Оформление ЭТрН при разных сценариях грузоперевозки
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

В электронную транспортную накладную входит восемь файлов обмена — титулов. Они содержат различную информацию о грузоперевозке: сведения об участниках, о договоре, о состоянии груза, о его приёме к перевозке и передаче покупателю. То, какие титулы в ЭТрН заполняют и подписывают участники, зависит от сценария грузоперевозки. Ранее Минтранс подготовил общие рекомендации по корректному формированию электронных перевозочных документов (ЭПД) при различных сценариях перевозки. В статье рассмотрим сценарии, связанные с использованием ЭТрН.

Электронный документооборот между участниками перевозки происходит с помощью ГИС ЭПД и операторов ИС ЭПД, получивших аккредитацию Минтранса. ГИС ЭПД — это государственная информационная система, в базе которой хранятся все электронные перевозочные документы. Доступ к данным в ГИС ЭПД имеют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольную и надзорную функции: МВД, Минтранс, ФНС, Минцифры, Ространснадзор и другие. Полный перечень ведомств указан в Постановлении Правительства РФ № 281 от 3 марта 2022 года.

Все ЭПД в обязательном порядке передаются в ГИС ЭПД. Благодаря этому обеспечивается прозрачность перевозок на территории РФ.

Передачу данных (файлов обмена) в ГИС ЭПД и обмен данными между участниками перевозки обеспечивает оператор ИС ЭПД. Каждый участник перевозки может установить программу от одного из аккредитованных операторов ИС ЭПД и заполнять документы с её помощью либо интегрировать свою систему автоматизации с оператором ИС ЭПД по API.

ГК «Астрал» входит в реестр аккредитованных операторов ИС ЭПД под номером 001 и предоставляет широкие возможности интеграции. Работать с нашим сервисом 1С-ЭПД могут пользователи всех конфигураций «1С» (в составе типового сервиса 1С-ЭДО или в виде расширения и мобильного приложения водителя и механика).

Как происходит формирование электронной транспортной накладной? Участник перевозки заполняет свой титул в программе, подписывает его и направляет документ оператору ИС ЭПД.

Оператор ИС ЭПД проверяет:

  • соответствие электронного документа XML-формату, установленному Приказом ФНС России от 9 декабря 2021 года № ЕД-7-26/1065@,
  • уникальность идентификатора,
  • действительность УКЭП, которой подписан документ.
Уникальный идентификатор (УИД) — это последовательность цифр, которая присваивается каждому титулу. Титулы, объединённые одинаковым УИД, формируют электронную транспортную накладную. ГИС ЭПД выдаёт пул УИД оператору ИС ЭПД. Затем УИД передаётся в систему пользователя и назначается для каждого электронного перевозочного документа.

Когда пользователь подписывает титул ЭТрН, ИС ЭПД выполняет проверку валидности электронной подписи и проводит форматно-логический контроль заполнения документов. Если оператор обнаружит ошибки, он сообщит о них отправителю, чтобы пользователь мог сформировать новый титул или скорректировать действующий файл обмена. Если в титуле нет ошибок, оператор ИС ЭПД передаёт его ГИС ЭПД и другим участникам обмена. Правила обмена данными описаны в Постановлении Правительства РФ № 931 от 21 мая 2022 года.

ЭТрН действующего формата 5.01 включает 8 титулов: 4 обязательных (для базового сценария перевозки) и 4 опциональных.

Этап перевозки Номер титула Какие данные включает титул Кто формирует и подписывает титул
Обязательные титулы
Оформление 1 Условия договора, сведения о сторонах сделки, водителе, грузе и сопроводительных бумагах Грузоотправитель
Погрузка 2 О том, в каком состоянии находится товар на момент погрузки Перевозчик
Приёмка 3 О времени и месте приёма груза от перевозчика, о состоянии товара Грузополучатель
Разгрузка 4 О сдаче товара грузополучателю Перевозчик
Опциональные титулы
Отражение стоимости 5 Об изменении стоимости перевозки и о финальной стоимости услуги Перевозчик
Подтверждение стоимости 6 Грузоотправитель
Переадресовка 7 Об изменении грузополучателя или его адреса Перевозчик
Замена водителя/ТС 8 О замене водителя или транспорта Перевозчик

Титулы 1–4 обязательны при любом сценарии грузоперевозки. Опциональные титулы заполняются и подписываются в зависимости от сценария.

Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или в мобильном приложении, подписывает его квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет оператору ИС ЭПД, который передаёт файл контрагентам и загружает его в ГИС ЭПД.

Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП. При необходимости перевозчик может оставить комментарии о состоянии груза и упаковки.

Получатель принимает груз и подписывает свой раздел документа КЭП (титул 3). При заполнении титула 3 также можно добавить замечания по поводу состояния груза, например, указать то, что товар был повреждён.

Перевозчик оставляет комментарии об условиях доставки груза (при необходимости), подписывает титул 4 своей КЭП и завершает документооборот.

При таком сценарии грузоперевозки заполняются только основные титулы транспортной накладной ЭТрН. При более сложных сценариях потребуется заполнить дополнительный титул.

Обратите внимание: после того как пользователь подписывает титул, документ получает оператор ИС ЭПД. Оператор проверяет данные, а затем передаёт их другим участникам перевозки и загружает в базу ГИС ЭПД. Таким образом, в ГИС ЭПД фиксируются все подписания транспортной накладной с помощью КЭП каждым участником цепочки перевозки. Это происходит на каждом этапе оформления ЭТрН и при каждом сценарии перевозки.

Организацией грузоперевозки занимается экспедитор, заключивший договор с перевозчиком.

При реализации этого сценария потребуется заключить с экспедитором два договора:

  • об организации перевозки груза. Его подписывают грузоотправитель и экспедитор. После потребуется оформить поручение экспедитору и экспедиторскую расписку;
  • о перевозке. Его подписывают экспедитор и перевозчик. При заключении этого договора оформляют транспортную накладную.

Как заполнить ЭТрН, если в сделке участвует экспедитор? Возможны два варианта:

Экспедитор не принял груз во владение. В этом случае ЭТрН оформляется в соответствии со сценарием 1:

  • титул грузоотправителя подписывает заказчик услуг по организации перевозки груза (клиент экспедитора);
  • титул перевозчика подписывает фактический перевозчик;
  • титул грузополучателя — фактический грузополучатель.

Экспедитор принял груз во владение. В этой ситуации титул 1 подписывает не грузоотправитель, а экспедитор. Он должен указать в титуле следующую информацию:

  • в разделе 1: Экспедитор,
  • в атрибуте «ГОЭксп»: значение «1»,
  • в разделе 1а: Грузоотправитель (Заказчик экспедитора),
  • в разделе 8 (ЛОП): Уполномоченное экспедитором лицо.

Остальные шаги совпадают с шагами из сценария 1.

Грузы от разных заказчиков принимаются на складе временного хранения или ином складе. Склад формирует сборный груз и заказывает его перевозку экспедитором до конечного грузополучателя. Грузоотправителем является экспедитор, а заказчик перевозки сборного груза — склад, но заказчик каждого груза в составе сборного груза — первичный грузовладелец. При этом склад может привлечь к грузоперевозке третью сторону — ещё одного экспедитора.

Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе. В сведениях об участниках перевозки грузоотправитель указывает следующие данные:

  • в разделе 1: Экспедитор 2 с признаком «является экспедитором»,
  • в разделе 1а: Экспедитор (склад),
  • в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор (склад) об условиях договора перевозки.

Дальнейший документооборот аналогичен документообороту при базовом сценарии. Перевозчик заполняет титул 2 информацией о фактических условиях перевозки груза. Грузополучатель заполняет титул 3 информацией о приёмке груза, о принятом грузе и об обстоятельствах приёмки.

Перевозчик заполняет титул 4 информацией о выдаче груза покупателю, подписывает своей КЭП и завершает документооборот.

Груз перегружают из одного «магистрального» грузового автомобиля в несколько небольших автомобилей, которые затем доставляют груз конечным получателям, не размещая на складе для длительного хранения. Перевозка происходит с участием экспедитора. Грузоотправитель и экспедитор должны оформить поручение экспедитору и экспедиторскую расписку.

При таком сценарии грузоперевозки оформляются две ЭТрН. Первая — на перевозку груза «магистральным» ТС. Вторая — для доставки груза конечному грузополучателю на других автомобилях.

ЭТрН1

Грузоотправителем и грузополучателем в ЭТрН1 будет экспедитор, который организует грузоперевозку. Поэтому в данном сценарии перевозки экспедитор должен принять груз во владение, а в ЭТрН1 в титуле 1 его указывают грузоотправителем. При этом у грузоотправителя нужно указать признак «Является экспедитором». Также необходимо внести данные о заказчике перевозки груза по договору.

Итак, экспедитор формирует титул 1 и указывает следующую информацию об участниках перевозки:

  • в разделе 1: Экспедитор с признаком «является экспедитором»,
  • в разделе 1а: Заказчик услуг Экспедитора,
  • в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор,
  • в разделе 2: Экспедитор,
  • в разделе 6: Перевозчик 1.

Перевозчик 1, который предоставляет «магистральное» ТС, заполняет титул 2 ЭТрН1, где указывает сведения о принятии груза к перевозке.

Грузополучатель, он же экспедитор, по факту прибытия груза на склад для кросс-докинга заполняет титул 3 информацией о приёме груза и обстоятельствах приёмки.

Перевозчик 1 со своей стороны заполняет титул 4 сведениями о выдаче груза грузополучателю, подписывает его, и на этом оборот ЭТрН1 завершается.

ЭТрН2

Для того, чтобы доставить груз конечному грузополучателю на других автомобилях, экспедитор нанимает другого перевозчика и оформляет новую ЭТрН2.

Документооборот ЭТрН2 происходит по сценарию 1 «Простая перевозка груза». Разница только в том, что в титуле 1 экспедитор указывается в качестве грузоотправителя. При этом у грузоотправителя необходимо указать признак «Является экспедитором».

Список участников перевозки будет выглядеть так:

  • в разделе 1: Экспедитор с признаком «является экспедитором»,
  • в разделе 1а: Заказчик услуг Экспедитора,
  • в разделе 8 (ЛОП): Экспедитор,
  • в разделе 2: Конечный грузополучатель,
  • в разделе 6: Перевозчик 2.

Документооборот завершает перевозчик 2

Требуется перевезти груз и оформить доставку с помощью ЭТрН. До завершения перевозки нужно осуществить замену водителя или транспортного средства.

Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе или в мобильном приложении, подписывает его квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет оператору ИС ЭПД, который передаёт файл контрагентам пользователя и загружает данные в ГИС ЭПД.

Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП. Информация об этом направляется через оператора в ГИС ЭПД, грузоотправителю и грузополучателю.

Чтобы заменить водителя или автомобиль, перевозчик формирует титул 8 и указывает в нём данные нового работника или транспортного средства. Участник подписывает титул 8 с помощью КЭП и отправляет его оператору, который передаёт документ остальным участникам и ГИС ЭПД.

Грузоотправитель заполняет в транспортной накладной титул 3, направляет на согласование перевозчику, а после этого — грузополучателю.

После выгрузки товара перевозчик заполняет титул 4 сведениями о выдаче груза и завершает документооборот.

Перевозка происходит без посредника-экспедитора на основе договора, заключённого между грузоотправителем и перевозчиком.

Этот сценарий почти полностью совпадает с базовым сценарием перевозки. Отличие в том, как грузоотправитель заполняет титул 1.

В сведениях об участниках перевозки он указывает:

  • в разделе 1: Грузоотправитель,
  • в разделе 8 (ЛОП): Грузоотправитель.

А в сведениях о грузе и сопроводительных документах на него указывается температурный режим и данные, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством РФ.

В процессе перевозки груза, оформленной ЭТрН, грузоотправителю поступает уведомление о частичной приёмке груза грузополучателем с указанием причин. На основании такого уведомления грузоотправитель оформляет перевозку оставшейся части груза новому грузополучателю, то есть переадресовку.

Грузоотправитель формирует титул 1 в своей учётной системе, подписывает его квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет оператору ИС ЭПД, который передаёт файл контрагентам и загружает его в ГИС ЭПД.

Перевозчик получает файл обмена грузоотправителя, сверяет данные, а затем на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную КЭП.

Грузополучатель заполняет титул 3, указывая частичную приёмку и её причины. Этот документ направляется перевозчику и грузоотправителю. Перевозчик заполняет и подписывает титул 4 с информацией о частичной доставке груза.

Затем перевозчик и грузоотправитель договариваются о том, куда нужно доставить непринятую часть груза. Переговоры происходят по электронной почте или офлайн, фиксировать их в системе ЭДО пока не нужно. После решения этого вопроса перевозчик формирует титул 7, в котором указывает новый адрес доставки и данные нового грузополучателя. Перевозчик подписывает файл и через оператора ИС ЭПД направляет его контрагенту.

Грузополучатель заполняет титул 3 с данными о приёмке груза, а перевозчик — титул 4 информацией о выгрузке. Оператор ИС ЭПД направляет сведения в ГИС ЭПД, и документооборот завершается.

Заказчик перевозки — иностранное лицо. В доставке товара участвует экспедитор. В процессе перевозки нескольких наименований груза, оформленных одной ЭТрН, поступает уведомление от грузополучателя о невозможности принять груз. В этом случае перевозчик должен вернуть груз грузоотправителю, оформив переадресовку.

Экспедитор создаёт титул 1 ЭТрН в своей учётной системе, подписывает файл квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет оператору ИС ЭПД. В документе должны быть указаны следующие сведения об участниках перевозки:

  • в разделе 1: Экспедитор, в атрибуте «ГОЭксп» значение «1»,
  • раздел 1а: Заказчик — иностранное лицо,
  • в разделе 8 (ЛОП): Уполномоченный экспедитора.

Перевозчик на основании титула 1 заполняет титул 2 и подписывает электронную транспортную накладную своей КЭП.

Получатель заполняет титул 3, где сообщает об отказе принять груз и указывает причину отказа.

Перевозчик заполняет титул 4 и передаёт транспортную накладную ЭТрН оператору ИС ЭПД, который снова проверяет все данные и отправляет сведения в ГИС ЭПД.

Затем электронную транспортную накладную получает экспедитор, который становится грузополучателем, так как груз возвращается к нему. Стороны договариваются о том, куда нужно доставить непринятый товар. Фиксировать переговоры в системе ЭДО не нужно.

После перевозчик заполняет в накладной ЭТрН титул 7 о переадресовке, подписывает ЭТрН электронной подписью и отправляет оператору ИС ЭПД, который передаёт данные контрагентам и ГИС ЭПД.

Экспедитор подтверждает приём груза от перевозчика и заполняет титул 3 данными об обстоятельствах приёмки. Перевозчик заполняет титул 4 информацией о выдаче груза. На этом электронный документооборот завершается.

Перевозка груза от продавца к покупателю осуществляется перевозчиком по договору перевозки, заключённому между покупателем и перевозчиком. Так как грузоотправителем является то лицо, которое заключило договор перевозки, покупатель будет выступать и в качестве грузоотправителя, и в качестве грузополучателя.

Формирует ЭТрН и заполняет титул 1 в этом случае тот, кто занимается погрузкой товаров в автомобиль — продавец. Информация об участниках перевозки будет содержать следующие сведения:

  • в разделе 1: Покупатель,
  • в разделе 8 (ЛОП): Продавец.

Перевозчик заполняет титул 2 информацией о погрузке.

Титул 3 заполняет покупатель. Он указывает информацию о приёмке груза.

Затем перевозчик заполняет титул 4 данными о выдаче груза грузополучателю, и документооборот завершается.

Перевозка груза от грузоотправителя к грузополучателю происходит без посредника-экспедитора. Помимо ГИС ЭПД, информация о грузе должна быть передана в другую ИС — например, в систему маркировки.

Документооборот ЭТрН в этом случае ничем не отличается от базового сценария перевозки. Разница только в том, что грузоотправитель в титуле 1, помимо прочей информации о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике, самом грузе и сопроводительных документах на него, указывает атрибут «УчГосСист» = «1» и заполняет атрибуты «НаимГосСист», «ИдНомУчетЕд», «УчетЕд» (при необходимости), «ИнаяИнф» (при необходимости) данными о системе, в которую следует передать информацию.

Сейчас данные из ГИС ЭПД не передаются в другие государственные информационные системы автоматически. Заполнять дополнительные атрибуты ЭТрН необходимо, чтобы в самом документе была отметка о том, что сведения о грузе нужно отправить в другую систему, например, в ЕГАИС или «Честный ЗНАК».

В этом случае ЭТрН необходима, поскольку возникают договорные отношения с перевозчиком. Если груз между складами перевозят своими силами, без привлечения стороннего перевозчика, то ЭТрН не нужна. Нюанс такой перевозки в том, что грузоотправитель и грузополучатель — это одно и то же юрлицо.

Грузоотправитель заполняет титул 1 ЭТрН, подписывает его квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправляет оператору ИС ЭПД.

Перевозчик получает и подписывает электронную транспортную накладную с помощью КЭП, заполняя при этом титул 2 с использованием УИД.

Грузоотправитель, получив груз на другом складе, заполняет титул 3 сведениями о приёмке груза. Перевозчик заполняет титул 4 о выдаче груза грузополучателю и завершает документооборот.

«Калуга Астрал» — аккредитованный Минтрансом оператор ИС ЭПД. Мы предлагаем удобные решения, которые позволяют не только передавать транспортные накладные по ЭДО, но и вести сопутствующий документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.

Решение «1С-ЭПД» работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.

«Платформа ЭПД» — интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с электронными документами.

Автор Елена Янова

Елена Янова

30 октября 2024
9010
Читайте по теме
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Получите электронную подпись для работы на госпорталах, для участия в торгах и ЭДО

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Чтобы увидеть больше наших решений, загляните в каталог
Перейти
autohello-finger