Новый порядок оформления грузоперевозок
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Новости Законодательства
21 мая 2025
Поделиться:

Новый порядок оформления грузоперевозок

Государственная дума во втором чтении приняла законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Предложенные поправки предусматривают существенные изменения в порядке оформления грузоперевозок.

Грузоперевозки всё чаще оформляются в цифровом виде. Связано это в том числе с внедрением электронной транспортной накладной (ЭТрН) и прочих формализованных перевозочных документов. Изменения в законодательстве, затронут всех участников: грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей и экспедиторов.

Разберёмся, как сейчас работает схема взаимодействия между участниками перевозки и что изменится после принятия поправок в закон № 87-ФЗ. Также рассмотрим, какие действия потребуются от участников логистической цепочки в связи с изменениями и какой будет роль экспедиторов в новых условиях.

Взаимодействие между участниками перевозки

Участниками перевозки являются: заказчик (грузоотправитель), экспедитор, перевозчик, получатель. Рассмотрим варианты перевозок.

Без участия экспедитора

В данном случае между заказчиком и перевозчиком заключается прямой договор. Получается классическая схема перевозки с тремя участниками:

  • грузоотправитель — это может быть производственное предприятие, дистрибьютор, оптовик и прочие владельцы грузов;
  • грузоперевозчик — транспортная компания, логистический оператор, экспедитор (если выступает в роли перевозчика);
  • грузополучатель — любое юридическое или физическое лицо, получающее груз (например, розничная сеть, склад).

На данный момент подтверждение такой перевозки осуществляется с помощью транспортной накладной. Этот документ подтверждает факт перевозки груза на автомобиле, а также факт заключения договора на транспортные услуги и расходы на услуги логистических компаний. Подписывать транспортную накладную обязаны все участники перевозки в разный момент времени.

Согласно новым поправкам, с 1 сентября 2026 года транспортную накладную можно будет оформить только в электронном виде. При этом государством будут определены некоторые типы грузов, по которым и дальше можно будет оформлять бумажные накладные, однако доля таких перевозок незначительна в общем объёме.

С участием экспедитора

В данной схеме заказчик и перевозчик не заключают прямой договор. В роли посредника выступает экспедитор — организатор перевозки, который взаимодействует как с заказчиком, так и с перевозчиком. Пакет документов в данном случае расширяется: помимо транспортной накладной, оформляются дополнительные документы, которых нет при прямом взаимодействии заказчика и перевозчика, а именно:

  • договор на транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО);
  • транспортно-экспедиционное поручение;
  • экспедиторская расписка.

Экспедитор в целом снижает нагрузку заказчика, поскольку берёт на себя все риски по организации грузоперевозки. В его задачи входит:

  • поиск и выбор оптимального перевозчика;
  • оформление документации;
  • оказание сопутствующих услуг (контроль доставки, страхование, хранение, таможенное оформление и др.).

Отражение деятельности экспедиторов в транспортной накладной

Согласно текущей редакции закона № 87-ФЗ, экспедиторы отражаются в транспортной накладной следующим образом:

  • если используется бумажный формат — экспедитор не указывается в накладной напрямую;
  • если используется ЭТрН — экспедитор может не указываться как участник перевозки, особенно если он выступает в роли заказчика.

Подобная система создаёт правовую неопределённость, так как получателем услуги становится экспедитор, который «невидим» в документе. Поэтому некоторые изменения, предложенные законопроектом, ставят целью легализовать и сделать более прозрачной деятельность экспедиторов. Перечислим ключевые положения.

  • Будет предусмотрена как возможность, так и необходимость указания экспедитора в качестве участника перевозки.
  • Экспедиторская документация будет оформляться исключительно в электронном виде (за утверждение форматов электронных документов ответственна ФНС).
  • Все экспедиторские документы нужно будет направлять в Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
  • Будет создан реестр уведомлений о транспортно-экспедиторской деятельности на национальной цифровой платформе «ГосЛог». В этом реестре будут регистрироваться все лица, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность.

Законопроект предполагает, что изменения в Федеральный закон № 87-ФЗ вступят в силу уже 1 сентября 2025 года. Положения о ведении реестра экспедиторов, условиях допуска к транспортно-экспедиционной деятельности и обязанностях по регистрации в «ГосЛог» начнут действовать позже — с 1 марта 2026 года. Все действующие экспедиторы обязаны пройти регистрацию через подачу уведомления о транспортно-экспедиционной деятельности до 1 мая 2026 года.

Важно! Обновления затронут не только автомобильные грузоперевозки. Транспортная железнодорожная накладная, как и грузовая накладная для авиаперевозок будут также оформляться в электронном виде, а затем передаваться в ГИС ЭПД.

Итоги

  • С 1 сентября 2026 года все организации, использующие транспортные накладные, обязаны перейти на ЭТрН. Переход коснётся всех отраслей, без учёта категории грузов.
  • Ужесточится контроль деятельности экспедиторов. Все экспедиторские документы будут оформляться в электронном виде.
  • До 1 мая 2026 все экспедиторы обязаны зарегистрироваться на портале «ГосЛог» и подать уведомления о том, что они ведут транспортно-экспедиционную деятельность.
Изменения отразятся на всех участниках логистической цепочки. Компаниям, независимо от их роли в перевозках, следует уже сейчас подготовиться к грядущим нововведениям, пересмотреть свои схемы документооборота и настроить их на взаимодействие с ЭТрН и прочими ЭПД. Рекомендуем сервис 1С-ЭПД — комплексное решение для цифровизации перевозочных документов, которое поможет вашему бизнесу оптимизировать процессы, сократить издержки, подготовится технологически и юридически к изменениям законодательства.


Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

autohello-finger