Инвентаризация по новому стандарту ФСБУ 28/2023
Свободный автор Астрал
1 апреля 2025 года утратят силу Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. На смену им придёт новый стандарт бухгалтерского учёта ФСБУ 28/2023. До указанного момента руководителям компаний предоставляется выбор: проводить проверку по привычному порядку Методических указаний или же начать применять ФСБУ досрочно.
Рассмотрим подробно изменения, предусмотренные новым стандартом, и расскажем, как осуществить переход на ФСБУ 28/2023.
Нормативно-правовое регулирование инвентаризации
Инвентаризация — это мероприятие, которое компания проводит в отношении своих активов, имущества и обязательств с целью получения актуальных сведений об их фактическом наличии и состоянии, а также для оценки корректности их отражения в отчётных документах и на бухгалтерских счетах. Перечень документов, регламентирующих порядок проведения инвентаризации, не ограничивается лишь узконаправленными Методическими указаниями и ФСБУ. Перечислим НПА, которые прямо или косвенно оказывают влияние на проведение указанной процедуры.
- Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 года — ст. 11 настоящего закона устанавливает для предприятий обязанность проведения инвентаризации и права, связанные с определением порядка проведения проверки, за исключением случаев, когда она является обязательной.
- Приказ Минфина от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности» — предписывает базовые правила организации бухучёта и составления бухотчётности для юридических лиц.
- Постановление Госкомстата от 18 августа 1998 года № 88 — утверждает унифицированные формы первичных учётных документов по кассовым операциям и результатам проверок.
- Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 — утверждает Методические указания по инвентаризации (действителен до 1 апреля 2025 года)
- Приказ Минфина от 13 января 2023 № 4н — новый приказ о проведении инвентаризации, утверждающий ФСБУ 28/2023 (документ уже вступил в силу, но обязательному применению подлежит только с апреля 2025 года). ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»: что изменилось
ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»: что изменилось
Новые изменения в проведении инвентаризации касаются только тех проверок, которые носят обязательный характер. ФСБУ конкретизирует понятия и вводит новые определения.
Термин | Определение |
---|---|
Объекты инвентаризации |
|
Фактическое наличие объектов | Фактическое существование и состояние объектов инвентаризации, сопряжённое с обоснованностью их нахождения на предприятии |
Документы инвентаризации | Документы, в которых фиксируются сведения о фактическом наличии объектов, сопоставление их с данными регистров бухучёта, а также результаты инвентаризации |
Результаты инвентаризации | Расхождения, которые были выявлены при проверке |
Квалификация результатов | Квалификация предусматривает определение таких категорий, как:
|
Сроки проведения | Даты начала и окончания процедуры проверки |
Материально ответственные лица (МОЛ) | Работники, на которых возложена материальная ответственность, а также руководители и члены коллектива (если ответственность коллективная) |
Кто должен применять ФСБУ 28/2023
С апреля 2025 года новый стандарт будет обязателен для всех организаций коммерческого типа, независимо от применяемой системы налогообложения и масштабов бизнеса.
Индивидуальные предприниматели, занимающиеся торговлей, могут в добровольном порядке обращаться к положениям ФСБУ для обеспечения сохранности товаров. Если в ходе проверки, проведённой в соответствии с требованиями федерального стандарта, будут выявлены расхождения, эти результаты могут послужить доказательством вины продавца, кладовщика или иного МОЛ в случае судебного разбирательства.
Отличие ФСБУ 28/2023 от Методических указаний
Принципиальных отличий у нового стандарта два:
- не распространяется на бюджетную сферу;
- предусмотрен также для предпринимателей, которые ведут бухгалтерский учёт.
Наглядно увидеть разницу между Методическими указаниями и новым ФСБУ поможет таблица:
Параметры сравнения | Методические указания | ФСБУ 28/2023 |
---|---|---|
Применяющие субъекты | Организации как коммерческого, так и бюджетного типа | Только коммерческие предприятия и ИП (по желанию) |
Случаи применения | При любой инвентаризации | Общие требования, приведённые в Разделе 2 — при любой инвентаризации. Положения Раздела 3 — при обязательной |
Объекты, подлежащие проверке | Имущество и обязательства (без каких-либо уточнений) | Объекты инвентаризации как новое понятие. Для разных случаев обязательной проверки устанавливаются свои перечни объектов |
Способы определения фактического наличия | Традиционные (перевес, пересчёт, проверка документов) | Помимо традиционных методов, прописаны и альтернативные — например, видео- и фотофиксация |
Случаи обязательной инвентаризации | Все случаи прописаны в п. 1.5 указаний. | Помимо тех, что указаны в методических указаниях:
|
Сроки проведения | Не прописаны | Прописаны для разных случаев обязательной проверки |
Правила проведения | Прописаны по видам имущества и обязательств | Прописаны только общие правила. Подразумевается, что каждое предприятие прописывает более подробный порядок в своей учётной политике |
Требования к комиссии | Создаётся в любом случае, за исключением тех, которые предполагают малый объём работ (тогда допустима ревизионная комиссия). В состав инвентаризационной комиссии включаются работники администрации, бухгалтерии и прочие специалисты. А при непосредственном проведении проверки обязательно присутствие всех членов комиссии |
Комиссия нужна только при обязательной инвентаризации, и то не всегда. Если из работников организации есть только директор и бухгалтер, комиссию можно не создавать. Требований к составу нет. При проведении обязательной проверки достаточно присутствие 4/5 состава комиссии |
Оформление | Приведены названия соответствующих документов, требования к их содержанию и заполнению | Наименования и формы документов не утверждены. Требования предъявляются только к документу о фактическом наличии объектов |
Оценка результатов | Не прописано | Порядок оценки прописан в зависимости от квалификации результатов |
Переход на новую форму и порядок инвентаризации
ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» обязателен к применению с 1 апреля 2025 года. Однако предприятиям разрешено уже в 2024 году перейти на новый формат проведения проверок.
Если соответствующее решение было принято, организация должна внести некоторые изменения в свою учётную политику (УП). Первым делом издаётся приказ о внесении этих изменений, в котором указываются основания и дата перехода на новый стандарт ФСБУ 28/2023 о проведении инвентаризации. После этого вносятся необходимые корректировки в УП и ЛНА предприятия. Как минимум все ссылки на Методические указания следует заменить ссылками на федеральный стандарт. Если же новый порядок слишком сильно отличается от прежнего, целесообразно подготовить дополнительные справочные материалы для ответственных сотрудников.
Новые документы по инвентаризации во внутреннем регламенте предприятия
ФСБУ регулирует только общие черты инвентаризационного процесса. В зависимости от специфики бизнеса, порядок проведения проверки может отличаться. Поэтому необходимо уделить внимание внутренним регламентирующим документам.
В учётной политике нужно закрепить:
- порядок проведения инвентаризаций;
- формы сопутствующих документов (как приложение к учётной политике).
Ещё один документ — Приказ о проведении инвентаризации — следует составлять непосредственно перед каждой проверкой. В нём прописываются основания и сроки проведения, объекты, подлежащие проверке, состав комиссии и материально ответственные лица.
Вышеперечисленная документация является обязательной, вне зависимости от специфики бизнеса и инвентаризируемого имущества. По желанию предприятия могут добавить в свой регламент дополнительные документы:
- Положение о проведении инвентаризаций — это может быть подробный инструктаж, разъясняющий какие-то особые условия и особенности, не упомянутые в УП.
- План или график предстоящих инвентаризаций — документ, составляемый обычно на год вперёд и утверждающий сроки проведения проверок с учётом отпусков ответственных лиц.
- Приказ о создании постоянной инвентаризационной комиссии — если в течение года планируется много проверок, есть смысл подобрать постоянный состав комиссии и прописать имена всех её членов в отдельном приказе.
- Журнал контроля за выполнением порядка инвентаризации — документ, который поможет контролировать правильность и своевременность проведения проверок (можно использовать унифицированную форму ИНВ-23).
Кем устанавливается обязательное проведение и сроки инвентаризации
ФСБУ устанавливает случаи, в которых инвентаризация обязательна, однако точные сроки её проведения должен определить руководитель предприятия. Стандарт лишь предписывает ориентировочную дату в зависимости от целей проверки.
В таблице ниже перечислены случаи обязательной инвентаризации на основании п. 15 ФСБУ 28/2023:
Причины проведения | Дата, на которую следует проводить |
---|---|
Составление годовой бухгалтерской отчётности | Проверка проводится по состоянию на конец 31 декабря. Исключение составляют:
|
Передача (возврат) активов в аренду, управление, безвозмездное пользование, при продаже. | Непосредственно перед указанными событиями |
При смене материально ответственного лица (МОЛ). | На день приёмки-передачи ответственности |
Смена руководителя или уход более половины членов коллектива. | На день приёмки-передачи дел |
По требованию одного или нескольких членов (в случае коллективной ответственности). | По факту этого требования |
Установление факта утраты или порчи активов | Сразу же после установления такого факта |
Компания пострадала от пожара, аварии, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации | По возможности сразу после окончания указанного события |
При реорганизации или ликвидации фирмы | До даты составления соответствующих документов |
Порядок проведения инвентаризации
Теперь разберём порядок проведения проверки. В общем случае процесс состоит из трёх последовательных шагов.
Шаг 1. Оформление документов
Это подготовительный этап. Необходимо проверить, что все необходимые документы оформлены, а вопросы касательно состава комиссии — решены. Материально ответственные лица должны составить расписки, сообщающие, что:
- все первичные учётные документы о движении активов сданы в бухгалтерию либо переданы членам комиссии;
- все вверенные активы оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Председатель инвентаризационной комиссии должен согласовать и заверить первичные документы по тем активам, которые не сданы в бухгалтерию на начало проверки. Убедившись, что все документы по движению активов отражены в учётной системе, работники бухгалтерии готовят инвентаризационные описи и акты для дальнейшей передачи комиссии.
Шаг 2. Определение фактического наличия объектов
Инвентаризация основных средств, капитальных вложений, запасов и денежных документов проводится в обязательном присутствии материально ответственных лиц.
При проверке важно придерживаться тех методов, которые ФСБУ определяет для каждого конкретного типа объектов. Например, для определения фактического наличия запасов необходимы осмотр, подсчёт, взвешивание, обмер; для дебиторской задолженности — проверка документов и расчёты. Фото- или видеосъёмка могут потребоваться, например, для проверки имущества в отдалённом подразделении, где небольшая численность сотрудников, либо для проверки имущества, которое было выдано работникам дистанционного формата.
Если инвентаризация длится несколько дней, необходимо ограничить доступ к проверяемым объектам, пока комиссия не завершит работу. Для этого помещения, в которых располагаются объекты, нужно опечатать.
Фактическое наличие обычно фиксируется в описях и актах, подготовленных бухгалтерией. Для забалансового и неучтённого имущества документы заполняются отдельно.
Если материально ответственное лицо после завершения инвентаризации обнаружит в итоговых документах ошибку, ему необходимо представить комиссии заявление об этом до того, как доступ в помещения будет восстановлен. В случае подтверждения ошибки все документы подлежат исправлению.
Шаг 3. Сверка фактического результата с данными учёта
По итогам инвентаризации необходимо зафиксировать выявленные расхождения (излишки, недостатки) в сличительных ведомостях. Создавать ведомости отдельным документом необязательно, достаточно дополнить ими подготовленные описи и акты.
К результатам следует приложить сопутствующие документы, разъясняющие итоговые положения. Например, расчёты, объяснительные МОЛ, пояснительные записки комиссии, технические документы и пр. Предложения комиссии о способах устранения расхождений оформляются в виде протокола заседания о зачёте излишков и недостач.
Руководитель должен ознакомиться со всем собранным пакетом документов, изучить предложения комиссии и оформить приказ об утверждении результатов инвентаризации.
Квалификация и учёт полученных результатов
Если в ходе проверки выявляются расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерских регистров, их определяют как результат, квалифицируют и принимают к учёту на дату проведения инвентаризации в порядке, указанном ниже:
Квалификация результата | Порядок учёта |
---|---|
Излишек активов | Включить в доходы по их справедливой или балансовой стоимости либо по балансовой стоимости аналогичных объектов |
Недостача активов | Отнести на виновных лиц, если есть основания для возмещения, или на расходы, если таких оснований нет. Обе операции проводятся на основании балансовой стоимости объектов |
Расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств | Доначислить или досписать в суммах, которые указаны в документах, подтверждающих задолженности и обязательства |
Расхождения в оценочных обязательствах, отложенных налоговых активах и обязательствах | Доначислить или досписать по суммам, которые подтверждены расчётами |
Ответственность за уклонение от обязательной проверки
Законодательство не устанавливает какой-либо ответственности за непроведение инвентаризации, даже обязательной. Однако отсутствие своевременной проверки имущества и обязательств может повлечь за собой различные негативные последствия.
Последствия | Возможный ущерб для предприятия |
---|---|
Искажение показателей бухгалтерской отчётности | Штраф от 5 000 до 10 000 рублей для руководителя. При повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 рублей (в соответствии со ст. 15.11 КоАП) |
Нарушение порядка учёта доходов и расходов, а также объектов, подлежащих налогообложению | Штраф от 10 000 до 30 000 рублей для организации или ИП в зависимости от длительности нарушения (на основании ст. 120 НК РФ) |
Искажение данных налогового учёта, способствующее занижению налоговой базы и нарушению порядка уплаты налогов | Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога и пени (ст. 75, 120, 122 НК РФ) |
Модифицированное аудиторское заключение — говорит о том, что в достоверности отчётности есть большие сомнения | Снижение кредитоспособности и инвестиционного потенциала организации, а также возможные вопросы со стороны налоговой |
Невыявленные кражи имущества работниками | Невозможность привлечь виновных к ответственности за неимением подтверждающих документов и, как следствие, убытки бизнеса |
Свободный автор Астрал
Продукты по направлению
Читайте в нашем блоге
Налоги на маркетплейсах: как выбрать систему налогообложения
Оставить заявку
Еще не определились? Напишите нам и мы ответим на Ваши вопросы