Применение ЭП регулируется Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ. С 2022 года вступят в силу поправки в закон, которые значительно изменят правила работы с электронной подписью.
Что изменится в законодательстве с 2022 года
В 2021 году началась переаккредитация удостоверяющих центров (УЦ) по новым правилам. На данный момент аккредитацию получили 24 из 322 ранее работавших УЦ.
С 1 января 2022 года все коммерческие УЦ, в том числе УЦ «Калуга Астрал», утратят право выпуска сертификатов на руководителей организаций и ИП. Электронную подпись руководителя можно будет получить только при обращении в УЦ ФНС России или к доверенным лицам УЦ ФНС.
С 1 января 2022 года сотрудникам, чьи руководители получили электронную подпись ФНС, понадобятся собственные электронные подписи. Получить их сотрудники смогут в аккредитованных УЦ. Кроме ЭП, им потребуется машиночитаемая доверенность.
Какие подписи будут работать в 2022 году
Согласно разъяснениям Минцифры, часть выданных сертификатов ЭЦП будут действительны в 2022 году, часть — прекратят своё действие.
Если до 31 декабря 2021 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал ЭП, то такая подпись продолжит действовать до конца своего срока. После этого её нужно будет заменить по новым правилам.
Если УЦ, выдавший подпись до 1 июля 2021 года, не проходил аккредитацию по новым правилам или не получил статус аккредитованного, то такой сертификат ЭП можно использовать до 31 декабря 2021 года. С 1 января он станет недействительным.
Проверить, прошёл ли ваш УЦ аккредитацию по новым правилам, можно на сайте Минцифры.
В 2022 году изменится схема применения ЭЦП при подписании электронных документов и отчётности. Сейчас руководитель может получить в любом аккредитованном по новым правилам УЦ подпись на имя организации, оформить доверенность на бухгалтера или другого ответственного сотрудника, и этот сотрудник подписывает электронные документы подписью организации.
В 2022 году руководители организаций и ИП будут получать подпись на себя в УЦ ФНС или доверенных лиц ФНС. А сотруднику, который отвечает за сдачу отчётности, потребуется ЭЦП на своё имя и машиночитаемая доверенность. ЭЦП и МЧД для сотрудников будут выдавать УЦ, аккредитованные по новым правилам.
Применение машиночитаемой доверенности также станет обязательным с 1 января 2022 года. Но до сих законодательно не проработан весь процесс выдачи МЧД, а реформа затрагивает не только УЦ, но и всех участников рынка, применяющих ЭДО, поэтому власти задумались о введении переходного периода.
Что делать бизнесу
Электронная подпись нужна всем, кто сдаёт электронную отчётность. Если подойдёт срок сдачи отчётности, а у компании или ИП не будет сертификата, подписать и сдать отчёты не получится, а это чревато штрафами и другими санкциями, вплоть до приостановки деятельности. Поэтому нужно заранее позаботиться о том, чтобы с 1 января 2022 года у вас был действующий сертификат ЭЦП.
Алгоритм действий
Шаг 1
проверьте, когда выпущена ваша подпись — смотрим
на дату выпуска.
Шаг 2
Если подпись выпущена ранее
1 июля 2021 года
перевыпустите подпись бесплатно
в сервисах 1С-Отчетность,
Астрал Отчет 5.0
Если подпись выпущена позже
1 июля 2021 года
она будет действовать весь срок
(12 месяцев) — сейчас можно
ничего не предпринимать
Тем, у кого нет сотрудников и кто самостоятельно подписывает все документы и сдаёт отчётность, удобно сразу получить сертификат ЭЦП в ФНС. Что для этого нужно сделать:
- подать заявление на выдачу сертификата — лично или через форму на сайте налоговой;
- выбрать носитель, на который ФНС запишет электронную подпись;
- прийти в ИФНС инспекцию, чтобы подтвердить свою личность, взяв с собой паспорт, СНИЛС, носитель-токен и сертификат соответствия на токен;
- подготовить рабочее место: купить средство криптозащиты КриптоПро CSP, установить его на компьютер, а затем загрузить сертификат ЭП.
Если руководитель организации или ИП с работниками решил получить подпись в УЦ ФНС, следует позаботиться также об ЭЦП для уполномоченных сотрудников. В файле такой подписи будут указаны только ФИО сотрудника. За её получением следует обратиться в УЦ, прошедшие переаккредитацию (АУЦ). Также потребуется личный визит, предъявление паспорта и СНИЛС.
Если УЦ получил аккредитацию по новым правилам, то все сертификаты, которые он выпустил в 2021 году, будут действительны до конца своего срока. Тем, у кого есть такой сертификат, необязательно в срочном порядке перевыпускать подпись — это можно сделать, когда подойдёт к концу срок её действия.
Памятка: как работать с ЭЦП по новым правилам
2021 год | 2022 год | |
---|---|---|
Где получать электронную подпись для физлица? |
Аккредитованный удостоверяющий центр |
|
Где получать электронную подпись для юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП)? |
1. Аккредитованный по новым правилам удостоверяющий центр. 2. ФНС и её доверенные партнёры — для ЮЛ и ИП. 3. Банк России — для кредитных организаций. 4. Федеральное казначейство — для бюджетных организаций. |
С 1 января 2022 года: 1. ФНС и её доверенные партнёры — для ЮЛ и ИП. 2. Банк России — для кредитных организаций. 3. Федеральное казначейство — для бюджетных организаций. |
Получить электронную подпись за кого-либо по доверенности | Нельзя | |
Лично получить электронную подпись в аккредитованном УЦ | Можно | |
Получить новую электронную подпись с помощью действующей квалифицированной электронной подписи | Можно | Нельзя с 1 января 2022 |
Подписывать документы электронной подписью, полученной в аккредитованном УЦ | Можно | Можно при условии аккредитации УЦ по новым правилам |
Какой электронной подписью заверяет документ руководитель ЮЛ или ИП? | Электронной подписью для ЮЛ и ИП, выданной руководителю компании или ИП. Оформляется в аккредитованном удостоверяющем центре или в ФНС. | Электронной подписью для ЮЛ и ИП, выданной руководителю компании или ИП. Оформляется в ФНС или в аккредитованных удостоверяющих центрах, получивших статус доверенного лица ФНС. |
Какой электронной подписью заверяет документ лицо с правом подписи? | Электронной подписью для ЮЛ и ИП | Электронной подписью физического лица с машиночитаемой электронной доверенностью от руководителя ЮЛ или ИП |
Подписаться на рассылку
Самый удобный выход для бизнеса — перевыпустить сертификат заранее и сохранить действующую схему работы с электронной подписью в 2022 году. Сертификат для работы с сервисами «1С-Отчётность» и «Астрал Отчёт 5.0» будет перевыпущен бесплатно. Сертификаты для «Астрал Отчёт 4.5» и «Астрал-ЭТ» перевыпускаются по льготному тарифу. Кроме того, для всех продуктов реализовано безбумажное продление — если реквизиты организации и руководителя не менялись, перевыпустить сертификат можно по упрощённой схеме.