайте разберёмся, что в себя включают эти обозначения:
- Приход — оплата товара или услуги.
- Расход — выдача денег из кассы: выигрыш или подотчётная сумма.
- Возврат прихода — возврат денег за товар или услугу.
- Возврат расхода — получение ранее выданных денег — например, остаток подотчётной суммы, возврат денег в обмен на товар в комиссионном магазине.
В каких случаях пробивают возврат прихода
Для начала стоит разобрать, что значит возврат прихода по кассе.
Чек с реквизитом признака «Возврат прихода» пробивают на ККТ, когда клиент возвращает товар или отказывается от услуги. Его выдают, даже если в сделке участвовала сторонняя компания, например, курьерская служба. При этом продавцу не нужно оформлять расчётный кассовый ордер на выдачу денег.
Чек возврата пробивают также в том случае, если клиент заплатил за товар онлайн, а возвращает деньги наличными.
Клиент может вернуть товар, если:
- С момента покупки прошло не больше 14 дней;
- Товар не использовали.
- Сохранён товарный вид, упаковка, ярлыки и пломбы.
Исключение ― если товар уже попал к покупателю в плохом состоянии.
Что нельзя вернуть согласно перечню непродовольственных товаров, не подлежащих обмену:
- Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях.
- Предметы личной гигиены.
- Парфюмерно-косметические товары.
- Текстильные товары.
- Швейные и трикотажные изделия.
- Изделия и материалы из полимерных материалов, которые контактируют с пищевыми продуктами.
- Бытовая химия.
- Мебель.
- Ювелирные изделия.
- Автомобили, мотовелотовары, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
- Технически сложные товары бытового назначения с гарантийным сроком не менее одного года;
- Гражданское оружие, его запчасти и патроны;
- Животные и растения.
- Непериодические издания.
Пошаговый алгоритм оформления возврата в онлайн-кассе
Практически все предприниматели, принимающие платежи, должны пользоваться онлайн-кассой. Это позволяет упростить процесс продажи и автоматизировать учёт товаров и услуг. При этом важно уметь правильно оформлять возвраты через ККТ – это поможет избежать ошибок и соблюсти законодательные требования.
Ниже разберём 2 случая, как правильно работать с кассой при ситуациях, когда покупатель хочет вернуть товар или кассир ошибся при формировании чека, но сразу это увидел.
-
Попросите покупателя заполнить письменное заявление на возврат.
Существует унифицированная форма, которая значительно упростит клиентам оформить нужное требование.
В нём покупатель должен указать личные данные и информацию о товаре (стоимость и причина возврата).
-
Сформируйте накладную в двойном экземпляре.
Один вариант оставьте себе, а другой пойдёт клиенту. Универсальной формы, как в первом случае, нет. Поэтому вы можете составить свой вариант. Чтобы упростить задачу, мы прикрепляем примерную накладную, которую можно использовать.
-
Создайте чек и пробейте его на кассовом аппарате.
В нём должна быть указана вся информация, как и на чековом документе (сумма, способ оплаты, ФИО кассира, № смены и т.д.). При этом важно указать, что вы оформляете возврат, добавив в поле «признак расчёта».
-
Передайте нужную сумму покупателю.
Такой же алгоритм действий подходит, если клиент хочет вернуть не весь заказ, а лишь его часть.
Если кассир ошибся и сразу же это заметил
Здесь всё гораздо проще. Вам нужно выполнить 2 действия:
-
Оформить чек возврата (как мы описали это выше).
-
Пробить новый с правильными данными.
При этом кассир должен заполнить форму, в которой важно указать причину, почему он пробил 2 чека. Эта информация нужна для налоговой (оператор фискальных данных не может передать всю суть). К такому заявлению необходимо приложить чек возврата (с ошибкой) и прихода (новый с верными данными).
Популярные вопросы
Что делать продавцу, если неправильно оформлен возврат покупателю?
Чтобы не попасть под штраф за продажу без контрольно-кассовой техники или ошибку в оформлении, выпишите на онлайн-кассе чек коррекции.
К нему прилагают пояснительную записку, в которой объясняют, почему расчёт не провели вовремя или какую ошибку допустил кассир. Чек коррекции и объяснение передают через ОФД в ФНС. Если сделать это до того, как проверка выявит нарушение — штрафа не будет.
Как выбивают чек коррекции на ККТ «Атол-90ф»:
- Нажмите и задержите клавишу «Х».
- Выберите тип операции и нажмите кнопку «ВВ».
- Введите сумму коррекции.
- Подтвердите кнопками «ВВ» и «ИТ».
В чеке коррекции указывают признак расчёта (приход или расход), дату и номер пояснительной записки (документа-основания).
Что делать покупателю, если пришёл чек на возврат, а денег нет?
Если у вас есть чек возврата, а нужной суммы в кассе нет, согласно ст. 22 и 23.1 закона «О защите прав потребителей», в течение 10 рабочих дней должны прийти деньги на счёт покупателя. Если в указанные сроки средства не пришли, то необходимо обратиться в тот банк, через который совершалась оплата покупки.
Что делать, если покупатель хочет оформить возврат, а денег в кассе нет?
Если клиент оплачивал покупку наличными, при возврате ему необходимо заполнить письменное заявление. При этом он может получить оплаченную сумму наличкой. Если же платёж был произведён с помощью карты, то возврат оформляется строго на неё же.
Бывают ситуации, когда в кассе нет нужной суммы при возврате. В таком случае отправить деньги можно на расчётный счёт клиента.