Национальная платформа объединенных данных: как в России создается логистика будущего
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

На форуме «Цифровые решения» ключевые игроки транспортно-логистической отрасли, представители Министерства транспорта РФ и IT-сектора обсудили стратегию создания Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП). Сессия «Будущее логистики России: национальная платформа объединенных данных» подтвердила безальтернативность курса на полную цифровизацию. Участники определили ключевые вызовы, связанные с нормативным регулированием, интеграцией и участием бизнеса.

НЦТЛП позиционируется не просто как информационная система. Основная задача этого решения — уйти от разрозненных, бумажных или несовместимых цифровых платформ к единому «цифровому ядру». Где данные о любом грузе, контейнере или накладной передаются мгновенно, безопасно и в едином формате между всеми участниками: Грузоотправитель → Перевозчик → Таможня → Порт/Склад. Единая шина обмена данными для всего транспортного бизнеса.

Создание подобной экосистемы невозможно без совместного участия государства и частного бизнеса. Государство создает единые стандарты и правила обмена данными, в то время как частный сектор обеспечивает инвестиции и активное развитие цифровых решений.

Платформа должна обеспечивать аналитику для принятия управленческих решений, выявлять проблемные регионы в транспортной системе и консолидировать тенденции рынка.

Приоритет развития — бесшовная мультимодальная логистика и оперативная адаптация к меняющимся условиям. Эффекты внедрения уже видны: компании отмечают сокращение времени оформления и снижение логистических барьеров.

Масштаб и вызовы международной логистики:

  • Политическое давление и усложнение логистики.
  • Колебания объемов перевозок и большая неустойчивость цен.
  • Для работы с международными платформами, например, SmartCargo в Казахстане, и лидерства в цифровизации нужны единые стандарты.

Внедрение электронных перевозочных документов признано первым и наиболее успешным этапом на пути к НЦТЛП.

  • Успех ГИС ЭПД: Система функционирует с 2022 года, уже оформлено 25 млн электронных перевозочных документов. Создана конкурентная среда из 11 операторов ЭДО, охватывающая 83 региона.
  • Реальные эффекты: ОАО «РЖД» показало, что более 90% взаимодействия с грузоотправителями уже происходит в электронном виде благодаря системе ЭТРАН. Это дает реальную экономию времени и ресурсов и создает основу для мультимодальных перевозок.
  • Проблемы и Решения: НЦТЛП призвана решить проблему — устранить ошибки и лишнюю работу, которые возникают из-за бумажных документов. Эксперимент Минтранса показал, что до 30% экспортных контейнеров прибывают с ошибками в документах, что вызывает многодневные задержки и снижает конкурентоспособность.

Крупные компании представили свои решения и стратегические принципы, необходимые для успешного перехода.

«Умный порт» и Цифровой двойник (Дмитрий Суровец, FESCO)

Дмитрий Суровец представил программу «Умный порт», направленную на оптимизацию логистических процессов через запуск десятков цифровых проектов. Ключевые решения включают:

  • Развитие цифрового двойника для моделирования процессов.
  • Предиктивное обслуживание техники и оптимизацию времени прохождения грузов.
  • Интеграционные процессы: Создание единого окна взаимодействия и интеграция с ФТС и РЖД.
  • Принципы: Стратегический акцент делается на импортонезависимости технологических решений и командной работе как залоге успеха.

Влияние на рынок автоперевозок (Василий Ушаков, ГК Монополия)

Василий Ушаков отметил, что НЦТЛП окажет значительное влияние на фрагментированный рынок автоперевозок (более 80% — мелкие перевозчики). Введение единых стандартов и прозрачности улучшит эффективность работы, обеспечивая технологический суверенитет и бесшовное взаимодействие с международными партнерами.

Роль IT-разработчиков (Данияр Садыков, ГК «Астрал»)

Данияр Садыков подчеркнул, что цифровая трансформация требует совместного внедрения и пилотирования проектов. Ключевой задачей является выявление узких мест в процессах операторов и доработка нормативно-правовой базы.

  • Рекомендации: Бизнесу следует не откладывать цифровизацию и немедленно начинать обсуждение интеграции.
  • Лаборатория внедрения: Успешная трансформация поддерживается «Лабораторией внедрения», которая предоставляет витрину кейсов, методическую поддержку и клиентский клуб для обмена опытом.

Для успешного масштабирования НЦТЛП необходимо решить следующие первоочередные задачи:

1
Нормативное закрепление новых решений и стандартов.
2
Тестирование офлайн-режима для работы с электронными документами при отсутствии связи (совместно с МВД).
3
Активное включение бизнеса в цифровую трансформацию путем создания экономических и технологических стимулов для добровольного обмена данными.

Россия обладает потенциалом для создания уникальных технологических решений. Успех зависит от масштабирования уже доказавших свою эффективность цифровых наработок и командной работы всех участников рынка.

Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО
10 декабря 2025: Большая онлайн‑конференция о налоговых изменениях 2026. Всё, что нужно знать бухгалтеру! Принять участие
autohello-finger