Как пользоваться ЭЦП Росреестра
Сергей Феоктистов
Росреестр — это орган исполнительной власти, который ведёт единую систему кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на имущество и сделок с ним. На портале ведомства можно зарегистрировать жильё или земельный участок, получить сведения о недвижимости, отправить обращение и использовать другие возможности сервиса. Для этого понадобится получить сертификат электронной подписи (ЭП или ЭЦП) и установить на компьютер корневые сертификаты Росреестра.
Расскажем, как пользоваться ЭЦП для Росреестра и как осуществить проверку подписи.
Как подать документы в Росреестр с ЭЦП
Заключать имущественные сделки можно только в том случае, если собственник подал заявление о своём согласии. Этот документ регистрируют и делают отметку в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Согласно 218-ФЗ, подавать документы на регистрацию в ЕГРН можно в электронном виде и на бумажном носителе. Для того чтобы подать документы онлайн, нужно сделать следующее:
- Приобретите сертификат ЭЦП. Для работы на портале Росреестра требуется усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). Физлицу получить КЭП можно в Удостоверяющем центре (УЦ), аккредитованном Минцифры. Директору организации или ИП нужно обратиться в УЦ ФНС или к доверенному лицу УЦ ФНС.
- Подайте в Росреестр заявление о том, что вы разрешаете регистрационные действия с электронными документами, подписанными ЭЦП от вашего имени. Подать такое заявление можно через МФЦ или по почте.
- Зарегистрируйтесь на портале Госуслуг. Это необходимо для того, чтобы получить доступ к государственным услугам онлайн. Если у вас есть подтверждённая учётная запись на Госуслугах, пропустите этот шаг.
- Установите на компьютер: криптопровайдер, плагин для браузера и сертификат КЭП.
- С помощью учётной записи Госуслуг войдите в личный кабинет на портале Росреестра и выберите необходимую электронную услугу.
- Заполните заявление о совершении операции с недвижимостью, прикрепите к нему дополнительные документы и подпишите с помощью ЭЦП.
- Уплатите пошлину за государственную регистрацию.
- Получите выписку из ЕГРН. Она будет направлена вам в электронном виде, подписанная ЭП государственного регистратора.
Как проверить электронную подпись Росреестра
После проведения государственной регистрации пользователь получает от Росреестра электронные документы — zip-архив с выпиской и sig-файл с электронной подписью государственного регистратора. Проверить подлинность документов от Росреестра, подписанных ЭЦП, можно на Госуслугах и на портале самого Росреестра.
На портале Госуслуг
Как проверить на Госуслугах:
- Откройте раздел «Проверка электронной подписи электронного документа» на портале Госуслуг.
- В первое поле ввода загрузите файл архива «out_docs_* .zip», а во второе — файл ЭЦП в формате .sig. Нажмите кнопку «Проверить».
- Ниже появится результат проверки. Если подпись действительна, вы увидите уведомление «Электронная подпись действительна, Подлинность документа подтверждена» и информацию о владельце электронной подписи, с серийным номером и датой её действия.
На портале Росреестра
Рассмотрим, как проверить электронную подпись на сайте росреестра:
- Откройте портал Росреестра, перейдите на вкладку «Сервисы», выберите «Проверка электронного документа».
- В поле ввода «Электронный документ (xml-файл)» загрузите файл в формате *.xml. В поле ввода «Цифровая подпись (sig-файл)» загрузите файл ЭЦП в формате *.sig. Нажмите на кнопку «Проверить».
- После этого появится результат проверки.
- Если появилась ошибка и проверить подлинность сертификата не получается, воспользуйтесь проверкой ЭЦП на Госуслугах.
Ошибки при работе с ЭЦП для Росреестра
Сертификат не найден в хранилище
Причина в том, что на рабочем месте пользователя неправильно установлен сертификат ЭЦП.
- Проверьте, правильно ли установлен криптопровайдер. На компьютере пользователя может быть установлен только один СКЗИ. Использование разных криптопровайдеров на одном рабочем месте приводит к конфликту. Рекомендуется установить криптопровайдер КриптоПро CSP, а остальные удалить.
- Сертификат должен быть установлен для Пользователя, а не для локального компьютера. Необходимо проверить, не добавлен ли личный сертификат в хранилище сертификатов для локального компьютера, в противном случае его необходимо удалить. Личный сертификат должен храниться только в «Сертификаты - текущий пользователь -> Личное -> Реестр -> Сертификаты». Также проверьте хранилища «Другие пользователи» для локального компьютера и текущего пользователя. Личного сертификата там также быть не должно, если он есть, его необходимо удалить.
- Проверить, установлены ли корневые сертификаты издателя. Если в цепочке сертификации не указан корневой сертификат издателя или возникают трудности с его получением, то необходимо обратиться в Удостоверяющий центр, где была приобретена электронная подпись.
Чтобы безопасно пользоваться всеми сайтами и онлайн-сервисами, используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов, например, Яндекс.Браузер. В качестве альтернативы вы можете осуществить установку корневых сертификатов Росреестра через портал Госуслуг.
Сергей Феоктистов
Продукты по направлению
Может быть интересно
УКЭП и МЧД: нововведения и правила применения
УКЭП – усиленная квалифицированная электронная подпись
Блокировка продуктов КриптоПро компанией Apple
Как получить ключи электронной подписи за границей
Оставить заявку
Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на ваши вопросы!