На форуме «Цифровые решения» ключевые игроки транспортно-логистической отрасли, представители Министерства транспорта РФ и IT-сектора обсудили стратегию создания Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП). Сессия «Будущее логистики России: национальная платформа объединенных данных» подтвердила безальтернативность курса на полную цифровизацию. Участники определили ключевые вызовы, связанные с нормативным регулированием, интеграцией и участием бизнеса.
Стратегия и ключевая роль НЦТЛП
НЦТЛП позиционируется не просто как информационная система. Основная задача этого решения — уйти от разрозненных, бумажных или несовместимых цифровых платформ к единому «цифровому ядру». Где данные о любом грузе, контейнере или накладной передаются мгновенно, безопасно и в едином формате между всеми участниками: Грузоотправитель → Перевозчик → Таможня → Порт/Склад. Единая шина обмена данными для всего транспортного бизнеса.
Роль государства и бизнеса
Создание подобной экосистемы невозможно без совместного участия государства и частного бизнеса. Государство создает единые стандарты и правила обмена данными, в то время как частный сектор обеспечивает инвестиции и активное развитие цифровых решений.
Платформа должна обеспечивать аналитику для принятия управленческих решений, выявлять проблемные регионы в транспортной системе и консолидировать тенденции рынка.
Приоритет развития — бесшовная мультимодальная логистика и оперативная адаптация к меняющимся условиям. Эффекты внедрения уже видны: компании отмечают сокращение времени оформления и снижение логистических барьеров.
Масштаб и вызовы международной логистики:
- Политическое давление и усложнение логистики.
- Колебания объемов перевозок и большая неустойчивость цен.
- Для работы с международными платформами, например, SmartCargo в Казахстане, и лидерства в цифровизации нужны единые стандарты.
Важность перехода на ЭДО
Внедрение электронных перевозочных документов признано первым и наиболее успешным этапом на пути к НЦТЛП.
-
Успех ГИС ЭПД: Система функционирует с 2022 года, уже оформлено 25 млн электронных перевозочных документов. Создана конкурентная среда из 11 операторов ЭДО, охватывающая 83 региона.
-
Реальные эффекты: ОАО «РЖД» показало, что более 90% взаимодействия с грузоотправителями уже происходит в электронном виде благодаря системе ЭТРАН. Это дает реальную экономию времени и ресурсов и создает основу для мультимодальных перевозок.
-
Проблемы и Решения: НЦТЛП призвана решить проблему — устранить ошибки и лишнюю работу, которые возникают из-за бумажных документов. Эксперимент Минтранса показал, что до 30% экспортных контейнеров прибывают с ошибками в документах, что вызывает многодневные задержки и снижает конкурентоспособность.
Технологическая адаптация и Интеграция
Крупные компании представили свои решения и стратегические принципы, необходимые для успешного перехода.
«Умный порт» и Цифровой двойник (Дмитрий Суровец, FESCO)
Дмитрий Суровец представил программу «Умный порт», направленную на оптимизацию логистических процессов через запуск десятков цифровых проектов. Ключевые решения включают:
-
Развитие цифрового двойника для моделирования процессов.
-
Предиктивное обслуживание техники и оптимизацию времени прохождения грузов.
-
Интеграционные процессы: Создание единого окна взаимодействия и интеграция с ФТС и РЖД.
-
Принципы: Стратегический акцент делается на импортонезависимости технологических решений и командной работе как залоге успеха.
Влияние на рынок автоперевозок (Василий Ушаков, ГК Монополия)
Василий Ушаков отметил, что НЦТЛП окажет значительное влияние на фрагментированный рынок автоперевозок (более 80% — мелкие перевозчики). Введение единых стандартов и прозрачности улучшит эффективность работы, обеспечивая технологический суверенитет и бесшовное взаимодействие с международными партнерами.
Роль IT-разработчиков (Данияр Садыков, ГК «Астрал»)
Данияр Садыков подчеркнул, что цифровая трансформация требует совместного внедрения и пилотирования проектов. Ключевой задачей является выявление узких мест в процессах операторов и доработка нормативно-правовой базы.
-
Рекомендации: Бизнесу следует не откладывать цифровизацию и немедленно начинать обсуждение интеграции.
-
Лаборатория внедрения: Успешная трансформация поддерживается «Лабораторией внедрения», которая предоставляет витрину кейсов, методическую поддержку и клиентский клуб для обмена опытом.
Первоочередные задачи и заключение
Для успешного масштабирования НЦТЛП необходимо решить следующие первоочередные задачи:
Россия обладает потенциалом для создания уникальных технологических решений. Успех зависит от масштабирования уже доказавших свою эффективность цифровых наработок и командной работы всех участников рынка.