Сдача отчётности по доверенности

Правила выдачи и использования сертификатов электронной подписи изменились. Сертификат выдают не во всех удостоверяющих центрах, а сотрудники должны подписывать документы компании личными подписями.
Расскажем, что ждёт бизнес в 2022 году: какие обязанности появятся у сотрудников, что для них меняется в подписании документов и зачем нужно применять машиночитаемую доверенность (МЧД) при сдаче электронной отчётности.
Кто может сдавать отчётность компании или ИП
Сдавать электронную отчётность могут:
- гендиректор, учредитель компании, сам ИП;
- уполномоченный сотрудник — замдиректора, главный бухгалтер;
- уполномоченный представитель — сторонняя компания или ИП, оказывающие услуги по сдаче отчётности.
Отчётность относится к юридически значимому документообороту, поэтому каждый отчёт перед отправкой подписывают электронной подписью. Если директор компании или индивидуальный предприниматель сдаёт отчётность сам, то никаких дополнительных документов не нужно — он пользуется своей электронной подписью. Если же отчётность от лица компании или ИП сдаёт уполномоченный сотрудник или представитель, то ему необходима доверенность.
Бумажная и электронная доверенность
Форма доверенности зависит от того, в какой ситуации она составляется:
- Отчётность подписывается ЭП, выданной на бухгалтера данной организации.
- Отчётность ведётся сторонней организацией с указанием ответственного лица, уполномоченного представлять отчётность.
- Отчёность индивидуального предпринимателя ведётся другим индивидуальным предпринимателем, причём доверенность заверена нотариально.
- Доверенность в ПФР
Такая доверенность содержит сведения:
- адрес регистрации организации и дату составления бланка;
- текст, указывающий на то, для какого контролирующего органа составлена доверенность;
- информация о компании-доверителе:
- наименование;
- ФИО и должность руководителя или заместителя;
- ФИО и должность уполномоченного сотрудника;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность уполномоченного сотрудника;
- список функций, которые подлежат выполнению от имени компании;
- срок действия доверенности;
- подписи доверенного лица и доверителя.
Если срок действия не указан, то доверенность действует один год.
Если обязанность сдавать отчётность возлагается на сотрудника организации или ИП, например, на штатного бухгалтера, то заверять доверенность у нотариуса не нужно. Если же полномочия передаются сторонней организации или ИП, то документ заверяют у нотариуса.
Такая доверенность обычно оформляется в бумажном виде. Для того чтобы сдавать электронную отчётность, нужна цифровая версия доверенности. Электронная доверенность содержит ту же информацию, что и бумажная. Её прилагают к отчёту в электронной форме, подписывают УКЭП доверителя и отправляют через ТКС.
Ресурс «Доверенность» на базе ФНС
Для работы с доверенностями ФНС разработала специальную систему хранения данных. Информационный ресурс «Доверенность» — это электронная база документов, которая хранит в себе информацию об уполномоченных на предоставление деклараций представителей.
Доверенность составляют и передают в налоговую инспекцию. Документ создают на бумаге или в виде электронного файла, подписанного УКЭП доверителя. В тексте указывают обязательные реквизиты, утверждённые приложением 2 приказа ФНС от 23.04.2010 № ММВ-7-6/200.
Работник ведомства заносит доверенность в базу данных. Сданные сведения хранятся в налоговой три года. После этого уполномоченный сотрудник вместе с налоговой отчётностью отправляет информационное сообщение, в котором указаны представленные ранее реквизиты доверенности.
Поданную доверенность можно отозвать. Заявление составляют в произвольной форме. Передача сообщения об отзыве осуществляется теми же способами, что и подача документа на предоставление полномочий.
Если организация меняет своё название или руководителя, то отзывать доверенность не требуется.
Отчётность по доверенности в ПФР и ФСС
Сдавать отчётность в ПФР за руководителя организации без доверенности нельзя. Документ можно оформить в бумажном или электронном виде. Типовая форма доверенности размещена на сайте ПФР.
Доверенность для ФСС нужна только в том случае, если отчётность сдаёт сторонняя организация. Доверенность наделяет представителя правом не только сдавать отчётность, но и получать различные документы: справки, запросы, заявления, сверки по платёжным поручениям, выплаты страховых взносов и т.п. Её может составить юрист или секретарь компании, а согласовать и подписать — только руководитель.
Доверитель составляет документ, дающий право на действия представителя в ФСС от имени организации, без ограничений или наделяет его частью полномочий. Во втором случае создаётся доверенность:
- единовременная — для выполнения определённой функции;
- специальная — ограниченная по времени для использования.
Доверенность необходимо зарегистрировать на портале ФСС. Этим занимается сам уполномоченный представитель. Он должен сначала зарегистрировать свою организацию на портале, авторизоваться с логином и паролем, а затем загрузить на портал сертификат своей личной электронной подписи, указать список представляемых организаций и загрузить на портал отсканированные оригиналы доверенностей.
Машиночитаемая доверенность
С 2022 года должны были измениться правила использования электронной подписи и составления доверенностей. В частности, бумажные доверенности должна была заменить машиночитаемая доверенность определённого формата. Но бизнес и госорганы оказались к этому не готовы.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 443-ФЗ» смягчил требования к переходу на обязательные машиночитаемые доверенности (МЧД).
Ранее предполагалось ввести новый регламент уже с 1 января. Однако обязательное применение МЧД отложили и ввели переходный период, предусматривающий добровольное применение электронных доверенностей до конца 2022 года.
Как сотруднику получить электронную подпись в 2022 году?
По-старому | По-новому |
---|---|
Сотрудники подписывают документы электронной подписью, которая получена на организацию. Владельцы сертификата такой подписи — юридическое лицо и сотрудник, который действует по обычной бумажной доверенности. | Сотрудник получает подпись на своё имя как физическое лицо. Машиночитаемая доверенность передаёт ему право подписывать документы организации своей подписью физического лица. Такие документы будут действительны. |
До конца 2022 года допускается использование КЭП, выдаваемой и по новой, и по старой схеме. Действующий сейчас регламент позволяет выдавать сертификаты на сотрудника, с указанием его ИНН как физлица, а также ИНН организации, от имени которой он подписывает документы.
Требования к формату машиночитаемой доверенности
Единые требования к МЧД содержатся в приказе Минцифры России от 18 августа 2021 года № 857:
- Формат — XML;
- Электронная подпись в доверенности в формате XMLDSIG или в соответствии с форматом, утверждённым приказом Минцифры от 14.09.2020 № 472.
- В доверенности нужно обязательно указать:
- название документа;
- данные доверителя (для юрлица: наименование организации, ИНН, КПП, ОГРН, СНИЛС руководителя, юридический адрес; для ИП — ФИО, СНИЛС, ИНН, ОГРН);
- данные представителя: ФИО, дату рождения, сведения документа, удостоверяющего личность (вид, серия, номер, дата выдачи, наименование и код органа, выдавшего документ), СНИЛС и ИНН;
- дату выдачи (совершения) доверенности, для МЧД такой датой считается дата создания метки доверенного времени;
- срок действия (если он установлен);
- полномочия доверенного лица, кстати, здесь ещё придётся указать специальный идентификатор из классификатора полномочий, а при его отсутствии внести описание просто текстом;
- сведения об информационной системе, с помощью которой будет получена информации о прекращении доверенности (до окончания срока действия);
- номер документа;
- отметка о возможности передоверия;
- УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) руководителя (ИП), который выдал доверенность.
Приказ № 858 дополняет эти требования. Например, уточняется, что МЧД может формироваться «в ином формате, предусмотренном соглашением между участниками информационного взаимодействия».
Учитывая, что к приёму новых доверенностей не все системы могут вовремя подготовиться, в Приказе сделана оговорка: если в информационной системе нельзя автоматически обработать и визуализировать (т.е. представить в легко читаемом, обычном виде) электронную доверенность, то её можно представить в машиночитаемой форме в формате pdf.
Продукты по направлению
Программа для отправки отчетности и организации документооборота с контрагентами
Онлайн-сервис для передачи отчетности в контролирующие органы
Создай машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты бесплатно!
Помощник подбора тарифов
Пройдите несколько шагов, чтобы определить нужный вам тариф
Стоимость определяется в зависимости от количества отправленных комплектов документов за месяц.
* Стоимость за один комплект

Оставить заявку
Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на Ваши вопросы!
