Маркировка пива: сроки, правила и особенности
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Маркировка пива: сроки, правила и особенности
ЕГАИС

Маркировка пива: сроки, правила и особенности

Маркировка пива в России началась с эксперимента, который стартовал 1 апреля 2021 году (п.1к Пр-1648). На основе его результатов будет принято решение о введении обязательной маркировки пива и слабоалкогольных напитков.

Зачем нужна маркировка пива

Начиная с 2019 года в России отдельные категории товаров, такие как сигареты, обувь, бельё, лекарства и прочее, подлежат обязательной маркировке. Нанесение кода Data Matrix на товар позволяет отслеживать перемещение товаров от производителя до конечного потребителя.

Эта мера введена государством для борьбы нелегальным производством, что является особенно актуальным в отношении пива. Согласно данным Минпромторга, доля нелегального пива на рынке составляет от 5 до 12%.

В октябре 2020 года президент Российской Федерации поручил провести эксперимент по маркировке пива и пивных напитков, чтобы производители смогли отработать процесс маркирования своей продукции.

По завершении эксперимента маркировка применяться на всех видах пива и слабоалкогольных напитков. Правительство надеется, что это позволит снизить объём продажи нелегального пива, а также увеличить собираемость налогов. Каждый покупатель сможет проверить происхождение бутылки, используя приложение «Честный ЗНАК», просто наведя камеру своего смартфона на маркировку.

Маркировка пива: сроки

Изначально предполагалось, что эксперимент по маркировке пива и пивных напитков будет завершён 31 августа 2022 года. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 года № 1466, эксперимент по маркировке пива был продлён до 28 февраля 2023 года включительно.

Планируется, что по завершении эксперимента требования о маркировке пива средствами идентификации станут обязательными для выполнения.

Переход на обязательную маркировку пива будет проходить в несколько этапов:

  1. С 1 апреля 2023 года — маркировка пива в кегах.
  2. Начнётся обязательная маркировка разливного пива и пивных напитков в кегах. К этой дате производители и импортёры пива и слабоалкогольных напитков, продаваемых в кегах, обязаны зарегистрироваться в системе и описать свои товары в каталоге. К тому же, к 1 апреля 2023 года должны быть полностью настроены процессы заказа и нанесения кодов на товары, включая отчёты о нанесении, оплату кодов и их ввод в оборот.

  3. С 1 октября 2023 года — маркировка пива в стеклянной и пластиковой таре.
  4. С этой даты требования о регистрации и наличия описания товара в каталогах коснутся производителей и импортёров пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в стеклянную и полимерную упаковку.

  5. C 15 января 2024 года — маркировка пива в других видах упаковки.
  6. Производители и поставщики пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в иные виды упаковки также с этой даты обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчёта о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот.

В 2024 году в правила маркировки пива добавят новые требования. Планируется, что розничные магазины и другие предприятия, осуществляющие продажу пива и слабоалкогольных напитков, будут должны передавать в систему маркировки данные о продажах c помощью онлайн-кассы:

  • с 15 января 2024 года — о выводе из оборота пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в кеги;
  • с 1 июня 2024 года — о выводе из оборота пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в потребительскую упаковку.

Какую роль в маркировке пива играет ЕГАИС

ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система — обеспечивает контроль над производством алкогольной продукции. Работу системы обеспечивает ФСРАР — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Кроме контроля спиртных напитков, ЕГАИС обеспечивает поддержку задач, утверждённых в Федеральном законе от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ. Защита экономики, обеспечение нужд потребителей, повышение качества алкоголя — всё это также входит в задачи ЕГАИС.

В рамках проведения эксперимента по маркировке пива запланирована интеграция Национальной системы маркировки («Честный ЗНАК») и системы ЕГАИС. Предполагается, что объединение двух систем позволит создать единую точку входа, через которую можно будет предоставлять информацию о продажах пива и слабоалкогольных напитков. Цель интеграции — минимизация нагрузки на отрасль.

Какие изменения в ЕГАИС произошли до начала эксперимента по маркировке пива

В 2021 году было введено несколько изменений, которые ужесточили правила работы с ЕГАИС:

  1. С 15 января прекратился приём документа «постановка на баланс на второй регистр» (кроме документов для устранения пересортицы). Изначально правило планировали ввести ещё 21 декабря 2020 года, но чтобы у участников системы было больше времени на ознакомление с изменениями, дата была перенесена.
  2. C 1 февраля установлен максимальный срок нахождения накладной в пути — он составляет 60 календарных дней начиная с даты составления документа. В статус «не принято получателем» накладная автоматически переходит по истечении этого срока, а сама продукция при этом возвращается на баланс отправителя.
  3. С 1 февраля установлен срок на отмену актов списания при обнаружении ошибок — 7 календарных дней.
  4. С 1 марта в рамках отмены второго регистра для маркированного алкоголя — торгового зала по ЕГАИС — запрещён перевод на него соответствующей продукции, если таковая уже имеется на балансе. Списание такой продукции чеками также было запрещено — теперь для этого нужно обращаться в ФСРАР.
  5. С 1 апреля установлены два новых правила: запрет на привязку штрихкодов к партии вне рамок пересортицы продукции и полный запрет перевода маркированного алкоголя в торговый зал. По этой причине ФСРАР рекомендовала перевести продукцию в поштучный вид.

Интеграция ЕГАИС с системой маркировки

Первый этап интеграции Честного ЗНАКА с ЕГАИС был завершён в мае 2022 года. 26 октября 2022 года на сайте «Честного ЗНАКА» появилось сообщение о запуске интеграции системы маркировки с ЕГАИС.

Интеграция позволила реализовать передачу из ЕГАИС в «Честный ЗНАК» следующих документов:

  • отчёты о производстве;
  • заявки о фиксации в ЕГАИС информации о ввозе или перемещении на территорию Российской Федерации пива и слабоалкогольной продукции;
  • товарно-транспортные накладные и документы, содержащие коды маркировки.

Как начать работать с пивом в ЕГАИС

Первым шагом к началу работы с пивной продукцией является уточнение правил её реализации в местной налоговой инспекции.

Лицензия на продажу пива и пивных напитков не требуется.

Перед непосредственной работой в системе нужно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Оформлением и выдачей УКЭП для руководителей организаций и ИП занимается удостоверяющий центр ФСН. Кроме того, для получения УКЭП можно обратиться к доверенным лицам налоговой.

На портале ЕГАИС нужно перейти в личный кабинет пользователя системы, ознакомиться с условиями и проверить их выполнение:

  • Операционная система — Microsoft Windows XP или выше.
  • Браузер — Internet Explorer 9.0 или выше.
  • Установлен и корректно работает программный компонент ФСРАР-Крипто 3.
  • На компьютере вставлен аппаратный ключ.

Если все условия выполнены, то система пропускает к следующему шагу, где нужно ввести ПИН-код аппаратного ключа. После его ввода нужно выбрать необходимый сертификат.

В личном кабинете нужно перейти во вкладку «получить ключ», нажать кнопку «сформировать ключ» и ввести ПИН-код RSA раздела аппаратного ключа (система попросить ввести его дважды).

Далее нужно перейти в раздел «транспортный модуль» и скачать установщик транспортного модуля и установить его. На рабочем столе появится ярлык UTM — универсального транспортного модуля, также он появится в трее, откуда его можно запустить, нажав правой кнопкой мыши и выбрав «Запустить».

Розничная продажа пива через ЕГАИС

Как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей реализация пивной продукции должна соответствовать законодательству. После регистрации в системе ЕГАИС товары учитываться в одном из двух регистров:

  • 1-й регистр — товары, находящиеся на складе;
  • 2-й регистр — товары, находящиеся в торговом зале.

Как уже было сказано, приём документа «постановка на баланс на второй регистр» с 15 января невозможен, а с 1 апреля перевод маркированной пивной продукции в торговый зал будет запрещён.

Тем не менее фиксация каждой закупки обязательна. При реализации пива обязательным также является ведение учёта и внесение соответствующих сведений в «Журнал учёта объёма розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции». В конце каждого отчётного квартала должна быть подана «Декларация об объёме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи» по форме 12.

Чтобы автоматизировать передачу кодов маркировки в «Честный ЗНАК» используйте Астрал.Маркировка — комплекс решений по отслеживанию товаров от производителя до конечного потребителя. Узнайте больше о сервисе на сайте продукта!
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
autohello-finger