Маршрутный лист
В документе содержится основная информация о передвижениях транспортного средства в течение рейса.
Тарифы 1С-ЭПД
Обмен перевозочными документами в 1С
Что такое маршрутный лист
Маршрутный лист (МЛ) – это документ, который помогает планировать и контролировать движение транспортных средств в рамках определённого рейса. Он содержит следующую информацию:
- Пункты отправления и прибытия.
- Промежуточные остановки.
- Расстояние всего рейса.
- Время на каждый участок маршрута.
- Другие необходимые данные.
Такие листы широко применяются там, где требуется организация доставки или перевозки грузов. Они упрощают планирование маршрутов, контроль за их выполнением и позволяют оптимизировать использование ресурсов.
В данном тексте мы рассмотрим основные составляющие маршрутного листа, как его заполнить и кому именно потребуется его формировать.
Кому нужен маршрутный лист
Всего выделяют несколько категорий лиц, кому именно необходимо иметь МЛ:
- Тому, кто везёт товар. Обычно это водитель, работающий в транспортной компании.
- Бухгалтерии – маршрутный лист помогает составить отчётность о выполненной услуге.
- Юристам — в случае возникновения споров или судебных разбирательств.
- Сотрудникам курьерской службы.
- Другим работникам при необходимости (торговым представителям, менеджерам продаж, руководителям).
ГСМ
Горюче-смазочные материалы – это различные виды топлива и смазочных материалов, которые используются в автомобильном транспорте, судоходстве и железнодорожном транспорте. К ним относятся: бензин, газ, дизельное топливо, мазут, моторные масла и машинные смазки.
Обычно информация о ГЗМ указывается в путевых листах, нежели в самом маршрутном листе. О разнице между этими двумя понятиями мы поговорим чуть ниже.
Подотчётные средства
Как рассчитывается потребление ГСМ? Для того чтобы подготовить отчёт о количестве расходуемого горючего, нужно использовать специальные формы, разработанные законодательством.
Например, в Постановлении Госкомстата № 78 существует форма путевых листов с отдельными графами. В них указывается следующая информация:
- Сколько материала было в баке.
- Количество влитого горючего в течение рейса.
- Сколько его осталось на конец маршрута.
В другой форме Приказа Минтранса № 390 отсутствует пункт замера ГСМ. Однако есть показания одометра – специального прибора, который измеряет обороты колеса. По этим показателям можно рассчитать количество выполненных километров и сколько именно горючего было потрачено.
Также можно воспользоваться распоряжением Минтранса № АМ-23-р – в нём указаны общепринятые нормы расхода топлива. С их помощью по специальным формулам можно рассчитать общее количество ГСМ.
Более подробно о том, как подтвердить расходы на горюче-смазочные материалы, можно изучить в нашей статье.
Как создать маршрутный лист
В 2023 году для признания расходов, понесённых сотрудником в командировке, необходимо правильно оформить маршрутный лист и приложить к нему подтверждающие документы:
- Приказ, подтверждающий цель командировки.
- Отчёт сотрудника о потраченных деньгах.
- Дополнительные документы, которые доказывают факт предоставления услуг.
Как только пакет документов собирается, бухгалтерия проверяет расходы, указанные в маршрутном листе. Затем МЛ отправляются руководителю на подпись. После этого бухгалтеры совершают все необходимые действия – например, возмещают расходы (если они были).
Структура маршрутного листа
МЛ состоит из одной страницы на листе А4. В нём указаны следующие данные:
- Название и номер маршрутного листа сотрудника, дата его формирования.
- ФИО водителя.
- Информация о транспорте (модель).
- Основание для поездки – например, доставка по заявкам или служебная поездка.
- Даты всех поездок.
- Информация о том, когда транспорт приехал на нужную точку и уехал (дата, время, адрес места).
- Чеки с реквизитами.
- Потраченные денежные средства (сумма в рублях).
- Личные подписи сотрудника и бухгалтера.
(пример маршрутного листа)
Единой формы МЛ не существует, поэтому каждая компания может создавать свой вариант с любыми пунктами. Обычно маршрутный лист выглядит как таблица. Главное условие – указать все пункты выездов по порядку.
Как сделать маршрутный лист: правила заполнения
При работе по созданию новых маршрутных листов необходимо сформировать 2 экземпляра. Один пойдёт сотруднику, другой – в бухгалтерию. Ставить печать на лист не нужно. МЛ относится к внутреннему обороту документов, поэтому подписи водителя и бухгалтера будет достаточно.
Как заполнить маршрутный лист
Как мы говорили выше, унифицированного шаблона МЛ нет, поэтому его можно заполнять в произвольной форме. Однако есть некоторые правила, которые всё-таки нужно соблюдать:
- Необходимо внести название документа «Маршрутный лист», а затем написать место, где был сформирован документ (населённый пункт).
- Информация о сотруднике, выполняющем перевозку, должна быть корректна – ФИО, должность, марка автомобиля и цель поездок.
- В таблице все выезды должны располагаться друг под другом в хронологическом порядке – от первой перевозки до последней. Давать информацию в разнобой не рекомендуется.
- Если печать ставить не обязательно, то подписи сотрудника и бухгалтера должны быть на документе.
Маршрутный лист необходимо распечатать, поставить подписи и отдать в бухгалтерию (образец заполнения маршрутного листа можно увидеть ниже). Более подробно о стандартах заполнения аналогичных бухгалтерских документов (ФСБУ 27/2021) можно узнать из нашей статьи.
Скачать заполненный образец маршрутного листа
Отправляйте электронные перевозочные документы в сервисах от ГК «Астрал». Решение «1С-ЭПД» работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает все установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.
«Платформа ЭПД» — интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с цифровыми документами. Оно позволяет обмениваться ЭПД между участниками перевозки и передавать их в ГИС, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.
После оформления маршрутного листа
Когда маршрутный лист правильно оформлен и утверждён, он становится важным документом для учёта расходов и налоговой отчётности. В случае проверки налоговыми органами МЛ будет привлекать внимание контролирующих структур.
Налоговики могут также потребовать представления других первичных документов, включая проездные билеты, чеки с заправок и электронные путевые листы. Кроме того, ведомства проверят соответствие между обязанностями сотрудников и их перемещениями.
Чем отличается маршрутный лист от путевого листа
Маршрутный и путевой лист – это два разных документа, связанных с организацией и контролем грузоперевозок или путешествий.
Маршрутный лист является бланком, содержащим информацию о планируемом маршруте перемещения транспортного средства. Он включает информацию об основных остановках, расходах и о самом водителе.
Путевой лист – это отчётный документ, который заполняется во время или после завершения перевозки и используется для фиксации фактических данных о перемещении. Также в нём указывается данные медосмотра водителя, состояния автотранспорта и расходы ГСМ.
Путевой лист – обязательный документ при перевозке груза. Он утверждён Приказом Госкомстата № 390.
А вот маршрутный лист выступает подтверждением передвижения не тяжёлого груза, а, например, доставки товара или служебной поездки.
Поскольку формы маршрутного листа не существует, вы её можете составить сами. Важное условие – МЛ нужно утвердить в компании или включить в альбом первичных учётных документов отдельным приказом.
А вот бланки путевых листов есть – форма № 3 и 4-п (утверждены Постановлением Госкомстата № 78).
Скачать форму маршрутного листа для грузового автомобиля
Скачать форму маршрутного листа для легкового автомобиля
Скачать заполненный бланк маршрутного листа для служебных поездок
Чем отличается маршрутный лист грузового автомобиля от легкового
- Грузовой автомобиль предназначен для перевозки разных товаров, поэтому МЛ, например, грузовика будет содержать информацию о продукции – вес, объём, особые требования к перевозке, идентификационные коды и т.д. Легковой автомобиль, как правило, не предназначен для транспортировки грузов, поэтому этой информации в маршрутном листе не будет (в таких случаях указывается только объект передвижения – автомобиль).
- МЛ грузового автомобиля будет содержать информацию о маршруте и расписании доставки груза, а также указания по загрузке и разгрузке грузовика. В случае легкового автомобиля маршрутный лист обычно содержит только информацию о планируемом маршруте поездки.
- Грузовой автомобиль может иметь дополнительные разрешения или требования, такие как разрешение на перевозку опасных грузов или специальные разрешения для въезда в определённые зоны. Эта информация будет включена в маршрутный лист грузового автомобиля, но не будет присутствовать в МЛ легкового транспорта.
- Маршрутный лист может также содержать информацию о технических характеристиках грузовика, таких как грузоподъёмность, длина, высота и ширина. Эта информация не будет присутствовать в МЛ легкового автомобиля.
Основные выводы
Маршрутный лист — это документ, в котором указывается последовательность прохождения определённого пути, обычно с указанием времени отправления и прибытия в каждый пункт рейса. МЛ часто используются в транспортных компаниях и логистических службах для организации и отслеживания перемещения грузов или транспортных средств.
Популярные вопросы
Для чего применяется маршрутный лист?
Основные цели МЛ: планирование рейса и отслеживание перемещения транспорта, а также соблюдение юридических правил и составления документации.
Есть ли шаблон маршрутного листа?
Универсальной схемы маршрутного листа нет.
Тогда как он должен выглядеть?
Вид маршрутного листа – лист А4 с пунктами, в которые вставляют все данные.
Как оформить маршрутный лист?
Для этого необходимо внести следующую информацию: название и номер документа, дата его формирования, ФИО водителя, данные о транспорте (модель), даты всех поездок (прибытие и отбытие (дата, время, адрес места)) и т.д.
загляните в Каталог
Автоматизируйте электронный документооборот логистики
1
Заключите договор
2
Получите подпись
3
Подпишите соглашение с контрагентом
4
Приобретите необходимое оборудование
Заключите договор с оператором ЭДО и подключитесь к электронному документообороту
Получите Квалифицированную электронную подпись для электронного документооборота. Вы можете использовать уже имеющуюся
Заключите соглашение с контрагентом об использовании электронного документооборота
Закажите оборудование для водителей и экспедиторов: смартфон или планшет для мобильного приложения. А для офисных сотрудников: компьютер или планшет для входа в ЛК ЭДО
Читайте в нашем блоге
МЧД для уполномоченного представителя
МЧД для площадок: какой документ использовать
Оставить заявку
Остались вопросы? Запишитесь на персональную демонстрацию сервиса. Мы покажем, как работать в сервисе и дадим персональные ответы