УКЭП – что такое усиленная квалифицированная электронная подпись
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

УКЭП – усиленная квалифицированная электронная подпись


Автор Свободный автор Астрал

Свободный автор Астрал

вопросы

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — это вид электронной подписи (ЭП). В отличие от простой и неквалифицированной этот вид ЭП обеспечивает наивысший уровень защиты и является подписью прямого действия. То есть для её использования не нужно заключать дополнительные соглашения.

В статье подробно рассмотрим, что такое сертификат и ключи усиленной квалифицированной электронной подписи и для чего нужна УКЭП.

Что такое усиленная квалифицированная электронная подпись и как она выглядит

УКЭП имеет такой же юридический статус, что и собственноручная подпись на бумажном документе, и может быть использована в любых сферах деятельности, где требуется подтверждение подлинности электронного документа. Получить её можно только в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

Отношения, связанные с использованием электронной подписи в РФ, регулирует Федеральный закон 63-ФЗ. Закон устанавливает правовые, организационные и технические основы применения ЭП и определяет порядок её использования. Он также регулирует виды ЭП, требования к УЦ и порядок предоставления услуг, которые касаются электронной подписи.

О том, как выглядит электронная подпись и как она устроена, читайте в нашей статье.

Как поставить усиленную квалифицированную электронную подпись

Чтобы поставить подпись на цифровом документе, на компьютер должен быть загружен и установлен (зарегистрирован) сертификат и ключи электронной подписи, а также средства для работы с ЭП. Для настройки рабочего места могут понадобиться:

  • сертификат УКЭП, контейнер с ключами и корневые сертификаты удостоверяющего центра;
  • средство криптографической защиты информации (СКЗИ). Например, КриптоПро CSP;
  • плагин для браузера, такой как КриптоПро ЭЦП Browser Plug-in;
  • драйверы для USB-токенов, носителей электронной подписи.

Если ключи электронной подписи хранятся на USB-токене, то при подписи документов этот носитель должен быть подключён к компьютеру.

1С-ЭТП

5 000
шт

Где получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи

Выбор удостоверяющего центра зависит от типа субъекта, который будет использовать квалифицированный сертификат ЭП. Работники бюджетного учреждения получают сертификат УКЭП в Казначействе РФ, участники банковского сектора — в УЦ Банка России, нотариусы — в удостоверяющем центре налоговой. Куда же обращаться представителям бизнеса?

ИП и руководители организаций обслуживаются в удостоверяющем центре ФНС и её доверенных лиц. При себе заявителям нужно иметь паспорт, номера ИНН и СНИЛС, а также сертифицированный токен.

УЦ «Калуга Астрал» поможет с выпуском УКЭП юрлица и ИП. Для получения подписи рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Наши специалисты помогут сэкономить время на идентификацию, регистрацию в контролирующих органах и настройку рабочего места.

Физические лица могут получить сертификат УКЭП в удостоверяющем центре, который имеет аккредитацию Министерства цифрового развития. Актуальный перечень УЦ можно посмотреть на сайте ведомства.

УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень аккредитованных удостоверяющих центров и имеет все необходимые лицензии для выпуска электронных подписей для физлиц и работников ЮЛ — Астрал Подпись и 1С-ЭТП. Подписи, выданные УЦ «Калуга Астрал», являются универсальными и подходят для любых применений.

Чтобы сотрудник мог подписывать документы от имени ИП или организации, ему недостаточно только одной электронной подписи. Согласно Федеральному закону 63-ФЗ, на уполномоченное лицо потребуется оформить машиночитаемую доверенность (МЧД).

Создавать МЧД удобно с сервисом «Астрал Доверенность». Решение позволяет оформить МЧД на сотрудника или доверенное лицо в короткий срок. Директору или предпринимателю достаточно выбрать тип машиночитаемой доверенности, заполнить данные и подписать документ своей КЭП.

Как получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи

Для получения сертификата УКЭП нужно заполнить заявление. В зависимости от УЦ, его оформляют различными способами:

  • на бумаге при посещении удостоверяющего центра;
  • удалённо через личный кабинет. Например, такая функция доступна клиентам УЦ «Калуга Астрал».

Сотрудники УЦ идентифицируют будущего владельца подписи, то есть сверяют его внешность с документами, а сами документы проверяют на подделку. Получить сертификат УКЭП по доверенности за другого человека не получится. Будущий владелец должен лично явиться в удостоверяющий центр, представить себя и необходимые документы. Удалённо это тоже можно сделать. Например, для налоговой предприниматель и директор должен иметь подтверждённую учётную запись Госуслуг и регистрацию в Единой биометрической системе. В УЦ «Калуга Астрал» такая услуга доступна для клиентов, уже получивших у нас сертификат ЭП ранее. Сделать это можно в личном кабинете, нажав одну кнопку.

Директора ООО и ИП получают электронную подпись в УЦ ФНС на безвозмездной основе. Подпись физических лиц выпускается коммерческими удостоверяющими центрами за небольшую плату.

Где хранить ключи УКЭП

Удостоверяющий центр ФНС записывает ключи УКЭП только на USB-носитель типа А. Устройство должно иметь сертификацию ФСБ или ФСТЭК России. Ключевой контейнер при этом делается неэкспортируемым, поэтому закрытый ключ с него скопировать не получится. Это закреплено в регламенте удостоверяющего центра ФНС. Для УКЭП физического лица не обязательно использовать USB-токен, однако, специалисты в сфере информационной безопасности рекомендуют именно этот метод хранения. Использование ключевого носителя (USB-токена) является наиболее надёжным и безопасным способом хранения усиленной квалифицированной электронной подписи.

Выбрать подходящий токен для УКЭП рекомендуем в нашем интернет-магазине. В каталоге представлены только сертифицированные модели токенов.

Где можно использовать усиленную квалифицированную электронную подпись

Усиленная квалифицированная электронная подпись используется во многих сферах деятельности. Ей можно заверить любой электронный документ, пройти аутентификацию или регистрацию на государственном портале или коммерческой площадке. Вот некоторые функции, которые можно сделать с УКЭП:

  • подача отчётности;
  • госрегистрация юридических лиц и ИП;
  • передача документов в налоговую инспекцию;
  • подписание электронных счетов-фактур;
  • обращение в суд;
  • участие в электронных торгах;
  • получение государственных и муниципальных услуг;
  • трудоустройство и поступление в вуз;
  • заверение нотариальных электронных документов.

УКЭП равнозначна собственноручной подписи, оставленной на бумаге, а документ с усиленной квалифицированной электронной подписью имеет юридическую силу. В отличие от других видов подписей, где требуется дополнительное соглашение сторон или ограничения в использовании.

Правила использования УКЭП

Чтобы не попасть в неприятности, соблюдайте определённые правила цифровой безопасности при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи:

  1. Подписью УКЭП может подписывать только её владелец. Передача ключей электронной подписи во временное или постоянное пользование кому-либо несёт огромные риски и запрещено на уровне законодательства.
  2. Пин-коды от USB-токена и пароли на ключевые носители нужно хранить в надёжном месте без доступа посторонних лиц, а лучше их запомнить и никому не сообщать.
  3. Если используете ключевые носители для хранения ключей электронной подписи, то храните их при себе и не оставляйте без присмотра.

Запомните: при малейшем подозрении, что вашу электронную подпись используют другие люди, нужно срочно отозвать сертификат подписи. Если злоумышленники воспользуются ЭП в своих целях, доказать вашу незаинтересованность будет очень сложно. Если будет подписано что-то нехорошее или неправильное, то, как правило, виновным в этом признают именно владельца подписи.

Максимально обезопасить себя от кражи электронной подписи и использования её другими лицами можно, выпустив её на специальных криптографических носителях, например, Рутокен ЭЦП 3.0. Скопировать с него подпись невозможно, и даже если вы потеряете носитель, то никто не сможет подписать им, если не знает пин-кодов. Поэтому никогда не забывайте поменять стандартные пин-коды на свои собственные.

Срок действия сертификата УКЭП и подписанных документов

В коммерческих УЦ срок действия сертификата квалифицированной электронной подписи обычно составляет 12-15 месяцев с момента её получения. УЦ «Калуга Астрал» изготавливает сертификаты сроком 15 месяцев. Удостоверяющий центр ФНС тоже выдаёт сертификаты сроком 15 месяцев.

Электронная подпись на документе не имеет срока действия. Файлы, подписанные в период действия сертификата УКЭП, останутся действительными навсегда. Однако если срок действия сертификата истёк, то подписывать им уже ничего нельзя, нужно выпустить новый сертификат.

Что делать при утере ключей электронной подписи

Если носитель с ключом ЭП утерян или похищен, срочно обратитесь в УЦ, который выпустил сертификат. Удостоверяющий центр отзовёт сертификат, и поставить подпись от вашего имени с помощью него будет невозможно. Если есть подозрения на то, что посторонние уже воспользовались вашей подписью, напишите заявление в полицию и сообщите о случившемся в ФНС. Также рекомендуем уведомить партнёров и участников электронного взаимодействия во избежание несанкционированных денежных переводов и сделок.

Подведём итог

УКЭП может применяться для подписи электронных документов, аутентификации и регистрации в информационных системах. Квалифицированная подпись (УКЭП) имеет такую же юридическую силу, как и её рукописный аналог. Для работы с ЭП нужно иметь настроенное рабочее место — криптопровайдер, плагины и расширения. Сертификаты УКЭП выдают только в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Автор Свободный автор Астрал

Свободный автор Астрал

Продукты по направлению

Астрал Подпись

Электронная подпись для ФЛ, работы на госпорталах, участия в торгах и ЭДО

КриптоПро

Программное обеспечение для работы с электронной цифровой подписью

Рутокен Lite

Защищенный носитель закрытых ключей электронной подписи для электронного документооборота

Оставить заявку

Еще не определились? Напишите нам и мы ответим на Ваши вопросы

/local/templates/astral/img/form/feedback.png
Комментарии для сайта Cackle

У вас есть вопросы?

Сдать отчетность без ошибок помогут
сервисы «Астрал Отчёт 5.0» и «1С-Отчётность»
Они имеют встроенный редактор форм, поэтому вы точно сможете заполнить данные верно. Также сервисы позволяют сдавать отчётность из любого места, где бы вы не находились.
Превысили 60 млн ₽?
Готовьтесь платить НДС: что ждет упрощенцев в 2025 году
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
{{FORM-FEEDBACK1 data-uname="39" data-color-brand="indigo" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
Не пора ли обновиться?
Проверьте вашу версию КриптоПро
в два клика
Проверить
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
Оформляйте, подписывайте и обменивайтесь документами с контрагентами без дублирования на бумаге
Попробуйте сервис Доки —3 месяца бесплатно!
{{FORM-FEEDBACK1 data-uname="3" data-color-brand="indigo" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
Поможем с получением электронной подписи (КЭП ФНС) без посещения инспекции
{{FORM-FEEDBACK2 data-uname="39" data-color-brand="white" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
logo
logo
вебинар
НДС для УСН в 2025 году
6 ноября в 10:00 (МСК)
Подробнее
Узнай все о налоговой реформе.
Какие изменения ждут бизнес в новом 2025
Регистрируйтесь на БЕСПЛАТНЫЙ вебинар
6 ноября 2024 года
3 минуты — и готово! Скачайте бесплатную программу Астрал Помощник и начните работу
с электронной подписью прямо сейчас

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

autohello-finger