Блог об электронной подписи
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Автор Татьяна Журавлева

Татьяна Журавлева

20 октября 2022
3205
Система «Электронная путёвка» для туристов в России
Электронная подпись

Система «Электронная путёвка» для туристов в России

На основании Федерального закона от 28.05.2022 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» с 1 сентября 2022 года начала работать единая информационная система «Электронная путёвка», куда туроператоры должны вносить данные о предоставленных услугах — бронировании и оплате турпродукта. Закон был принят Госдумой и подписан Президентом РФ ещё в мае, но вступил в силу в сентябре.

Пользоваться размещённой информацией будет Минэкономразвития и Роспотребнадзор для контроля деятельности участников туристического рынка.

Президентом РФ подписан указ от 20.10.2022 № 759 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности» об упразднении Ростуризма и передаче его функций Минэкономразвития.

Данные о турпродуктах также будут доступны самим туристам и туроператорам. Путешественники смогут отслеживать исполнительность со стороны компании туроператора, а они, в свою очередь, повышать доверие и поток клиентов за счёт прозрачности своей работы.

В статье расскажем об основных изменениях и о том, что потребуется туроператору для начала работы с электронными путёвками.

Что такое электронная путёвка

В новом законе имеется определение понятия электронной путёвки — это документ, сформированный в электронной форме в единой информационной системе электронных путёвок (ЕИС ЭП) на основе сведений договора о реализации туристского продукта, которые предоставил туроператор.

ЕИС «Электронная путёвка» — это государственная информационная система, где будут собираться и храниться все документы и данные о представленных туроператором услуг. Компании операторов должны отправлять в систему сведения из своих договоров с клиентами, собравшимися в путешествие. В базе системы будет отображаться полная информация всей поездки: наименование турпродукта, его стоимость, данные путешественников, даты поездки, условия, дополнительные услуги, а также реестровый номер и другие данные компании туроператора.

ЕИС ЭП направлена на защиту прав туристов в сферах выездного, въездного и внутреннего туризма, обеспечение прозрачности деятельности туркомпаний и повышение эффективности государственного надзора за исполнительностью сторон.

Функции ЕИС ЭП

После подключения туроператоров к информационному ресурсу «Электронная путёвка», продажа всех пакетных туров будет регистрироваться в ЕИС. Помимо этого, система имеет следующие функции:

  • мониторинг деятельности туроператоров в режиме реального времени;
  • оценка состояния туристического рынка;
  • присвоение уникального идентификационного номера каждой проданной путёвке;
  • оперативная проверка законности продажи тура;
  • централизованный сбор и хранение данных о продаже турпродукта (пакетного тура) на всей территории России;
  • формирование статистики и аналитических отчётов развития отрасли;
  • контроль за исполнением финансовых обязательств обеих сторон;
  • координация и передача информации в госорганы для вывоза туристов в экстренных ситуациях.

Что изменится для туристов

У туриста появится право на получение сведений, содержащихся в единой информационной системе электронных путёвок, в том числе в целях защиты своих прав. Каких-либо дополнительных сборов за пользование площадкой не предусмотрено. От туристов необходимо только правильно предоставлять информацию, чтобы туроператоры могли заполнять нужные формы о поездке.

Туристы могут посмотреть информацию о турпродукте на сайте. Чтобы получить данные о путёвке, нужно только ввести её идентификационный номер и код, выданный туроператором. До 1 марта 2023 года ЕИС электронных путёвок будет работать в тестовом режиме, чтобы разработчики могли оперативно совершенствовать работу системы.

Новые требования к туроператорам и турагентам

Продавать туры без передачи сведений в ЕИС электронных путёвок запрещено, установлены порядок и сроки предоставления сведений в систему. Туроператор должен направлять информацию по окончании каждого календарного месяца, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истёкшим. А турагент будет обязан направлять туроператору уведомление о заключении такого договора.

Обязательно ли внесение данных для туроператоров в ЕИС ЭП сейчас? У туроператоров пока есть время привыкнуть к новым условиям работы, освоить систему и технические тонкости. В законе предусмотрен переходный период до 1 марта 2023 года, затем туроператоров будут привлекать к ответственности в случае непредставления данных в систему.

Для туроператоров, занимающихся внутренним и въездным туризмом, переходный период продлится до сентября 2023 года.

Ответственность туроператора

Формирование и размещение электронной путёвки в ЕИС ЭП будет происходить сразу после заключения договора о продаже услуг туроператора (или турагента, наделённого таким правом) и туристом. Если туркомпании не будут передавать сведения или будут предоставлять недостоверные, неполные сведения, нарушать сроки предоставления — их могут исключить из Единого федерального реестра туроператоров.

Ответственность предусмотрена в случае, если оператор нарушает предлагаемую норму 3 раза подряд в течение 3 последующих месяцев. То же касается турагентов, которые будут допускать подобные нарушения.

Что потребуется туроператору для начала работы с ЕИС ЭП

Как сейчас организовать взаимодействие с ЕИС ЭП? Прежде всего, туроператору потребуется установка модуля ЭЦП на каждое рабочее место, перестроить процесс работы и обучить персонал пользоваться системой.

ЭЦП — это электронная цифровая подпись, аналог собственноручной подписи, которая подтверждает идентификацию обладателя, обеспечивает целостность и неизменность передаваемой информации. После подписания документа электронной подписью в него нельзя вносить дополнения и что-то исправлять. Согласно № 63-ФЗ, все электронные документы получают юридическую силу после их подписания ЭЦП.

Более подробно об электронной подписи, её получении для руководителей и сотрудников, работе в сервисах можно узнать из нашей статьи.

Для работы на портале электронных путёвок потребуется несколько сертификатов:

  1. Электронная подпись администратора для регистрации информационной системы.
  2. Подпись для построения защищённого соединения для сотрудников организации.
  3. Пакет лицензий VipNet PKI client 1x (универсальный программный комплекс, предназначенный для решения основных задач пользователя при работе с сервисами, использующими заверение документов электронной подписью)

Получить электронные подписи сотрудники смогут в аккредитованных удостоверяющих центрах (АУЦ).

УЦ «Калуга Астрал» успешно прошёл аккредитацию Министерством Цифрового развития по новым требованиям № 63-ФЗ и получил статус «Аккредитованный удостоверяющий центр». Имеет необходимые лицензии для выпуска электронных подписей. Для работы в ЕИС «Электронная путёвка» администратору и сотрудникам потребуется базовая электронная подпись. Такую можно выпустить в Личном Кабинете «Астрал-ЭТ» и «1С-ЭТП» по тарифу «Базис». Данные продукты позволяют вести деятельность от имени компании. А специалисты дополнительно могут помочь с установкой и настройкой рабочего места для работы с ЕИС ЭП.

Реализация системы электронных путёвок обеспечивает регулирование туристической отрасли и гарантии всем участникам на государственном уровне.

Автор Татьяна Журавлева

Татьяна Журавлева

20 октября 2022
3205
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
autohello-finger