Ключ электронной подписи — что это и как получить?
Техподдержка:
Отдел продаж:
Отдел продаж:
moscow@astral.ru

Электронная подпись


вопросы

Что такое электронная подпись и для чего она нужна

Электронная подпись — это цифровой аналог рукописной подписи. Электронные ключи используют в разных областях: для подписания электронных документов с контрагентами, сдачи отчётности, регистрации онлайн-кассы, участия в торгах, работы на госпорталах и т.д.

При подписании документа электронной подписью сохраняются данные о том, когда и кем был подписан файл. Если в документ внесут изменения после подписания, об этом можно будет узнать.

Чем электронная подпись лучше обычной

Усиленная ЭП обладает преимуществами перед рукописной:

  • её сложно подделать, так как она защищена криптографией;
  • с её помощью можно работать на госпорталах и участвовать в торгах;
  • она позволяет работать с электронными документами и отправлять электронную отчётность.

Виды электронной подписи

Простая ЭЦП

Простая электронная подпись предоставляет минимальный уровень защиты. Она может представлять собой пару логин-пароль или одноразовый числовой код. Её можно использовать только для авторизации на сайтах и в сервисах.

Усиленная неквалифицированная ЭП

Усиленная неквалифицированная электронная подпись — это подпись, которая позволяет подписывать документы и выполнять другие юридически значимые действия, но с оговоркой. Для того чтобы ей пользоваться, между контрагентами должно быть составлено соответствующее соглашение.

Усиленная квалифицированная ЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись предоставляет самый высокий уровень защиты и самый широкий спектр возможностей. Для её использования не нужно составлять отдельный документ, но получить её можно только в аккредитованном удостоверяющем центре. Изготовление электронной подписи не занимает много времени.

Области применения ЭП

Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица используют электронную подпись в разных областях.

Как используют электронную подпись обычные граждане

Простую подпись физические лица используют для авторизации на сайтах и в сервисах. Она предоставляет им возможность пользоваться базовыми возможностями. Неквалифицированную подпись обычные граждане могут получить на портале nalog.ru, с помощью которой они смогут воспользоваться дополнительными функциями сайта. Например, отправлять документы в налоговую, и они будут признаны равнозначными бумажным.

Как используют электронную подпись юридические лица

Юридические лица обычно используют именно квалифицированную подпись, так как она открывает им большие возможности:

  • участвовать в госзакупках в качестве заказчика, а не только поставщика;
  • работать на государственных порталах;
  • вести юридически значимый электронный документооборот;
  • отправлять электронную отчётность в контролирующие органы;
  • регистрировать онлайн-кассу.

Неквалифицированная подпись подходит для внутреннего документооборота.

Состав электронной подписи

Электронная подпись состоит из трёх элементов:

Криптопровайдер
Техническое средство для реализации набора криптографических алгоритмов и функций (средство ЭП). Это может быть криптопровайдер, который устанавливается на ПК, самостоятельный токен со встроенным криптопровайдером, а также решение на основе облачных технологий. Согласно 63-ФЗ, токен и средство КЭП на нём должны быть сертифицированы Федеральной Службой Безопасности РФ.
Важно: Криптопровайдер (Cryptography Service Provider, CSP) — это специализированный модуль для операционной системы, который позволяет осуществлять криптографические преобразования.
Закрытый ключ
Связка из открытого и закрытого ключей, сформированная средством ЭП. Закрытый ключ служит для формирования самой ЭП. Он хранится на цифровом носителе (токене) и защищён паролем. Открытый ключ известен всем участникам документооборота и нужен для проверки электронной подписи.
Сертификат электронного ключа
Сертификат ключа проверки ЭП — документ в электронном или бумажном виде, предназначенный для подтверждения принадлежности открытого ключа (ключа проверки) владельцу ЭП. Выдаётся в удостоверяющем центре. Сертификат ключа проверки ЭП важен тем, что позволяет предотвращать случаи мошенничества, когда злоумышленник, перехватив открытый ключ и подменив его своим, получает возможность выдавать себя за владельца ЭП. Удостоверяющие центры несут финансовую и административную ответственность за корректность сертификата.

Как начать работать с квалифицированной электронной подписью

Как приобрести подпись юридическому лицу

До 1 января 2022 года юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить в аккредитованном удостоверяющем центре.

С 1 января 2022 года квалифицированные подписи будут выдавать в налоговой и у её доверенных лиц.

Электронная подпись для юридических лиц

Подписание важных документов в один клик. Поможет сэкономить на почтовых и канцелярских расходах.

Как приобрести подпись физическому лицу

Неквалифицированную подпись физическое лицо может получить в налоговой или в удостоверяющем центре. Квалифицированную подпись выдают только аккредитованные удостоверяющие центры. Оформить ЭЦП достаточно просто.

Электронная подпись для физических лиц

Регистрируйте ИП или ЮЛ не выходя из дома, работайте удалённо, получайте патент.

Как выглядит электронная подпись

Если подпись встроена в документ, то её можно увидеть, если у документы особый формат, например, .sig. Если подпись откреплённая, то её файл будет идти в паре с документом. В таком случае её можно увидеть: это будет файл в формате .sig, .sign, .p7s или другом. Формируется подпись с помощью закрытого ключа, который выглядит как папка с файлами, а проверяется с помощью открытого ключа, который также является файлом. Подробнее об этом здесь → «Как выглядит электронная подпись».

Как подписать документ электронной подписью

Порядок подписания документа зависит от его формата. Файл MS Word может быть подписан самостоятельно, а для PDF нужно устанавливать дополнительную программу — «КриптоПро PDF». Подробнее об этом здесь → «Как подписать документ электронной подписью».

Решение проблем с электронной подписью

Если возникают проблемы с электронной подписью, вы можете попробовать решить их самостоятельно, а можете обратиться в нашу техподдержку, которая работает 24/7.

8 (800) 333-93-13 — техподдержка 1С-ЭДО

8 (800) 700-39-84 — техподдержка 1С-ЭТП

Что делать, если ЭЦП утеряна

При потере или похищении носителя с электронной подписью, в первую очередь нужно обратиться в удостоверяющий центр и отозвать сертификат. После этого нужно будет написать заявление в полицию и сообщить об этом в налоговую. Подробнее об этом здесь → «Что делать, если ЭЦП утеряна»

Как восстановить доступ

Токены и смарт-карты защищены пин-кодами, которые открывают к ним доступ. Если владелец забыл пин-код, то он может воспользоваться стандартными кодами, которые у разных носителей свои. Подробнее об этом здесь → «Как восстановить доступ».

Часто задаваемые вопросы

Из чего состоит электронная подпись?

Квалифицированная электронная подпись состоит из двух элементов: закрытого и открытого ключей

Астрал-ЭТ

Электронная подпись для участия в торгах, работы на государственных порталах и электронного документооборота

Как узнать, есть ли у меня электронная подпись?

Проверить наличие зарегистрированной электронной подписи можно в личном кабинете на портале «Госуслуги». Для этого нужно перейти в раздел «Настройки и безопасность».

Что значит отсоединённая электронная подпись?

Электронная подпись может встраиваться в документ, а может идти отдельно от подписываемого файла. В таком случае эта подпись будет называться отсоединённой.

Заказать электронную подпись

Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на ваши вопросы!

Оставить заявку

Продукты по направлению

Астрал-ЭТ

Электронная подпись для участия в торгах, работы на государственных порталах и электронного документооборота

КриптоПро

Программное обеспечение для работы с электронной цифровой подписью

Рутокен Lite

Защищенный носитель закрытых ключей электронной подписи для электронного документооборота

Помощник подбора тарифов

Пройдите несколько шагов, чтобы определить нужный вам тариф

Стоимость определяется в зависимости от количества отправленных комплектов документов за месяц.

* Стоимость за один комплект

на сумму
ЭТП «B2B-CENTER PLUS»

Доступ на ЭТП B2B-center, а также возможность принять участие в одной интересующей его закупке, без необходимости покупать дополнительный тариф для участия

9 000
Комментарии для сайта Cackle
autohello-finger