Техподдержка:
8 (800) 700-86-68
Отдел продаж:
8 (800) 350-33-81
E-mail:
info@astral.ru

Маркировка для бизнеса

Обратитесь к нам сейчас и поучите специальное предложение по маркировке "под ключ"


Обязательная маркировка товаров

Для защиты потребителей от контрафакта Правительство РФ приняло решение взять под государственный контроль всю продукцию, которая производится в России и импортируется на территорию страны. Для этого с 2019 вводится повсеместная обязательная маркировка товаров. К 2024 году каждая единица будет иметь уникальную метку.

Рассказываем, что значит обязательная маркировка изделий и кто станет участником процесса.

Какой товар подлежит маркировке

Первая группа товаров, которую начали маркировать еще в 2016 году — это шубы и меховые изделия. Процесс работы с этой продукцией отлажен, поэтому в ближайшее время никаких изменений не планируется.

Такой список товаров находится на контроле у Правительства*:

  • Табак: с июля 2019 года производители табачной продукции не выпускают в оборот товары без маркировки. Оборот немаркированных сигарет прекращается 1 июля 2020 года.
  • Обувь: с 1 июля 2020 года запрещены производство и продажа немаркированной обуви, остатки необходимо промаркировать до 1 сентября 2020 года.
  • Лекарства: группа 7 ВЗН маркируется с июля 2019 года, остальные лекарства — с 1 июля 2020 года.
  • Фототовары: оборот немаркированных фотоаппаратов, вспышек и объективов запрещен с 1 октября 2020 года, промаркировать остатки необходимо до 1 декабря 2020 года.
  • Шины и покрышки: с 15 декабря 2020 года запрещается оборот и вывод из оборота немаркированных шин, остатки маркируются до 1 марта 2021 года.
  • Товары легпрома (одежда и белье) : с 1 января 2021 года запрещен оборот немаркированных товаров из текстиля; при этом остатки необходимо промаркировать до 1 февраля 2021 года.
  • Духи: с 1 октября 2020 года обязательна маркировка всей парфюмерной продукции, немаркированные остатки необходимо реализовать до 30 сентября 2021 года.

В стадии эксперимента на момент публикации находятся следующие товарные группы:

*Сроки, указанные в законодательных актах могут меняться. Даты действительны на момент публикации.

Что говорит об этом наш эксперт Евгений Мео?

Мы рекомендуем подключиться к маркировке заранее, чтобы отработать процесс передачи данных в ИС "Маркировка". В тестовом режиме вы сможете настроить свои бизнес-процессы под новые условия, подключить все необходимое программное обеспечение и обучить персонал.

Законы, регулирующие обязательную маркировку

Этапы перехода на идентификацию товаров закреплены в законодательных актах. Так, сроки перехода некоторых товарных групп прописаны в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р.

Помимо этого разработаны и утверждены Правила для каждой группы. В них разъяснен механизм взаимодействия участников системы маркировки, прописаны обязанности и сроки их исполнения.

Подробнее можно прочитать в материале «Правила маркировки».

Весь свод законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность, связанную с маркированными товарами, можно найти на информационном портале «Честный ЗНАК».

Обратите внимание! С 2020 года вступили в силу изменения в Налоговом Кодексе РФ. Они касаются системы налогообложения. Так, вводятся ограничение на применение налогового режима ЕНВД и ПСН.

Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ в части, касающейся единого налога на вмененный доход, запрещает его применение в следующих случаях:

  • если деятельность ИП или юрлица не связана с розничной торговлей;
  • если ИП или юрлицо реализуют через розничную продажу товары, подлежащие обязательной маркировке.

Из всего списка категорий товаров, предназначенных для маркировки, законодатели выделили пока три группы для отмены вмененной и патентной системы налогообложения: обувь, лекарства и шубы.

Для этих товаров закон устанавливает отмену спецрежима с 1 января 2020 года. Но переход на обязательную маркировку проходит поэтапно и с разными сроками реализации. Поэтому дата отмены вмененки будет совпадать с датой полного запрета на оборот немаркированной продукции.

В настоящее время отмена спецрежима актуальна для торговли шубами. Предприниматели, торгующие лекарствами и обувью, имеющие розничные торговые точки по этим категориям, к моменту перехода на обязательную маркировку должны либо перейти на другую систему налогообложения либо сменить ассортимент.

Полная отмена ЕНВД наступит 1 января 2021 года.

Что значит обязательная маркировка

Если говорить простым языком, то маркировка — это нанесение на объект графических знаков или символов для его дальнейшей идентификации.

В рамках государственного проекта это значит, что каждая единица товара должна иметь свой уникальный идентификационный знак. По нему можно отследить путь продукта от производственной линии до потребительской корзины.

Однако, для формирования законодательной и нормативно-правовой базы простого определения недостаточно. Поэтому Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2018 года № 2963-р была утверждена Концепция создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров. В документе дается следующее определение:

«Маркировка — комплекс мероприятий по идентификации единицы товара либо совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, содержащего средство идентификации, в целях обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети».

В процессе маркировки задействованы все участники рынка товарооборота, поэтому ее называют комплексом мероприятий — это не просто нанесение кода на изделие. Сведения о продукте и обо всех действиях с ним вносятся в единую информационную систему прослеживаемости товара.

Как работает маркировка

В цепочку движения продукции от производственной линии до потребителя вовлечены все организации и предприятия, через которые она проходит. К ним относятся:

*В систему маркировки лекарств, помимо аптек, входят медицинские организации и организации, имеющие медицинскую лицензию, использующие в своей деятельности медпрепараты.

Схема взаимодействия выглядит следующим образом:

Производитель/импортер запрашивает у оператора системы необходимое количество уникальных кодов. Затем он наносит код на каждую единицу товара. После этого он передает сведения о маркировке изготовителя в информационную систему.
Оптовик/дистрибьютор при получении передает данные в ИС о принятых от производителя или поставщика товарах. Затем вносит сведения о реализованных маркировочных кодах.
Розница передает данные в систему о полученных от поставщика кодах маркировки. Затем он сообщает о проданных упаковках через оператора фискальных данных (ОФД) при помощи ККТ.

Когда товар продан или списан, маркировка удаляется из базы данных. Использовать ее повторно невозможно.

Покупатель, в свою очередь, по идентификационному знаку может получить из базы данных полную информацию о товаре: производителя, дату производства, срок годности и т.д. Специальное приложение, считывающее код, определит подлинность или подделку приобретения.

Как начать работать в системе

Пройти регистрацию на портале «Честный ЗНАК».

Инструкция, как это сделать, находится во вкладке товарной группы маркировки.
Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).

Зарегистрироваться в системе мониторинга своей товарной группы.

Заполнить регистрационную анкету: контактные данные организации, адреса торговых точек, складов, коды онлайн-касс, данные оператора фискальных данных (ОФД) и другая информация в соответствии с требованиями к маркировке конкретной категории товара.

Для участников товарооборота продукции, подлежащей обязательной маркировке, регистрация и участие в системе бесплатное.

Что необходимо для работы с маркировкой

В зависимости от функции в цепочке движения товара, участнику потребуется:

1

Усиленная квалифицированная электронная подпись.

Работа в системе возможна только при наличии УКЭП. Она выдается любым удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи РФ.

2

Юридически значимый защищенный электронный документооборот.

ЭДО позволяет на постоянной основе работать с клиентами и контрагентами — оперативно получать и отправлять УПД, счета, акты и другие документы.

3

Оборудование и программное обеспечение для сериализации и агрегации.

Оно необходимо для нанесения DataMatrix кодов на продукт.

4

Регистратор эмиссии кодов маркировки.

Это программно-аппаратное средство криптографии, с помощью которого участник получает коды по зашифрованным каналам связи и передает информацию об их нанесении в систему.

5

GTIN

на каждую поставляемую единицу продукции. GTIN (глобальный номер предмета торговли) — это международный код маркировки товаров и услуг.

6

Терминал для сбора данных или 2D-сканер, который считывает DataMatrix коды.

Оборудование понадобится для учета поступающей продукции и передачи информации в систему мониторинга.

7

Контрольно-кассовая техника (ККТ).

С помощью кассового аппарата торговая точка фиксирует выбытие маркированного товара.



8

Договор с Оператором фискальных данных (ОФД).

Розничные точки передают данные о проданных товарах в систему с помощью онлайн-кассы через оператора фискальных данных.

Кто проверяет маркировку на товаре

Интересы потребителей, а значит интересы государства, защищает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор. Этот орган будет проводить плановые проверки торговых точек, реализующих продукцию, подлежащую маркировке. Внепланово инспектировать магазины Роспотребнадзор будет по обращениям покупателей.

В свою очередь, покупателям дано право полноценно участвовать в процессе по выявлению недобросовестных продавцов. В помощь народному контролю создано мобильное приложение «Честный ЗНАК». С помощью телефона покупатель сканирует цифровой код для проверки подлинности продукции и получает следующие сведения:

  • Наименование товара
  • Производитель
  • Дата производства
  • Розничная цена
  • Торговая точка
  • Местонахождение товара
  • Другая информация, в зависимости от категории товара

Если код не определяется сервисом, либо информация, представленная в сервисе, не совпадает с реальностью, покупатель сообщает о нарушении в систему «Честный ЗНАК» прямо из приложения.

Как выглядит правильная маркировка

Основной элемент маркированной продукции — контрольный (идентификационный) знак. Его определение есть в Распоряжении Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 2963-р:

«Контрольный (идентификационный) знак — бланк строгой отчетности (документ) с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащий средство идентификации и предназначенный для маркировки товаров»

Иными словами, это форма, в которой содержится код изделия. Она может иметь вид штрих-кода или другой образ автоматической идентификации. Также код может быть записан на радиочастотную метку.

Средство идентификации или код представляет собой уникальную последовательность символов в машиночитаемой форме.

В настоящее время в качестве единого идентификатора для маркировки всех групп изделий принят цифровой код Data Matrix, соответствующий международным стандартам. Он состоит из двух частей: код идентификатора товара и код проверки. Первую часть может прочитать каждый покупатель, а вторая защищена крипто-шифрованием.

Коды по запросу генерирует оператор системы*. Особенность Data Matrix кода — он может использоваться только однократно.

*На момент публикации цена за единицу идентификатора— 50 копеек (без учета НДС). Цифровые коды для остатков обуви оператор предоставляет бесплатно.

Кто является оператором системы

Информационные базы маркированной продукции объединены в Национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». С помощью этой ИС государство контролирует товарооборот.

Официальным оператором системы является Центр развития перспективных технологий — ЦРПТ. Только эта организация уполномочена государством выдавать идентификаторы. Никакие другие компании или фирмы маркировки не имеют права генерировать коды.

Информационный портал «Честный ЗНАК» имеет одноименный адрес — честныйзнак.рф. Здесь участниками рынка производятся все основные действия, касающиеся маркировки: запрос и получение КиЗ, внесение данных о реализованном или полученном товаре, о его списании.


Штрафы за отсутствие маркировки

За нарушение правил реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке, российским законодательством предусмотрена ответственность

  • Административная (ст. 15.12 КоАП):
    - для индивидуального предпринимателя — штраф от 5 000 до 10 000 рублей;
    - для юридического лица — штраф от 50 000 до 300 000 рублей.
  • Уголовная (ч. 1 ст. 171.1 УК):
    - Если стоимость изделий без маркировки более 1,5 миллионов рублей, виновному грозит лишение свободы до 3 лет и штраф 80 000 рублей.

Вы можете самостоятельно подключиться к системе маркировки

..
Мы предлагаем комплексное решение подключения к маркировке

Работайте с нами

Комфортно
Комфортно

Наши специалисты проведут подключение маркировки "под ключ": вам нужно будет только начать работать! Настройка, регистрация, запуск, обучение - доверьте все нашим профессионалам.

Подключение маркировки "под ключ": вам нужно будет только начать работать!

Выгодно
Выгодно

Гибкая ценовая политика, предложения и скидки для новых и постоянных клиентов. Мы предоставляем возможность приобрести все необходимое для маркировки в одном месте по оптимальной стоимости.

Квалифицированные специалисты, собственный склад - вам не придется ждать.

Быстро
Быстро

Проводим подключение силами собственных квалифицированных специалистов и с оборудованием, находящимся на собственном складе - вам не придется ждать.

Гибкая ценовая политика, предложения и скидки для новых и постоянных клиентов.

Удобно
Удобно

Мы предлагаем комплексный подход к обязательной маркировке: оборудование, ПО и сопровождение от А до Я. Все для маркировки в одном месте "под ключ" быстро и качественно!

Все для маркировки в одном месте "под ключ" быстро и качественно!

Видео

Статьи по теме

Евгений Мео

Евгений Мео

Эксперт в области внедрения обязательной маркировки товаров.

Не хотите разбираться?

Оставьте контактные данные, и мы вам перезвоним.

Оставить заявку