
Электронная подпись: итоги 2021 года
В сфере применения электронной подписи за 2021 год произошло много значительных изменений: сократилось число аккредитованных удостоверяющих центров, электронные подписи начали выдавать в УЦ ФНС, изменился порядок их получения.
Изменения связаны с нововведениями в 63-ФЗ, поговорим о них подробнее, подводя итоги уходящего года.
Что произошло в 2021
Новый порядок аккредитации удостоверяющих центров начал действовать 1 июля 2021 года. Он характеризовался повышением требований: увеличили размер минимального капитала, внесли необходимость получение лицензии на криптографию, ввели оценку деловой репутации руководителей и т.д. По этим причинам не все смогли пройти процедуру.
Выдачей электронных подписей с этого времени начали заниматься ещё три центра:
- УЦ ФНС России — руководителям юридических лиц, индивидуальным предпринимателям и нотариусам;
- УЦ Банка России — кредитным и финансовым организациям, а также операторам платёжных систем;
- УЦ Федерального казначейства — лицам, которые занимают государственные должности.
Вместе с тем, с июля выдавать электронные подписи получили право только те удостоверяющие центры, которые прошли аккредитацию по новым правилам. Приведём немного статистики.
Сколько было аккредитованных УЦ до 1.07.2021 | более 500 |
Насколько планировалось сократить количество аккредитованных УЦ | до 20 |
Сколько удостоверяющих центров имеют действующую аккредитацию на конец 2021 года | 242 |
Сколько удостоверяющих центров аккредитованы по новым правилам | 40 |
Из таблицы ясно, что аккредитованных по новым правилам удостоверяющих центров оказалось в два раза больше, чем планировалось изначально. В список АУЦ, которые могут выдавать электронные подписи, также вошёл УЦ «Калуга Астрал».
Период с 1 июля по 31 декабря 2021 года — переходный. В это время УЦ ФНС уже начал выдавать подписи руководителям ЮЛ и ИП, но аккредитованные УЦ не прекратили их выдачу.
Что ждёт в 2022
Пройдёмся вкратце по тем изменениям, которые ждут нас в 2022 году.
Руководители ЮЛ, индивидуальные предприниматели и нотариусы будут получать электронную подпись в УЦ ФНС. Сотрудникам юридических лиц, тем не менее ЭП продолжат выдавать в аккредитованных удостоверяющих центрах. Подробнее почитать можно здесь → «Электронная подпись: где получить в 2022 году».
Сотрудники ЮЛ вместе с электронной подписью должны будут использовать машиночитаемые доверенности — с их помощью они будут подтверждать свои полномочия. Однако требование к обязательному началу их использования перенесли с 1 января на 1 марта, а до конца 2022 будет действовать переходный период. Более подробно об использовании МЧД мы писали здесь → «Машиночитаемые доверенности в ЭДО».
Читайте свежие новости о продуктах отчетности и получайте полезную информацию в наших Telegram-каналах