Квалифицированная и неквалифицированная электронная подпись: разница
Отдел продаж:
Отдел продаж:
19 декабря 2022
73235
Чем отличается квалифицированная ЭЦП от неквалифицированной
Электронная подпись

Чем отличается квалифицированная ЭЦП от неквалифицированной

Для электронного взаимодействия в России применяется простая, неквалифицированная и квалифицированная электронная подпись. Сокращённо их называют ПЭП, НЭП и КЭП. Между этими видами подписей существует значительная разница.

Ключевая пара простой подписи состоит из набора символов — логина и пароля. В отдельных случаях к ним добавляется одноразовый код, который отправляют по СМС или электронной почте. ПЭП используется на развлекательных сайтах, интернет-магазинах, государственных порталах, банковских приложениях и т.п.

Отличие в том, что ПЭП может создаваться пользователем из цифр и букв самостоятельно. А квалифицированная и неквалифицированная подписи имеют более сложную техническую составляющую. НЭП и КЭП являются усиленными. Это значит, что они подтверждают автора подписи.

В статье расскажем, чем квалифицированная подпись отличается от неквалифицированной, рассмотрим различия в применении и где можно получить.

Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП

В отличие от простой, усиленная неквалифицированная электронная подпись состоит из зашифрованного набора символов. Они создаются с помощью технологии криптографии. С помощью НЭП можно установить личность владельца подписи и посмотреть, были ли изменения после заверения электронного документа. Ключевая пара состоит из открытого и закрытого ключа.

Закрытый ключ записывается в компьютер пользователя или на специальный ключевой носитель, который выглядит как обычная флешка — токен. Он хранится только у владельца. С помощью закрытого ключа генерируется электронная подпись в момент заверки документа.

Открытый ключ владельца усиленной неквалифицированной подписи доступен всем участникам электронного обмена. Он отсылает к закрытому ключу и расшифровывает документ. Получатели заверенного файла могут его прочитать.

НЭП можно получить в удостоверяющем центре (УЦ). Вместе с подписью, УЦ выдают специальный сертификат, в котором содержится информация о владельце. В случае с неквалифицированной подписью сертификат создавать не обязательно. Его наличие не установлены Федеральным законом 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Где используется неквалифицированная электронная подпись

Неквалифицированную электронную подпись можно использовать для внутреннего документооборота или для взаимодействия с контрагентами. В первом случае, правила об использовании НЭП прописывают в учредительных документах. Во втором — участники электронного документооборота заключают дополнительное соглашение.

Юридическая сила НЭП

Усиленная неквалифицированная подпись имеет юридическую силу только в случае взаимного признания её использования. Она подходит для кадровых решений, подписания внутренних правил, соглашений, товарных накладных или договоров.

Для сдачи отчётности в государственные органы или участия в электронных торгах НЭП использовать нельзя. Это её основное отличие от усиленной квалифицированной подписи. Далее рассмотрим, чем же обусловлена такая разница.

Квалифицированная электронная подпись или КЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись так же, как и неквалифицированная, создана с помощью криптографии. В ней тоже используются открытый и закрытый ключи. Разница в том, что требования к КЭП регламентируются государством. Данный фактор и формирует основные отличия НЭП от КЭП.

Усиленная квалифицированная подпись отличается от неквалифицированной тем, что КЭП:

  • получают только в удостоверяющих центрах, которые аккредитованы Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ;
  • работает со средствами криптографической защиты информации, которые прошли сертификацию ФСБ России;
  • имеет сертификат электронной подписи, где указан срок её действия и информация о владельце. Наличие сертификата является обязательным требованием.

Сертификат КЭП подтверждает личность отправителя. С его помощью получатель электронного документа может узнать срок действия подписи и в каком УЦ она выдана.

Где используется квалифицированная электронная подпись

КЭП выполняет все функции НЭП. Факт того, что формат квалифицированной подписи и порядок работы с ней, закреплены законодательно, расширяет возможности её применения. В отличие от неквалифицированной, квалифицированную подпись также можно использовать для

  • сдачи отчётности в контролирующие органы;
  • участия в электронных торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • работы с государственными информационными системами;
  • оформления сделок;
  • заверения любых электронных документов.

Юридическая сила КЭП

Усиленная квалифицированная подпись придаёт документам юридическую значимость. При этом участникам электронного взаимодействия не требуется заключать дополнительные соглашения. КЭП автоматически приравнивается к собственноручной подписи, оставленной на бумаге. Основанием для этого служит правовое регулирование, а именно 63-ФЗ.

Как выбрать электронную подпись

Усиленная неквалифицированная электронная подпись понадобится сотрудникам, которые отвечают за внутренний и внешний документооборот. Ей можно подписать приказы, справки, инструкции и заявления. Физическое лицо может использовать НЭП в личном кабинете налогоплательщика.

Если участник электронного взаимодействия является ИП или руководителем юрлица, то наличие КЭП для него — обязательное условие. Налоговую отчётность принимают в ФНС только в электронном виде. Сделать это без КЭП невозможно. А налоги платят все, вне зависимости от статуса бизнеса. Также без усиленной квалифицированной электронной подписи нельзя работать в системах ЕГАИС или «Честный ЗНАК».

Самозанятым КЭП понадобится для удалённой работы с заказчиками, участия в госзакупках, покупки имущества банкротов, открытия ИП или ООО.

Физлица могут использовать квалифицированную подпись для дистанционного поступления в вуз, устройства на работу, продажи или покупки квартиры, получения госуслуг и патента.

Как получить электронную подпись

Усиленную неквалифицированную электронную подпись можно выпустить в аккредитованном удостоверяющем центре. Также её делают в личном кабинете ФНС, но функционал её будет ограничен только использованием сайта налоговой. Также в аккредитованном УЦ выдают усиленную квалифицированную электронную подпись для физлиц и работников юридического лица.

УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень аккредитованных удостоверяющих центров и имеет все необходимые лицензии для выпуска электронных подписей для физлиц и работников ЮЛ — «Астрал-ЭТ» и «1С-ЭТП». Данные продукты придают цифровым документам юридическую значимость и позволяют вести деятельность от имени компании.

Участникам банковского рынка выдают КЭП в Центробанке России, сотрудникам бюджетных учреждений — в Казначействе РФ. Индивидуальные предприниматели и руководители юридического лица получают усиленную квалифицированную электронную подпись в УЦ ФНС или её доверенных лиц. Клиенты обслуживаются в порядке живой очереди в отделении ведомства. Перед посещением необходимо предварительно подготовить пакет документов и сертифицированный токен.

Для ускоренного выпуска рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Специалисты УЦ «Калуга Астрал» помогут сэкономить время на получение электронной подписи и настройку рабочего места, а пройти идентификацию и получить подпись вы сможете через филиалы нашего партнёра — доверенного лица УЦ «Основание». Чтобы узнать подробности у специалистов, оставьте короткую заявку.
73235
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
autohello-finger