Как получить копию чека, восстановить документ или сделать дубликат
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Копия кассового чека — это бумажный или электронный дубликат пробитого раньше кассового чека. Разбираемся, как получить копию кассового чека через онлайн-кассу (ККТ), «1С» и сайт оператора фискальных данных (ОФД).

При оплате товара или услуги продавец в соответствии с ФЗ №54 обязан выдать покупателю чек, который подтверждает факт расчёта. Разберёмся в понятиях «оригинал» и «копия» в контексте выдачи этого фискального документа.

Оригинал чека Копия чека
Выдаётся в бумажном или электронном формате сразу же при совершении оплаты товара или услуги. Оригинал чека передаётся ОФД и отправляется в налоговую, а сведения о нём хранятся в фискальном накопителе. Формируется продавцом повторно, спустя некоторое время после того, как он выдал покупателю оригинал. Так же, как и оригинал бывает бумажным или электронным, но в отличие от него не передаётся ОФД и налоговую, а также не сохраняется в фискальном накопителе.

Получив оригинал чека за оплату товара или услуги, покупатель несёт ответственность за его сохранность, если предполагается:

  • возможность возврата товара;
  • обращение в гарантийный центр;
  • отчётность перед организацией или коллективом, выделившим деньги на приобретение;
  • получение налогового вычета;
  • ведение личного учёта расходов.

Однако если фискальный документ случайно был утерян или удалён (для электронного формата чеков), то покупатель может обратиться к продавцу с просьбой о выдаче его дубликата.

С 2025 года практически все предприниматели, деятельность которых связана с продажей товаров и предоставлением услуг, обязаны использовать контрольно-кассовую технику и выдавать клиентам чеки. Однако ФЗ №54 предусматривает некоторые исключения. Например, если предприниматель ведёт деятельность в отдалённом районе, где нет стабильного интернет-соединения или же работает на территории военных или других охраняемых объектов, он может обходиться без кассы для расчётов с покупателями. В этом случае продавец для подтверждения оплаты должен выдавать клиентам товарный, а не фискальный чек, который в определённой степени может считаться копией этого документа. В товарном чеке также указываются необходимые реквизиты, сведения о продавце, проданном товаре, размере его стоимости, дате проведения расчёта.

Сделать это можно разными способами. Расскажем подробнее о каждом из них.

Через онлайн-кассу

Для этого нужно на кассе открыть раздел «Продажа», добавить товары, приобретённые покупателем, и нажать «К оплате», а затем выбрать «Электронный кассовый чек», попросить email-адрес клиента и отправить ему электронную версию фискального документа.

В каталоге интернет-магазина «Астрал ККТ» можно выбрать и купить удобную онлайн-кассу, которая будет отвечать всем особенностям вашего бизнеса. Здесь можно проконсультироваться по выбору модели и получить помощь в её настройке и установке.
С 1 марта 2025 года продавец может отправлять покупателю электронные чеки через специальный сервис ФНС «Мои чеки онлайн», где они точно не потеряются и могут быть использованы для оформления налогового вычета или возврата купленного товара.

Через 1С

Чтобы настроить выдачу электронных чеков, нужно выбрать пункт меню «НСИ и администрирование» → раздел «Настройка» → подраздел «Продажи по ФЗ-54».

Затем нужно выбрать пункт «Отправлять эл. чеки после пробития на кассе», и «1С» будет автоматически формировать и рассылать электронные чеки. Здесь же можно установить расписание рассылки, например, сразу после каждой операции или раз в час одновременно нескольким клиентам.

Чтобы настроить рассылку копий через оператора, нужно отметить пункт меню «Отправка эл. чеков по SMS через ОФД» и «Отправка эл. чеки по email через ОФД». После этого можно отправлять клиенту электронный чек по номеру телефона или адресу электронной почты клиента.

Через личный кабинет ОФД

Для этого в личном кабинете оператора фискальных данных нужно открыть раздел «Чеки» и в нём выбрать нужный фискальный документ. Для его поиска можно использовать фильтры (дата, наименование товара, способ расчёта (наличными или по карте)). Когда нужный чек будет найден, его копию можно распечатать или отправить в электронном виде.

Онлайн-сервис Астрал.ОФД позволяет быстро найти нужный фискальный документ и сделать его дубликат в печатном или электронном виде.

Подключение к ОФД «Астрал» поможет вести передачу данных в налоговую в соответствии с требованиями ФЗ №54. Для разных форматов бизнеса предусмотрены разные тарифные условия. Купить ОФД можно на 1 год, 15 месяцев или 36 месяцев, а продление Астрал.ОФД возможно на любой нужный период.

Через мобильное приложение «Проверка чеков ФНС России»

В этом случае нужно найти фискальный документ с помощью личного кабинета ОФД и передать покупателю его реквизиты. По ним он сможет самостоятельно проверить чек в приложении. Искать нужный чек в приложении можно по дате, номеру фискального накопителя, фискальному признаку (ФП), номеру фискального документа (ФД) и другим реквизитам.

Продавец может выдать покупателю дубликат фискального документа, распечатав его. Если с момента покупки прошло всего несколько минут, долго искать нужный чек не придётся, и продавец сможет практически сразу же выдать его. Не потребуется много времени на поиски фискального документа и в случае, если за дубликатом покупатель обратится в день покупки.

Когда покупатель обращается за копией через день или позже, тогда, чтобы распечатать её, продавцу нужно искать фискальный документ не на кассе, а в личном кабинете ОФД. В этом случае важно, чтобы покупатель точно помнил дату совершения покупки, наименование товара.

В случае если у покупателя есть на руках бумажный чек, но ему нужна его электронная версия, можно в приложении «Проверка чеков ФНС России» ввести реквизиты с печатного фискального документа или отсканировать его и сформировать его электронную версию.

Закон не обязывает продавцов выдавать копию фискальных документов, поэтому за отказ в его выдаче в отношении продавца ответственность не предусмотрена.

Да, это возможно, поскольку электронные чеки формируются автоматически при выдаче бумажного документа. Чтобы к бумажному чеку получить ещё и его электронную версию, нужно просто отсканировать QR-код на фискальном документе и сформировать его в приложении «Проверка чеков».

Если чек нужен для получения налогового вычета, но печатный документ выцвел и стал нечитабельным, можно обратиться к продавцу за дубликатом или любым другим подтверждением факта оказания услуг или покупки товара и расчёта на него. Это может быть справка об оплаченных услугах, выписка из банка.

Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

autohello-finger