Вывод маркированного товара из оборота
Система маркировки предусматривает вывод товара из оборота при его продаже конечному потребителю и в некоторых других случаях. Более подробно о том, как и в каких ещё случаях это происходит, рассказываем в нашей статье.
Зачем маркируются товары
Маркировка товара используется для его идентификации, а также расшифровки товарных свойств и характеристик. При маркировке товара производитель/импортёр наносит контрольный (идентификационный) знак на упаковку, этикетку, тару или ярлык.
В качестве кода маркировки используется двумерный штрихкод DataMatrix, который содержит информацию о производителе, месте и дате производства, а также сведения обо всех операциях по реализации товара. Все данные об обороте товара, подлежащего маркировке, передаются участниками товарооборота в национальную систему мониторинга маркированных товаров «Честный ЗНАК».
Маркировка позволяет избежать продажи контрафактной и некачественной продукции, поскольку по данным из кода маркировки можно определить движение товара и его текущего владельца.
Какие товары подлежат обязательной маркировке в 2022 году
Программа по внедрению маркировки товаров в России происходит постепенно. Некоторые товарные группы уже маркируются в обязательном порядке, а отдельные категории товаров участники товарооборота маркируют в рамках эксперимента. По результатам пилотных проектов определяют целесообразность введения маркировки для конкретных товаров.
Сейчас обязательной маркировке подлежат товары из следующих категорий:
- шубы и изделия из меха;
- обувь;
- лекарства;
- табачная продукция;
- шины и покрышки;
- парфюмерная продукция;
- фотоаппараты и лампы-вспышки;
- одежда и текстиль;
- молочная продукция;
- упакованная питьевая вода.
Схема реализации маркированных товаров
Все участники оборота товаров, подлежащих маркировке, должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Производители маркированной продукции наносят средства идентификации на товары и при их реализации формируют универсальные передаточные документы, содержащие коды маркировки, которые через оператора ЭДО передаются в систему «Честный ЗНАК».
При продаже товара рознице оптовики также передают УПД в систему мониторинга маркированных товаров. В момент продажи товара конечному потребителю продавец фиксирует через онлайн-кассу вывод товара из оборота. Информация об этом передаётся оператору фискальных данных, который, в свою очередь, направляет её в «Честный ЗНАК».
В каких случаях маркированный товар выводится из оборота
Как уже говорилось, при продаже маркированного товара розничным продавцом конечному потребителю товар выводится из оборота с помощью онлайн-кассы. Если у магазина заключён договор с оператором фискальных данных, ОФД передаёт информацию о таких товарах в систему мониторинга в режиме реального времени по каждой реализованной единице товара.
Если договора с ОФД нет, розничный продавец обязан передавать сведения о выводе товара из оборота самостоятельно. На это у него есть 30 дней с момента продажи маркированного товара.
Однако вывод товара из оборота подразумевает не только розничную продажу конечному потребителю. Перечень случаев, при которых следует вывод товара из оборота, также включает:
- экспорт в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также за пределы стран ЕАЭС;
- возврат нереализованных товаров;
- реализация конфискованного товара;
- использование на предприятии;
- реализация по договору рассрочки;
- в процессе реализации по договору рассрочки;
- порча, утилизация, безвозвратная утрата и уничтожение товара;
- безвозмездная передача;
- передача товара в рамках контракта;
- банкротство или ликвидация организации.
Если основанием для вывода товара из оборота служит не розничная продажа, магазин должен направить в систему мониторинга уведомление о том, что товар был выведен из оборота. Срок — не позднее трёх рабочих дней.
Если товар выводится из оборота при дистанционной продаже или при доставке товара через курьера без указания кода маркировки в товарном чеке, нужно сообщить о выводе товара из оборота в систему мониторинга по факту отгрузки товара со склада для доставки покупателю.
Когда продавец доставляет товар своими силами или через курьерскую службу с включённым в чек кодом маркировки, сведения о выводе товара из оборота предаются в «Честный ЗНАК» так же, как и при стационарной розничной торговле. То есть направляются в систему мониторинга через оператора фискальных данных.
Для духов и туалетной воды предусмотрена реализация наливной продукции из потребительской упаковки по одному коду идентификации без выбытия кода из системы мониторинга, а также возврата такого товара в оборот. После реализации товара в «Честный ЗНАК» передаются сведения о частичном выводе товара из оборота с применением онлайн-кассы.