Обязательная маркировка табака и сигарет при импорте
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Маркировка сигарет для импортеров

Маркировка сигарет в марте 2019 года стала обязательной, и все участники оборота сигарет (оптовики, производители, импортёры, розничные продавцы) должны следовать принятым правилам. Введение маркировки стало вынужденной мерой, необходимой для борьбы с поддельными товарами, процент которых на современном рынке всё ещё велик. Процедура полностью вступает в силу с 1 июля 2020 года, и с этого момента реализовывать сигареты без кодов будет уже нельзя.

Первый этап, начавшийся в прошлом году, подразумевал нанесение на каждую пачку сигарет кода Data Matrix и передачу его в систему маркировки «Честный знак». Разработана также система мониторинга (МОТП), задача которой — слежение за передвижением продукции от завода-изготовителя до покупателя. С июля текущего года процедура коснется всех видов табачных изделий, включая табак для кальяна, сигары и т. д. Эта информация принята и утверждена Правительством России в Постановлении от 28.02.2019 года.

Основные правила маркировки

Для различных видов табачной продукции приняты определённые сроки маркировки. С 1 июля 2019 года коды Data Matrix должны быть на всех сигаретах и папиросах. Оптовики и импортёры получают от завода-изготовителя передаточные документы (УПД). Такие документы они подтверждают, используя электронные подписи, а сведения о них передаются в общую систему мониторинга.

С 1 июля 2020 года нельзя продавать сигареты и папиросы без наличия на упаковках маркировки, вне зависимости от того, когда они сделаны и импортированы. С этого же времени изготовители и импортёры обязаны маркировать все остальные виды табачных изделий. Оставшуюся продукцию, ввезённую в Россию до июля 2020 года, разрешено реализовывать без подачи сведений в общую систему.

В июле 2021 года начнётся очередной этап маркировки. С этого времени запрет на торговлю непромаркированной продукции коснётся любой «табачки», вне зависимости от даты её ввоза и изготовления. Оптовиков и магазины обяжут получать УПД при приемке товаров и передавать информацию о них в систему.

Схема проведения маркировки

Обязательная маркировка табачных изделий начинается ещё при производстве или при ввозе табака в Россию. Импортёр или изготовитель должен запросить в ЦРПТ уникальные коды. Затем предоставленные метки необходимо нанести на упаковку товаров. Далее маркировка осуществляется по следующей схеме:

1

От поставщика (импортера) к производителю поступает запрос на покупку табачных изделий. От производителя сигаретной продукции поставщик получает УПД. В этом документе перечисляются коды пачек и блоков, и поставщик обязан проверить их соответствие фактически доставленному товару.

2

Импортёр (поставщик) подписывает УПД и подаёт данные о товаре в МОТП. Затем партия табачной продукции поступает на его баланс.

3

Теперь продукция может быть размещена по точкам продаж, где её приёмка происходит подобным образом. УПД с перечнем кодов необходимо сверить, а система маркировки отобразит информацию, что эта партия товара находится на определённой торговой точке.

4

Когда происходит реализация сигарет покупателю, код маркировки передаётся онлайн-кассой оператору (ОФД), который затем передаст её в МОТП — один из отделов системы «Честный знак», отслеживающий информацию именно о табачной продукции. Каждый код уникален, его невозможно подделать или использовать повторно.

При реализации пачка сигарет будет списана с баланса магазина, а её код будет снят с учёта в системе и навсегда изъят из оборота.

Какую продукцию нужно маркировать?

Распоряжением № 792-р (от 28.04.2018 года) утверждён перечень продукции, подлежащей маркировке. Это:

  • сигареты (код по ОКПД 2 12.00.11.130);
  • папиросы (код по ОКПД 2 12.00.11.140).

Разрешён оборот табачной продукции без наличия маркировочных кодов в соответствии со следующими сроками (поступившей на рынок до наступления этих дат):

  • сигареты и папиросы — до 1 июля текущего года;
  • другие виды продукции (табачной) — до 1 июля следующего года.

Как работает маркировка табака для импортёра?

Чтобы продавать импортные сигареты, импортёр обязан нанести на пачку код маркировки до ввоза табака на территорию Российской Федерации. Без этого нельзя получить необходимые таможенные документы, включая паспорт товара, сертификаты и ГТД.

Импортерам, так же как и оптовикам или розничным продавцам, нужно пройти регистрацию в ГИС мониторинга. Для процедуры регистрации и дальнейшей работы с ЭДО потребуется электронная подпись. Также импортёр должен иметь для работы подходящее торговое оборудование (сканеры, терминалы), а также обновить или сменить устаревшее программное обеспечение.

Часто задаваемые вопросы об обязательной маркировке табака импортёром

Подорожают ли сигареты?
Существенного роста цен, вызванных процедурой маркировки, а не другими факторами, не предполагается. Все нужные инструменты для нанесения кодов на пачки уже имеются на рынке, а стоимость кодов слишком низкая, чтобы повлиять на стоимость продукции.

Должен ли у магазина быть тот же оператор ЭДО, что и у импортёра?
Это вовсе не обязательно. Проблема передачи электронных документов от импортёра в магазин легко решается настройкой роуминга. Только сделать это нужно заблаговременно, до перехода непосредственно к приёмке товара.

Если импортёр поставляет большое количество блоков, нужно ли проверять каждую пачку?
Нет. Вполне достаточно сканировать и сверить блоки с накладной. Возможна также выборочная приёмка, когда на торговой точке проверяются только отдельные блоки, или доверительная приёмка, когда сотрудник магазина совершает приёмку продукции, не сканируя её.
Последний вариант настоятельно не рекомендуется, и дело не в доверии к поставщику (импортёру), а в том, что поставщик сам мог допустить ошибку. В итоге в магазине может оказаться продукция, которая, по данным Единой системы маркировки, не числится на балансе, поэтому и реализовывать её нельзя. Может получиться и обратная ситуация: по УПД товар принят, а на складе его нет, что грозит потерями для бизнеса.

Как правильно списывать брак и потерю товара?
Если магазин обнаружил потерю партии табачной продукции, он сообщает об этом в систему маркировки через сайт «Честного знака». В форме заявления следует указать коды маркировки товаров и причины их списания. К заявлению важно приложить тот бухгалтерский документ, на основании которого и списывается продукция.

Можно ли переместить партию сигарет с одной торговой точки на другую?
Сделать это возможно и достаточно просто, если речь идёт о магазинах, принадлежащих одному предпринимателю. Если ситуация касается двух разных ИП — о процессе перемещения нужно обязательно сообщить в систему маркировки.

Любой ли сканер подойдёт для пачек табака?
Согласно правилам, на сигаретные пачки метки Data Matrix наносятся размером от 10х10 модулей. К сожалению, не каждый 2D-сканер способен распознать такой мелкий код. Специалисты утверждают, что около 70 % моделей сканеров, которые можно купить на современном рынке, плохо считывают сложные и мелкие коды. Кроме того, мешают считыванию блики целлофановой упаковки, в которую часто обёрнуты сигаретные пачки. Поэтому перед покупкой сканера рекомендуется изучить информацию о моделях оборудования и почитать отзывы покупателей.

Каковы штрафы за нарушение правил маркировки табака?
Кодекс административных правонарушений предусматривает наложение штрафов за обнаружение немаркированной продукции до 15 тысяч рублей для ИП и до 150 тысяч юридическим лицам. За реализацию продукции без наличия кодов маркировки размер штрафа для торговой организации будет варьироваться от 200 до 300 тысяч рублей.


Штрафы за отсутствие маркировки

За нарушение правил реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке, российским законодательством предусмотрена ответственность

  • Административная (ст. 15.12 КоАП):
    - для индивидуального предпринимателя — штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
    - для юридического лица — штраф от 50 000 до 300 000 рублей.
  • Уголовная (ч. 1 ст. 171.1 УК):
    - Если стоимость изделий без маркировки более 1,5 миллионов рублей, виновному грозит лишение свободы до 3 лет и штраф 80 000 рублей.

Подключитесь к системе маркировки самостоятельно

Работайте с нами

Комфортно

Комфортно

Наши специалисты проведут подключение маркировки "под ключ": вам нужно будет только начать работать! Настройка, регистрация, запуск, обучение - доверьте все нашим профессионалам.

Подключение маркировки "под ключ": вам нужно будет только начать работать!

Выгодно

Выгодно

Гибкая ценовая политика, предложения и скидки для новых и постоянных клиентов. Мы предоставляем возможность приобрести все необходимое для маркировки в одном месте по оптимальной стоимости.

Квалифицированные специалисты, собственный склад - вам не придется ждать.

Быстро

Быстро

Проводим подключение силами собственных квалифицированных специалистов и с оборудованием, находящимся на собственном складе - вам не придется ждать.

Гибкая ценовая политика, предложения и скидки для новых и постоянных клиентов.

Удобно

Удобно

Мы предлагаем комплексный подход к обязательной маркировке: оборудование, ПО и сопровождение от А до Я. Все для маркировки в одном месте "под ключ" быстро и качественно!

Все для маркировки в одном месте "под ключ" быстро и качественно!

Видео

Евгений Мео

Эксперт в области внедрения обязательной маркировки товаров

8 (495) 118-35-82

Евгений Мео

Не хотите разбираться?

Оставьте контактные данные, и мы вам перезвоним.

/local/templates/astral/img/form/feedback.png
Комментарии для сайта Cackle
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
autohello-finger