С 1 июля ИП и юрлица смогут получать бесплатные КЭП в Удостоверяющем центре ФНС
C 1 января 2022 года квалифицированные электронные подписи (КЭП) для ИП, нотариусов, юрлиц, а также лиц, уполномоченных действовать от имени юридического лица без доверенности, будет выпускать Федеральная Налоговая служба РФ.
Сертификаты КЭП, выданные коммерческими удостоверяющими центрами (УЦ), прекратят действовать 1 января 2022 года. Для дальнейшего выпуска квалифицированных электронных подписей такие УЦ должны пройти аккредитацию по новым правилам. Срок — до 1 июля 2022 года. С 1 января юрлица (руководители организаций) и ИП должны использовать подписи от ФНС. Получить их можно бесплатно в удостоверяющем центре ведомства уже с 1 июля 2021 года.
Выдача сертификатов КЭП будет осуществляться с учётом ряда особенностей:
1. УЦ ФНС будет выпускать бесплатные сертификаты КЭП только для юрлиц, ИП и нотариусов;
2. Выпуском квалифицированных сертификатов для физлиц, а также лиц, уполномоченных действовать от имени юрлица по доверенности, по-прежнему будут заниматься коммерческие аккредитованные удостоверяющие центры.
3. Выдавать сертификаты КЭП для юрлиц, ИП и нотариусов будут территориальные налоговые органы. Чтобы получить сертификат, заявителю при личной явке потребуется подать пакет документов, включающий заявление на выпуск электронной подписи, паспорт и СНИЛС, а также пройти процедуру идентификации.
4. Сертификат будет записываться за ключевой физический носитель, который предоставит заявитель. Носитель должен быть сертифицирован ФСТЭК или ФСБ. Удостоверяющий центр ФНС будет поддерживать физические USB-носители (Тип-А), в том числе:
Рутокен ЭЦП 2.0;
Рутокен Lite;
Рутокен S;
ESMART Token;
ESMART Token ГОСТ;
JaCarta ГОСТ;
JaCarta-2 ГОСТ;
JaCarta LT;
прочие носители, которые соответствуют установленным требованиям.
Для получения сертификата можно использовать как уже имеющиеся ключевые носители, соответствующие установленным требованиям, так и приобретённые у дистрибьюторов или непосредственно у производителей. В одном носителе одновременно может храниться до 32 экземпляров электронной подписи или сертификатов КЭП.
Чтобы подготовить заявление на выпуск сертификата КЭП, а также приобрести ключевой носитель, можно обратиться к оператору ЭДО. Выпущенные в рамках «пилота» сертификаты КЭП — легитимные. Срок их действия составит 15 месяцев. Такие сертификаты можно использовать при сдаче отчётности и ведении хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона № 63-ФЗ.
Электронные подписи, выпущенные Удостоверяющим центром ФНС, будут обслуживаться сотрудниками Службы технической поддержки ведомства. Обратиться за консультацией можно по номеру телефона Единого контакт-центра ФНС, указанного на официальном сайте.
ИП и лица, уполномоченные действовать от имени юрлица без доверенности, смогут подать заявление на выпуск квалифицированной электронной подписи через Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц. Сделать это можно начиная с 1 июля 2021 года.
С 1 января 2022 года также начнут действовать следующие ограничения:
Квалифицированные ЭП для кредитных организаций, операторов платёжных систем, некредитных финансовых организаций и ИП будет выпускать Удостоверяющий центр Центробанка России;
Квалифицированные ЭП для должностных лиц госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных госоргану или органу местного самоуправления организаций будет выпускать Удостоверяющий центр Федерального Казначейства.