Сдача электронной отчётности ЕГАИС онлайн
Функции ЕГАИС:
Полный, достоверный учёт производства и сбыта спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Ведение учёта импортной продукции. Возможность отследить, правильно ли был начислен акцизный налог.
Учёт федеральных и акцизных марок.
Наблюдение и отслеживание развития производства и оборота этилового спирта и алкоголя на территории Российской Федерации и её субъектов.
Исключение сбыта нелегальной продукции.
Таким образом, в систему ЕГАИС входят:
производители продуктов на основе спирта;
оптовые продавцы импорта и отечественного алкоголя;
организации, занимающиеся поставками импортного и отечественного алкоголя;
розничные продавцы.
Кто входит в систему ЕГАИС (схема)

Предприятие, которое занимается продажей алкоголя, обязано отправлять информацию о количестве и движении выпущенного алкоголя. Цель этого действия — сделать более прозрачным для проверяющих инстанций процесс передвижения алкоголя с момента производства до продажи покупателю. Для того чтобы информация о каждой проданной бутылке фиксировалась в ЕГАИС, организация должна быть подключена к системе. Государственную систему учёта обязаны использовать те, кто продаёт импорт и отечественный алкоголь.
Как продаётся алкоголь через ЕГАИС
Штрихкод для поштучного учёта формируется в системе ЕГАИС алкоголь. Каждый код содержит в себе цифровой идентификатор в формате PDF417 и создаётся для каждой единицы товара.
Далее продавцы получают акцизные марки. В ФТС получают те, кто ввозит импортный алкоголь, а в Росалкогольрегулировании те, кто производит его на территории РФ.
Импортёры наклеивают акциз перед прохождением границы, а изготовители на производстве.
Код вводится в оборот при первичном сканировании на границе или при изготовлении. После этого в ЕГАИС алкоголь содержится информация о каждой единице товара и партии, к которой она относится.
Штрихкод сканируется при каждом перемещении товара: от оптовика и поставщика до магазина и продажи конечному покупателю. Информация о владельце и транспортных документах содержится в системе.
Какие есть регистры в ЕГАИС
Изначально в личном кабинете государственной системы учёта алкоголя пользователь мог применять в работе три регистра:
первый — для учёта партий на складе;
второй — для учёта штучного товара в торговом зале;
третий — для помарочного учёта.
ФСРАР упразднила использование второго регистра 1 ноября 2020 года. Продавцам необязательно обнулять остатки на втором складе. Штрихкод списывается автоматически при реализации, и продукция выходит из оборота.
На сегодня в системе ЕГАИС алкоголь отчётность ведётся в первом и третьем регистрах. Количество товара между ними должно совпадать.
Что нужно для работы в ЕГАИС
Для работы в системе ЕГАИС алкоголь необходимо получить сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП), который должен быть записан на физический носитель JaCarta-2 SE или Рутокен ЭЦП 2.0. Юридическим лицам следует купить КЭП для каждой торговой точки. Индивидуальный предприниматель в таких случаях имеет право использовать одну подпись. КЭП выпускают на имя сотрудника, ответственного за работу в системе.
О преимуществах электронной подписи для ЕГАИС от УЦ «Калуга Астрал» читайте в нашей статье.
Также понадобится дополнительное программное обеспечение:
универсальный транспортный модуль (УТМ) ЕГАИС — дистрибутив скачивают из личного кабинета сайта egais.ru в разделе «Транспортный модуль». Инструкция по настройке программного обеспечения доступна по ссылке;
средство криптографической информации (СКЗИ) — рекомендуем использовать КриптоПро CSP.
Пошаговая инструкция по подключению к ЕГАИС для сдачи отчётности
Чтобы сдавать отчётность через ЕГАИС, необходимо выполнить следующие шаги:
приобрести сертификат КЭП на физическом носителе;
установить дополнительное программное обеспечение — СКЗИ и УТМ ЕГАИС.
зарегистрировать организацию в личном кабинете пользователя системы ЕГАИС;
ввести пин-код;
запросить сертификаты;
нажать на «Получить ключ» или «RSA-ключ»;
выбрать в системе торговое место, для которого приобретён сертификат КЭП.
Какие изменения ждут бизнес, работающий с ЕГАИС алкоголь в 2021 году
В 2021 году уже вступили в силу несколько изменений в сфере алкоголь регулирования:
с 1 января товарно-транспортные накладные подтверждаются в день приёма;
с 15 января во второй регистр разрешено вносить какое-либо количество товара только в случае пересортицы;
с 1 февраля срок отзыва акта списания сокращён до 7 календарных дней. Также введены сроки принятия электронных накладных. Если получатель не регистрирует ТТН в течение 60 дней, то товары автоматически встают на баланс отправителя;
с 1 августа в системе осуществляется только поштучный учёт алкоголя. Переносить товары и осуществлять продажу со второго регистра запрещено. Новые штрих-коды больше не привязывают к определённой партии товара, за исключением пересорта.
В будущем участники системы ожидают возможное разрешение на онлайн-продажу алкогольной продукции и ужесточение на выдачу лицензий.
Как сдать отчёт в ФСРАР
При использовании ЕГАИС алкоголь необходимо сдавать ежеквартальный отчёт в ФСРАР. Документ обязаны сдавать те, кто продаёт импорт и отечественный алкоголь.
Чтобы сдать отчёт в Росалкогольрегулирование необходимо:
сформировать и заполнить декларацию;
заверить отчёт КЭП и загрузить на портал ФСРАР.
Как сдать алкогольную декларацию на портале
Для сдачи отчётности необходимо выполнить следующие шаги:
зайти на официальный сайт ФСРАР;
выбрать сайт нужного региона в разделе «Информация об информационных системах по приёму розничных деклараций Субъектов РФ»;
чтобы сформировать отчёт по оптовой форме, необходимо перейти в «Электронные услуги Росалкогольрегулирования для организаций»;
перейти по ссылке «Подать декларацию» и нажать «Загрузка»;
выбрать необходимый документ;
нажать «Отправить».
Чтобы убедиться, что сдача декларации прошла успешно, необходимо перейти во вкладки «Региональный протокол» и «Федеральный протокол».
Для печати квитанции о сдаче отчёта необходимо:
перейти в раздел «Принятые декларации»;
затем выбрать «Федеральный/Региональный»;
выделить сформированный отчёт;
нажать «Квитанция».
Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет сформировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.