Маркировка кресел-колясок
Требования по маркировке кресел-колясок ужесточаются. С 1 сентября 2024 года оборот немаркированной продукции из этой категории полностью запрещён, теперь все участники рынка обязаны подавать сведения об обороте кресел-колясок в систему мониторинга. Расскажем об особенностях работы с системой «Честный ЗНАК» и цифровой маркировке кресел-колясок.
Зачем нужна маркировка кресел-колясок
Маркировка кресел-колясок кодами Data Matrix и отслеживание каждой товарной единицы — способ борьбы с контрафактом на отечественном рынке, который способствует повышению качества изделий и обеспечивает безопасность конечного потребителя.
Кресла-коляски относятся к медицинским изделиям, которые необходимы маломобильным людям. Это социально значимый товар, следовательно, со стороны государства требуется повышенный контроль за производством и оборотом такой продукции.
Этапы внедрения обязательной маркировки кресел-колясок
Внедрение маркировки происходило поэтапно в соответствии со сроками, установленными Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2023 года № 885.
- 1 сентября 2023 года начался первый этап — регистрация участников оборота кресел-колясок в системе «Честный ЗНАК».
- 1 октября 2023 года стартовала обязательная маркировка товаров указанного типа кодами Data Matrix. Производители и импортёры стали наносить средства идентификации (СИ) на свою продукцию и передавать в «Честный ЗНАК» информацию о вводе маркированных товаров в оборот.
- С 1 октября 2023 года по 31 августа 2024 года производилась маркировка товарных остатков, которые были произведены или импортированы до 30 сентября 2023 года.
- С 1 сентября 2024 года оборот немаркированных кресел-колясок завершился. Начиная с этой даты все участники товарооборота обязаны передавать в систему мониторинга сведения об обороте продукции, использовать электронный документооборот (ЭДО) при приёмке и отгрузке маркированных товаров, вести поэкземплярный учёт и выводить товары из оборота посредством сканирования кодов Data Matrix на кассе.
Какие кресла-коляски попадают под маркировку
Перечень маркируемых кресел-колясок содержится в Постановлении Правительства № 885. В таблице ниже представлены все коды и наименования, перечисленные в документе.
Группа | Код ТН ВЭД ЕАЭС |
---|---|
Кресла-коляски с ручным приводом без механических устройств | 8713 10 0000 |
Кресла-коляски электрические, оснащённые двигателем или другими механическими устройствами | 8713 90 0000 |
Товар | Код ОКПД 2 |
Коляски инвалидные | 30.92.20.000 |
Изделия медицинские, в том числе хирургические, и прочие, не включённые в другие группировки | 32.50.50.190 |
Средства транспортные и прочее оборудование, не включённое в другие группировки | 30.99.10.190 |
Как маркируются кресла-коляски
В системе «Честный ЗНАК» единым СИ является двумерный матричный код DataMatrix. Его сложно подделать, поскольку он имеет хорошую криптографическую защиту. Генерацией таких кодов занимается оператор ЦРПТ по предварительным запросам от импортёров и производителей.
Получая коды в электронном виде, производитель/импортёр печатает их с помощью специального оборудования и наносит на каждое изделие, выпускаемое в оборот. В случае с креслами-колясками код маркировки может быть нанесён на транспортную упаковку, используемую для хранения и транспортировки изделий, либо непосредственно на сам товар.
Когда коды распечатаны и нанесены, производитель/импортёр вносит в систему мониторинга данные о вводе товара в оборот. С этого момента «Честный ЗНАК» отслеживает и фиксирует информацию о передвижении товара и действиях, совершённых с ним: отгрузка, приёмка, реализация, возврат, перемаркировка и т.д.
Как происходит движение маркированных товаров
Рассмотрим примерную схему товарооборота маркированных кресел-колясок.
- Производитель/импортёр передаёт маркированные изделия оптовому продавцу, формируя в ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) с перечнем кодов для каждой отгруженной единицы товара.
- Оптовик сверяет при приёмке коды из УПД с кодами полученных товаров, после чего передаёт в систему маркировки информацию о приёмке товара.
- Оптовик по цепочке передаёт изделия рознице, фиксируя информацию в УПД.
- Розница получает товар и УПД, сверяет коды и передаёт в систему мониторинга информацию о приёмке.
- Товар реализуется на кассе во время продажи. Код Data Matrix сканируется с использованием специальной контрольно-кассовой техники, а через оператора ОФД в систему маркировки передаются данные о выводе товара из оборота.
Как подключиться к системе прослеживаемости товаров
Все участники товарооборота маркированных товаров должны заключить договор с оператором ЭДО и зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе». Для этого потребуется электронная подпись (УКЭП) руководителя или ИП. Подробно об ЭП и её получении можно прочесть здесь.
После регистрации в «Честном ЗНАКе» те участники рынка, которые непосредственно наносят маркировку на товар, должны заключить специальные договоры с оператором ЦРПТ и пополнить лицевой счёт в личном кабинете, чтобы в дальнейшем заказывать и получать коды Data Matrix. Для печати кодов необходим термо- или термотрансферный принтер, для считывания — терминал сбора данных или 2D-сканер. Продавцам маркированных товаров также следует приобрести специальное оборудование и ПО — товароучётную программу и онлайн-кассу с поддержкой формата фискальных данных ФФД 1.2.
Для пользователей программ 1С есть специальное предложение — сервис Доки, позволяющий работать с цифровыми документами в привычном интерфейсе. Никакого дополнительного ПО не потребуется, так как сервис адаптирован для работы с маркированными товарами и поддерживает передачу УПД в систему маркировки.