Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ
Свободный автор Астрал
В статье разберём, что такое обеспечение гарантийных обязательств и когда оно обязательно. Мы расскажем, чем гарантийное обеспечение отличается от обеспечения исполнения контракта и как поставщик может его предоставить.
Что такое обеспечение гарантийных обязательств
Гарантийные обязательства — это, другими словами, обязательное гарантийное обслуживание товара, работы или услуги. Обеспечение таких обязательств поставщик предоставляет либо деньгами, которые замораживаются на весь период гарантийного обслуживания, либо независимой гарантией.
К понятию «гарантийные обязательства» можно отнести те требования, которые заказчик устанавливает к качеству товара, гарантийному сроку, объёму предоставления гарантий и к гарантийному обслуживанию.
Размер обеспечения гарантийных обязательств в денежном эквиваленте не должен превышать 10% от начальной максимальной цены контракта. Исполняется поставщиком до приёмки по контракту.
Изначально обеспечение было обязательным для каждого, но в настоящее время заказчики не обязаны требовать его от поставщиков. Теперь запрашивать или не запрашивать гарантийное обеспечение — это право, а не обязанность. Но если заказчик устанавливает такое требование, исполнитель должен его соблюдать (п.2.2 ст. 96 44-ФЗ).
Разница между обеспечением гарантийных обязательств и обеспечением исполнения контракта
Обеспечение исполнения контракта — это тоже своего рода гарантия, которую поставщик предоставляет заказчику. Её цель — снижение возможных финансовых рисков, которым подвергается заказчик при некачественном исполнении договора поставщиком или отсутствия исполнения как такового.
Обеспечение исполнения тоже можно выполнить только двумя способами: либо залогом денежных средств на депозит заказчика, либо предоставлением независимой гарантии. В этом оба обеспечения, о которых идёт речь, схожи.
Сумму обеспечения исполнения контракта заказчик обычно выставляет от 5 до 30% от НМЦК — начальной максимальной цены контракта. В исключительных случаях она может составлять и 50%, и даже 100%. Сумма гарантийного обеспечения, напомним, не будет больше 10% от НМЦК.
Обеспечение контракта вносится в период подписания контракта, а обеспечение гарантии вносится в момент поставки товара. В этом ещё одно различие этих двух обеспечений.
Стоит также упомянуть, что заказчик может выставить требование к обеспечению гарантийных обязательств, даже когда не устанавливает требование к другому обеспечению.
В каких случаях предоставление гарантийных мер обязательно
Требования обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ — это право, а не обязанность заказчика. Но в некоторых случаях заказчик должен выставлять требование по предоставлению обеспечения гарантийных обязательств.
По закону заказчик выставляет требования в обязательном порядке, если осуществляет закупку машин или оборудования. При этом он устанавливает гарантийный срок товара, требования к качеству, объёму и гарантийному обслуживанию. Если это предусмотрено технической документацией, то требования устанавливаются также к осуществлению монтажа и наладки этого товара. Во всех остальных случаях заказчик может не устанавливать вышеуказанные требования.
Размер и сроки предоставления обеспечения
Как уже было сказано выше, размер гарантийного обеспечения не должен превышать 10% от НМЦК (п.2.2 ст. 96 44-ФЗ). Например, если начальная цена равна 500 тысячам рублей, заказчик может выставить размер обеспечения от 0 до 50 тысяч рублей.
Поставщик предоставляет обеспечение во время приёмки товара, как это прописано в п.7.1 ст. 94 44-ФЗ, другими словами — сначала вносится обеспечение, а потом оформляется приёмочный документ. При этом подписание договора происходит до предоставления обеспечения гарантийных обязательств.
Срок обеспечения гарантий зависит от того, в каком виде оно предоставляется. Если это независимая гарантия, тогда срок действия должен превышать срок, указанный в договоре, на один месяц. Если поставщик вносит денежные средства, то у заказчика будет 30 дней на возвращение средств после окончания срока обеспечения, или 15 дней, если закупка проводилась для СМП/СОНО.
Как и когда возвращают гарантийное обеспечение по 44-ФЗ
Подробнее опишем, как поставщик может выполнить требование заказчика и как долго будет действовать гарантия в каждом случае.
Способ 1 — перевод средств на счёт заказчика. Переведённые средства замораживаются и возвращаются на счёт максимум в течение 30 дней с момента окончания исполнения обязательств. А если закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, то заказчик должен вернуть деньги в течение 15 дней.
Способ 2 — использование независимой гарантии. Поставщик может воспользоваться независимой гарантией, тогда ему не придётся вносить собственные средства. Срок гарантии обязательно должен превышать срок исполнения гарантийных обязательств, установленный договором, не менее, чем на один месяц.
Подводим итоги
- Требования обеспечения гарантийных обязательств по 44-ФЗ — это право, а не обязанность заказчика.
- Заказчик обязан выставить требования, только если закупает машины или оборудование.
- Если заказчик указал требование к обеспечению, поставщик обязан его выполнить.
- Поставщик может использовать собственные средства, а может воспользоваться независимой гарантией.
- Сумма обеспечения не может превышать 10% от НМЦК.
- Требования к обеспечению, установленные в госконтракте, нельзя изменять, отменять или нарушать.
Свободный автор Астрал
Продукты по направлению
Может быть интересно
Изменения в 223-ФЗ в 2022 году
Преференции для отдельных категорий участников закупок
Совместные конкурсы и аукционы. Централизация закупок
Подготовка и подача заявок на участие в конкурентных закупках
Обеспечение заявки. Специальный счет и банковская гарантия
Оставить заявку
Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на Ваши вопросы!