Затраты — это то, с чем сталкивается каждая организация в процессе своей деятельности. Будь то производство, доставка, реализация или закупка материалов, всё это требует определённых расходов. Особенно значительными для предприятий являются траты на обслуживание транспортных средств.
В этой статье расскажем, как подтвердить транспортные расходы: какие документы для этого нужны и какие действия осуществляются при различных сценариях доставки.
Из чего складываются транспортные расходы
Транспортные расходы — это совокупность затрат, возникающих при перемещении товаров от производителя (или продавца) к потребителю. Эти расходы охватывают: оплату перевозочных тарифов, топлива, обслуживания грузового транспорта, стоимость погрузки, использование платных дорог и командировочные.
В соответствии с положениями ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортные расходы подразделяются на два типа:
-
косвенные — учитываются в процессе затрат;
-
прямые — включаются в себестоимость, но могут быть подтверждены только после реализации продукта или услуги.
На практике их можно разделить на три категории:
Далее мы рассмотрим подтверждение расходов на доставку.
Зачем нужно подтверждение транспортных расходов
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, расходы могут быть учтены при расчёте налога на прибыль, если они:
Поэтому, чтобы включить транспортные расходы в затраты при расчёте налоговой базы по налогу на прибыль, необходимо иметь их документальное подтверждение.
Наиболее часто встречающейся транспортной услугой является доставка товара от поставщика к покупателю. То, на кого ложатся расходы, определяется условиями договора купли-продажи. Расходы могут быть оплачены продавцом товара или покупателем. Перевозить груз могут сам продавец, покупатель, используя свой транспорт, или сторонняя компания, с которой заключает договор продавец или покупатель.
При продаже товара продавец обязан предоставить покупателю следующие документы:
-
счёт-фактуру (кроме случаев применения специального режима налогообложения);
-
-
Документы, подтверждающие транспортные расходы
Чтобы подтвердить транспортные расходы, используется различная документация в зависимости от условий доставки и участников процесса. Вот основные документы, которые могут служить подтверждением транспортных расходов:
Эти документы необходимы для правильного учёта и обоснования транспортных расходов в налоговом учёте.
Подтверждение транспортных расходов: документы для разных сценариев
Поставщик может организовать доставку двумя способами:
-
самостоятельно доставить товар покупателю;
-
заключить договор с перевозчиком, который доставит товар до места назначения.
Если поставщик доставляет товар своими силами, то в договоре с покупателем он может:
-
не выделять стоимость доставки отдельной строкой, а включить её в цену товара;
-
указать стоимость доставки в договоре.
От этих условий зависит оформление документов на доставку:
Если поставщик привлекает посредника для перевозки товаров, документооборот будет следующим:
-
поставщик выписывает ТТН в четырёх экземплярах: один оставляет у себя, три передаёт посреднику;
-
посредник доставляет товар и отдаёт покупателю три экземпляра ТТН, на которых тот ставит свою подпись;
-
один экземпляр ТТН остаётся у покупателя;
-
на основании двух оставшихся экземпляров посредник составляет акт об оказанных услугах;
-
один экземпляр ТТН, подписанный покупателем, вместе с актом возвращается поставщику.
Вместо ТТН можно использовать ТН. В этом случае нужно сделать три экземпляра документа: один для перевозчика, второй для поставщика, третий для покупателя. Факт оказания услуги подтверждается транспортной накладной, которую подписали покупатель и перевозчик.
Если покупатель заключает договор с посредником, то порядок действий следующий:
Если покупатель оформляет ТН, то он должен указать себя в качестве грузополучателя и грузоотправителя. ТН оформляется в двух экземплярах: один остаётся у покупателя, а другой передаётся транспортной организации.
Плюсы цифровизации документов для подтверждения транспортных расходов
Электронная транспортная накладная, как и бумажная версия документа, подтверждает факт грузоперевозки и расходы на неё. Но в отличие от бумажного носителя, электронный документ нельзя потерять. ЭТрН хранится в удалённом электронном архиве с круглосуточным доступом, поэтому найти нужную накладную становится намного проще. Не нужно тратить время на поиски среди множества бумажных папок — нужный документ всегда под рукой, и его можно найти всего в пару кликов. Благодаря электронному хранилищу значительно снижаются налоговые риски.
С помощью ЭТрН можно отслеживать перемещение груза. Если возникнут сложности при получении груза или потребуется изменить адрес доставки, информация сразу отобразится в сервисе.