ЕГАИС Алкоголь: изменения в 2023-2024 годах
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Автор Сергей Феоктистов

Сергей Феоктистов

16 февраля 2024
39314
33
Изменения ЕГАИС Алкоголь 2023 – 2024
ЕГАИС

Изменения ЕГАИС Алкоголь 2023 – 2024

Содержание статьи

Без взаимодействия с ЕГАИС невозможно вести бизнес, связанный с алкоголем в 2024 году. ЕГАИС — это Единая государственная автоматизированная информационная система по учёту и обороту алкогольной продукции в России. Система постоянно обновляется и совершенствуется, чтобы стать удобнее для всех участников рынка: производителей, продавцов и государства.

В статье рассмотрим актуальные изменения в системе ЕГАИС, которые уже произошли в 2023 и начнутся с 2024 года.

Что изменилось в законе об алкогольном регулировании

В конце 2023 года вышел Федеральный закон № 624-ФЗ, который внёс определённые коррективы в порядок работы пользователей ЕГАИС. Главные изменения, которые касаются 2024 года — это уточнение сведений для реестра пивоваров и продление работы с алкогольными декларациями.

Реестр пивоваров

Реестр производителей пива и пивных напитков начал функционировать с сентября 2023 года. В него включили организации, у которых есть разрешение на использование технического оборудования мощностью до 300 тыс. дал. Реестр размещён на портале Росалкогольтабакконтроль. Если компания варит пиво, но её нет в реестре, то она ведёт свою деятельность незаконно.

С 01.03.24 производителей пива будут уведомлять о включении в реестр в автоматическом режиме. Уведомление будет приходить на портал Госуслуги в день принятия решения о включении организации в данный перечень. 624-ФЗ уточнил требования к информации, необходимой для внесения корректировок в реестр. Закон также предоставил правительству определять ситуации, в которых пивовары могут временно не передавать показания счётчиков своего производства.

Алкогольные декларации

Использование алкогольных деклараций для некоторых слабоалкогольных напитков должны были отменить, но этот срок перенесли. Отчётность в ЕГАИС в 2024 году не меняется. Декларировать пиво, медовуху, сидр и пуаре нужно ежеквартально. Последний отчёт в ФСРАР необходимо сдать в 2025 году за период с 1 по 14 января. Первичную декларацию требуется отправить до 20.04.25. Корректировку принимают до 20.07.25. После 15.01.24 в алкогольной декларации эту продукцию учитывать не нужно.

В 2024 году алкогольная декларация остаётся актуальной для крепкого алкоголя и заполняется по форме №7. Её обязаны предоставлять общепиты и компании, работающие в отдалённой местности без прямой связи с ОФД.

Как изменилась маркировка алкоголя

Согласно новой редакции 171-ФЗ от 25.12.2023, организации и ИП должны передавать сведения о маркированных товарах в информационную систему, предусмотренную правительством. Это значит, что данные нужно загружать и в ЕГАИС, и в «Честный ЗНАК». В первой работают с закупкой, списанием и продажей, а во второй с розницей.

Цены и условия использования программы «1С: Розница» в базовых и профессиональных версиях описаны в каталоге продукции «1С».

Маркировка пива

Данные о проданном пиве в 2024 году необходимо отправлять в «Честный ЗНАК». Сроки передачи сведений о реализации зависят от ёмкостей, в которых хранится напиток:

  • с 15.01.24 — для частично проданного разливного пива и поставленной на кран кеги;
  • с 01.06.24 — для пива в потребительской упаковке.

Порционный учёт крепкого спиртного

Ранее в общепитах крепкий алкоголь списывался сразу объёмом открытой бутылки. С 01.09.2023 списывается каждая проданная порция напитка. Однако есть исключения. Согласно письму ФСРАР от 24.08.23, если технические возможности заведения не позволяют этого сделать, списывать алкоголь по старым правилам можно до 01.03.24.

Теперь в регулирующих законодательных актах нет сроков, согласно которым нужно переходить на порционное списание напитка. Отчётность в ЕГАИС зависит от конкретной продажи. ККТ подключается к универсальному транспортному модулю (УТМ). Позиция подтверждается чеком, с указанным объёмом вне зависимости от тары: будь то стопка или полная неоткрытая бутылка.

Если порция алкоголя добавляется в коктейль или блюдо, то его списание подтверждается актом с причиной «Использовано для приготовления коктейлей (блюд)». В этом случае акцизная марка сканируется многократно, при каждом формировании нового акта списания. Объём списания не должен быть больше, чем объём ёмкости, в котором хранился алкоголь.

Для чего понадобилась отмена алкодеклараций

Ранее алкогольные декларации должны были представлять все участники оборота: изготовители, оптовики и розница. Данное правило было установлено ПП №815 от 09.08.12. Документ заполнялся и отправлялся раз в квартал. Сегодня это постановление правительства упразднено.

Благодаря внедрению системы маркировки для пива и пивной продукции, розница и предприятия общепита представляют достаточно детальную информацию о реализации:

  • учитывают товарные накладные при приёмке;
  • отражают розничные продажи;
  • отслеживают объём реализованного алкоголя, если он входит в состав блюд и напитков;
  • следят за складскими остатками.

Вышеперечисленные данные отправляются в ЕГАИС сразу при продаже. Было принято решение, что дублировать их в декларации больше не целесообразно. Поэтому после 15.01.25 вносить данные в алкогольную декларацию о розничных продажах пива, пива, сидра, медовухи и пуаре не нужно. Это касается всех участников рынка. Документ по форме 7 актуален только для крепкого алкоголя, в том числе и для общепитов.

Системы ЕГАИС и «Честный ЗНАК» настроены таким образом, что информация о товародвижении алкоголя фиксируется в реальном времени: от производства до конечного покупателя. Все данные заносятся в общую базу данных мгновенно через интернет. Бизнес не тратит время на сбор подтверждающих документов за три месяца и заполнение квартальной декларации.

Что должно быть в точке продажи алкогольной продукции для работы в ЕГАИС и «Честный ЗНАК»

ЕГАИС и «Честный ЗНАК» — это системы электронного взаимодействия, где вся информация обрабатывается в цифровом виде. Поэтому для работы с ними нужны специальные инструменты.

Среди них, квалифицированные электронные подписи (КЭП) для аутентификации и подписания документов, и специальное программное обеспечение. К ПО относятся универсальный транспортный модуль (УТМ) и криптопровайдер для шифрования и работы с электронной подписью. С 2023 года в ЕГАИС внедрён новый функционал — использование машиночитаемой доверенности, при выполнении полномочий от лица директора или ИП.

Помимо этого, пользователям необходимо оборудование: сканеры для считывания маркировки, онлайн-кассы, товароучётные программы, терминалы сбора данных и т.п. Перечень зависит от объёмов оборота компании и занимаемой роли на алкогольном рынке: оптовики или розница.

Выбрать товароучётные программы, принтеры этикеток, а также современные модели 2D-сканеров или терминалов сбора данных рекомендуем в нашем интернет-магазине. В каталоге представлено необходимое оборудование и программное обеспечение для работы с маркировкой и ЕГАИС.

Какие сертификаты электронной подписи нужны для ЕГАИС в 2024 году

Взаимодействие с информационными системами по отслеживанию оборота алкоголя в 2024 году остаются неизменными. Директора организаций и индивидуальные предприниматели используют сертификаты КЭП, полученные в удостоверяющем центре ФНС и его доверенных лицах. Работники организаций и ИП используют сертификаты КЭП для физических лиц, совместно с машиночитаемой доверенностью (МЧД). Эта категория граждан получает электронную подпись в удостоверяющих центрах, с аккредитацией от Минцифры.

Важно! Закрытый ключ КЭП записывается на токен или Рутокен, подходящий для работы с ЕГАИС. Такой носитель должен иметь встроенную криптографию, как, например, модели Рутокен ЭЦП 3.0 и Рутокен 3.0 NFC. Также СКЗИ оснащен токен Jacarta-2 SE. Для работы в системе «Честный ЗНАК» устройство со встроенной криптографией не нужно.

Единственные новые правила в ЕГАИС, которые начнут действовать с 2024 года, касаются сертификатов КЭП работников юридического лица. Такими подписями нельзя будет подписывать цифровые документы после 31.08.24. С 01.09.24 сотрудникам организаций понадобится сертификат КЭП физического лица совместно с МЧД.

Для работы с ЕГАИС рекомендуем квалифицированные сертификаты электронных подписей для физических лиц от УЦ «Калуга Астрал». В каталоге представлены тарифы для физических лиц. Индивидуальные предприниматели и руководители юрлица могут выпустить сертификат с помощью услуги Получение КЭП в ФНС под ключ.

Как работать с МЧД в ЕГАИС

На компьютер устанавливается программное обеспечение УТМ актуальной версии. Скачать его можно с сайта ЕГАИС. Для уполномоченного лица составляется МЧД формата 003. В индивидуальных полномочиях документа необходимо указать «Подписывать документы, направляемые в Росалкогольтабакконтроль». Прежде чем загрузить МЧД в ЕГАИС, её нужно зарегистрировать в ФНС.

Создавать МЧД удобно с сервисом Астрал Доверенность. Решение позволяет быстро оформить машиночитаемую доверенность на сотрудника или доверенное лицо. Директору или предпринимателю достаточно выбрать тип машиночитаемой доверенности, заполнить данные и подписать документ своей КЭП.

Чтобы направить МЧД в УТМ, выполните следующие шаги:

  1. Перейдите в раздел «Сервисы», далее «Генерация ключей доступа к ЕГАИС» и выберите нужную роль: «Руководитель ИП» или «Физическое лицо с машиночитаемой доверенностью». Процесс получения RSA-ключа для руководителя юридического лица не изменяется.
  2. Загрузите XML-файл МЧД вместе с sig-файлом КЭП и нажмите «Продолжить». Руководителям ИП загружать МЧД не нужно. Выдача RSA-ключа осуществляется на основании действующего сертификата КЭП от ФНС.
  3. После проверки МЧД выберите адрес торговой точки.
  4. Примите условия выдачи ключей доступа ЕГАИС и нажмите «Сгенерировать» для генерации RSA-ключа.
Важно! МЧД нужна только для получения RSA-ключа при входе в ЕГАИС. При дальнейшей работе в системе отправлять доверенность не нужно. Когда срок МЧД закончится, на доверенное лицо оформляют новую доверенность, а RSA-ключ перевыпускают.

Как отправлять декларации в ФСРАР

Сдавать декларацию можно только в электронном виде с применением электронной подписи. Если торговых точек несколько, то данные по каждому подразделению вносятся в один документ с общим итогом по всей компании.

Как отправлять отчётность в ФСРАР, мы рассказывали в нашей статье.

Важно запомнить, что в ЕГАИС доступно применение следующих видов подписей:

  • ИП и юрлица используют КЭП ФНС;
  • работники организаций — КЭП физического лица, совместно с МЧД, либо КЭП сотрудника до 01.09.24.

Выпустить сертификаты КЭП для физических лиц можно только в аккредитованных удостоверяющих центрах.

ЕГАИС на новых территориях 2024

Советом Федерации одобрен законопроект, который в том числе продлевает переходный период в отношении регулирования розничной торговли алкоголем для общепитов Донбасса и Новороссии. Юрлиц и ИП не будут штрафовать за нарушения представления сведений в ЕГАИС о производстве, обороте или использования алкоголя. Данное правило касается ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей и действует до 1 января 2025 года.

Переходный период продлён в рамках законопроекта № 483486-8, который даёт право регионам устанавливать ограничения на розничную продажу пива в многоквартирных домах. Документ вступит в силу 01.04.24.

icon

Работать в ЕГАИС удобнее с Астрал Подпись

Получите электронную подпись для физических лиц, для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Автор Сергей Феоктистов

Сергей Феоктистов

16 февраля 2024
39314
33
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
autohello-finger