Отчетность по прослеживаемым товарам
Отдел продаж:
Отдел продаж:

Отчёт о прослеживаемых товарах


вопросы

Рост требований к контролю и прозрачности в сфере товарооборота растёт с каждым годом. Именно поэтому государство активно внедряет новые механизмы, которые помогают следить за потоком ввозимых товаров.

Один из них – введение отчёта по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости. Основные функции такого пристального наблюдения:

  • Борьба с «серым импортом» (пересечением иностранным товаром границы без специального разрешения от производителя).
  • Слежение за передвижением ввезённых товаров по территории.
  • Пресечение уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей.
  • Уменьшение доли контрабанды на своём рынке.

Для того чтобы контролировать весь этот процесс, Российская Федерация вместе с другими странами ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия + государства-наблюдатели) сначала запустили, а потом продлили Проект по прослеживаемости импортной продукции до конца 2023 года. Также это позволит не только регистрировать ввоз импорта, но и следить за потоками внутри страны.

В этой статье мы разберём, что такое отчёт по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, кто его должен сдавать и когда. Также поговорим о заполнении и других обязательных этапах подготовки документации.

Отчёт о прослеживаемых товаров: что это такое и за какие товары нужно отчитываться

Отчёт по товарам, требующим прослеживания – это документ, который используется для контроля ввоза и движения определённых товаров с момента их пересечения таможенной границы до реализации и использования.

К подотчётной продукции относятся холодильникии холодильное оборудование, детские коляски и устройства, которые помогают удерживать ребёнка; специальные кресла безопасности; мониторы и проекторы; стиральные машины и бульдозеры; автопогрузчики и другие тракторы.

В 2023 году было упразднено прослеживание белорусских бытовых холодильников – теперь составлять отчёты на них не нужно.

Каждой группе товаров присвоен специальный код – товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, которая упрощает ведение отчётности (легко найти какой-нибудь тип среди огромного списка разных продуктов).

Прослеживаемость и маркировка: в чем разница

Несмотря на то, что эти 2 понятия похожи, они имеют принципиальные различия:

  • Маркировка – это нанесение специального QR-кода, а вот прослеживание – это данные, которые внесены в специальную форму.
  • Маркируют обычно единицу товара. Прослеживание же заводится на партию продукции.
  • За прослеживаемостью следит ФНС, а за маркировкой - «Честный ЗНАК».

Кто сдаёт отчёт об операциях прослеживаемости товаров

Согласно Постановлению Правительства № 1110 все предприниматели, которые работают с импортными товарами определённой категории, должны вести специальный учёт контроля всех действий (покупка / продажа / списание / утилизация).

Формировать и представлять его должны 2 группы предпринимателей:

  • Бизнесы, которые используют любую систему налогообложения, кроме ЕСХН.
  • Российские и зарубежные юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые перевозят свой товар через таможенную границу.

При этом есть нюанс: если продукция указана в НДС-декларации, тогда отчёт составлять не нужно. Также это относится и к самозанятым – им не нужно вести и сдавать документацию на импорт.

НДС-декларация – это ежеквартальный отчёт организаций о суммах, полученных и потраченных за определённый период времени. Более подробно о том, как её заполнять и зачем она нужна, можно прочитать в нашем материале.

Форма и заполнение отчёта о прослеживаемости товаров

Всё зависит от того, подаёт ли ежеквартально организация декларацию по НДС или же нет.

Не сдают в налоговую Сдают в налоговую
Нужно отправить простой отчёт за те месяцы, где производились операции с товарами Поскольку в декларации прописан регистрационный номер – делать отчёт на прослеживаемые товары.

Если же вы реализовывали продукцию, которая не вошла в декларирующий документ – нужно сдать отчёт об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости
Примеры:
  • Те, у кого за 3 прошлых месяца сумма выручки была не больше 2 миллионов.
  • Кто использует УСН, ПСН.
  • Освобождённые от уплаты НДС (ст. 145 НК).
  • Участники «Сколково».
Примеры:
  • Все, кто на ОСНО.
  • Налоговые агенты.
  • Работающие по спецрежимам налогообложения, но в течение отчётного квартала выставляющие счёт-фактуры с выделенной суммой НДС.

Более подробно о том, что такое декларация по НДС, как её заполнять и зачем она нужна, вы можете изучить в нашем материале.

Отчёт о прослеживаемых товарах регламентирован Приказом ФНС России от 8 июля 2021 года № ЕД-7-15/645@. Все необходимые данные заполняются с помощью УПД и других документов для ввоза товаров.

  1. Личные данные организации (ИНН, КПП, год, № квартала и т.д.).
  2. Код вида операции (нужно поставить соответствующую цифру: 21 – I квартал, 22 – II квартал, 23 – III квартал, 24 – IV квартал).
  3. Реквизиты УПД.
  4. Регистрационный номер партии товаров (РНПТ).
  5. Коды операции – специальные цифры, которые присвоены каждой операции с прослеживающими товарами (полный список прикреплён в Приказе).
  6. Данные контрагента. Если у компании, помимо главного офиса, есть ещё представительства в России, то в пунктах 4-4б нужно внести данные именно основного.
  7. Числовые показатели – стоимость и количество товаров.

Существует 39 кодов, которые вносятся в отчёт. Они разбиты на 4 группы по назначению операций прослеживаемости:

  • 1 группа: с 1 по 9 (прекращение).
  • 2 группа: с 10 по 12 (возобновление).
  • 3 группа: 13 и 14 (получение товара / имущества, не связанные с реализацией).
  • 4 группа: с 15 по 39 (непосредственно их получение и реализация).

Куда и как представлять отчёт

Все необходимые данные об операциях с товарами, подлежащими прослеживанию, нужно отправить в ИФНС, к которому прикреплена организация.

Если же вы являетесь индивидуальным предпринимателем, тогда отчётность сдаётся в налоговый орган по месту жительства.

Отчёт подаётся строго в электронном виде – закреплено IX разделом Положения Правительства № 1108. Чтобы это сделать, необходимо иметь ЭДО и квалифицированную электронную подпись.

Если у вас её нет, для ускоренного выпуска рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Специалисты УЦ «Калуга Астрал» помогут сэкономить время на получение ЭЦП и настройку рабочего места, а пройти идентификацию и получить подпись вы сможете через филиалы нашего партнёра — УЦ «Основание».

«Нулевой» отчёт

Организации, которые в течение квартала не совершили ни одной операции, должны сдать нулевой отчёт. Это специальная форма, указывающая ФНС, что у вас нет прибыли за конкретный промежуток времени, а значит, не из чего считать НДС.

В сервисах для сдачи электронной отчётности от «Калуга Астрал» реализована работа со всеми видами документов по прослеживаемым товарам. «Астрал Отчёт 5.0» — это удобный онлайн-сервис, в котором можно вести несколько организаций в режиме одного окна, «Астрал Отчёт 4.5» — программа для ПК, где есть всё для сдачи отчётности онлайн, а «1С-Отчётность» можно использовать в привычном интерфейсе 1С.

Срок сдачи отчёта об операциях, подлежащих прослеживаемости товаров

Все организации должны сдать документы не позднее 25-числа месяца, идущего сразу после отчётного квартала.

№ квартала Основная дата (на 2023 г.)
I квартал 25 апреля
II квартал 25 июля
III квартал 25 октября
IV квартал 25 января (сл. года)

Корректировочный отчёт об операциях с прослеживаемыми товарами и уточнённая отчётность

До 1 января 2024 денежный штраф за ошибки в отчёте отсутствует, но это не означает, что их можно не исправлять. Налоговики тщательно проверяют документы, и в случае обнаружения неточностей вам придёт запрос на отправку счёта-фактуры и других официальных документов для контроля.

Поэтому, если вы после сдачи отчётности заметили какие-либо неточности, высылайте корректировочный вариант. Срок подачи – 24 часа после обнаружения ошибок (Положение № 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 № 1108).

Счёт-фактура – это специальный документ, который подтверждает отгрузку товара или же выполнение услуги.

Суммы штрафов, которые введут с 1 января 2024 года.

Если вы не сдадите отчёт или же отправите его позже срока – сумма от 1 000 до 100 000 рублей.

При предоставление счётов-фактур в бумажном варианте – от 200 до 100 000 рублей.

За искажение реквизитов и данных – 1 000 рублей.

И, наконец, если вы не укажете РНПТ в документах – штраф будет составлять от 1 000 до 100 000 рублей.

Как получить регистрационный номер для отчёта об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости

Регистрационный номер для прослеживаемости (РНПТ) – это специальное числовое обозначение, которое присваивается на таможне из декларации на партию груза. По РНПТ можно понять, какого числа ввезли товар и где проходил контроль, поскольку он состоит из:

  • Кода таможни, зарегистрировавшей декларацию на ввезённые товары.
  • Даты.
  • Номера декларирующего документа и товара, который в нём прослеживается.

Например, вы ввозите в РФ бытовые холодильники. Декларации присвоили номер таможни города Новосибирска (10609000). Дата регистрации – 16 августа. Номер самой декларации – 0001564. Тогда ваш РНПТ будет выглядеть так:

10609000 / 160823 / 0001564 (№ тамож.) (дата рег.) (№ декл.)

Обращаем внимание, что если товар ввозится с территории стран-членов ЕАЭС, то РНПТ можно получить в ФНС. Для этого вы должны отправить в налоговую уведомление об импорте в течение пяти рабочих дней с даты принятия товаров на учёт.

Как получить РНПТ, если товар импортировали до появления системы прослеживаемости

На 2023 год система по прослеживанию действует уже 2 года, но что делать с товарами, которые были ввезены на территорию до её внедрения? Как получить регистрационный номер на продукцию и что нужно для этого сделать?

На 2023 год система по прослеживанию действует уже 2 года, но что делать с товарами, которые были ввезены на территорию до её внедрения? Как получить регистрационный номер на продукцию и что нужно для этого сделать?

Существует 2 способа получить регистрационный номер на такие товары:

  1. Обратиться в налоговую.
  • Подать заявление о том, что у вас есть остатки товара, которые хотите реализовать (продать, подарить, утилизировать и т.д.)
  • ФНС сама пришлёт вам РНПТ.
  • Если вы приобрели продукцию у самозанятого или государства даже после внедрения системы прослеживания, то вам всё равно нужно получить регистрационный номер в налоговой.

  • Сделать это самому.
    • Для этого необходим номер декларации и партии товара.
    • Соедините их, впишите в уведомление об остатках и отправьте ФНС.
    • Налоговая проведёт проверку и одобрит (или отклонит) присвоенный РНПТ.

    Требуется сдать отчетность?

    Напишите нам, и мы ответим на ваши вопросы!

    /local/templates/astral/img/form/feedback.png
    Комментарии для сайта Cackle
    autohello-finger