Перевозка грузов – сложный процесс, сопряженный с определенными рисками. Повреждение товара в пути может обернуться серьезными финансовыми потерями для всех участников логистической цепочки. Чтобы минимизировать эти риски и знать, как действовать в случае инцидента, важно четко понимать нормативную базу, зоны ответственности сторон и порядок возмещения ущерба.
Нормативная база
В Российской Федерации отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются следующими основными нормативными актами:
-
Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Документ определяет правовые основы обеспечения безопасности на транспорте, в том числе предотвращение незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
-
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Устанавливает принципы обеспечения безопасности на автомобильных дорогах, технические требования к транспортным средствам, правила их эксплуатации, обязанности водителей и владельцев транспортных средств.
-
Федеральный закон от 8 ноября 2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Регулирует отношения, возникающие при перевозках пассажиров и грузов, устанавливает права и обязанности сторон договора перевозки, а также определяет порядок транспортной деятельности.
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Регулирует правовые отношения при морских перевозках, коммерческую эксплуатацию судов, ответственность судовладельцев и операторов, порядок оформления морских перевозок.
-
Воздушный кодекс Российской Федерации. Определяет основы правового регулирования гражданской авиации, порядок сертификации воздушных судов, лицензирование перевозчиков, правила международных полетов и защиты пассажиров.
Знание этих документов позволяет правильно выстроить отношения с транспортной компанией, составить необходимые бумаги и защитить свои права в случае порчи или утраты груза.
Ответственность грузоотправителя за повреждение груза
Хотя в большинстве случаев ответственность за сохранность груза лежит на ТК, отправитель также несет свою долю ответственности, если порча груза произошла по его вине.
Если товар был упакован таким образом, что не обеспечивалась его сохранность при обычных условиях перевозки (например, хрупкие предметы без соответствующей амортизации, недостаточная прочность тары), и это привело к дефектам, тогда ответственность лежит на отправителе.
Отсутствие или неверная маркировка, указывающая на особенности товара может привести к неправильному обращению с грузом со стороны ТК, но виновен в этом будет отправитель.
Предоставление ложных или неполных сведений о характере, свойствах, весе или габаритах товара также может повлиять на его сохранность во время транспортировки.
Ответственность перевозчика за порчу груза
Логистическая компания несет полную ответственность за сохранность товара с момента его принятия к перевозке и до момента выдачи получателю. Эта ответственность называется презумпцией вины перевозчика согласно статье 796 Гражданского кодекса РФ, что означает: пока не доказано обратное, считается, что порча груза произошла по вине перевозчика.
Основания для ответственности транспортной компании:
-
Повреждение товара в процессе перевозки.
-
Утрата или недостача, если товар не был доставлен или доставлен не в полном объеме.
-
Просрочка доставки, повлекшая за собой убытки (например, порча скоропортящихся продуктов, упущенная выгода).
Законодательство устанавливает пределы ответственности перевозчика, которые могут быть выражены в определенной сумме за килограмм веса товара или в размере его объявленной стоимости. Они различаются в зависимости от вида транспорта, условий доставки.
Что делать при обнаружении повреждения груза
Обнаружение дефектов на доставленном ТК товаре – неприятная ситуация, требующая четких и последовательных действий. Правильное оформление документов на этом этапе критически важно для дальнейшего успешного возмещения ущерба.
Фиксация повреждений груза
Первым делом необходимо максимально подробно зафиксировать все дефекты. Для этого используются средства фото- и видеофиксации, составляются акты, оценивается состояние тары, ее содержимого, целостности, комплектности и других.
Фиксация дефектов ведется в присутствии свидетелей. Важно, чтобы характер всех дефектов был детально описан, чтобы составленный акт о дефектовке в случае необходимости можно было использовать в качестве доказательства в ходе судебного разбирательства.
Документальное оформление
После фиксации повреждений необходимо правильно оформить все бумаги. Это основа для дальнейших претензий.
На основании акта о приемке можно составить коммерческий акт. Также нужно подготовить другие товаросопроводительные документы (коносамент, счет-фактуру, упаковочный лист и прочие бумаги), которые подтверждают стоимость товара, наличие повреждения или ущерба, факт того, что он был отправлен без дефектов.
Составление претензии транспортной компании
На основании собранных доказательств и оформленных документов составляется письменная претензия перевозчику. Она содержит все документы, касающиеся транспортировки, включая подробное описание обстоятельств, приведших к дефектам перевозимого товара, акт дефектовки и другие бумаги, касающиеся доставки и случившихся обстоятельств.
Для автомобильных перевозок срок подачи претензии составляет 6 месяцев с момента возникновения права на ее предъявление. При международных перевозках сроки могут быть иными (например, по КДПГ – 21 день с момента выдачи посылки). Пропуск срока может быть основанием для отказа в удовлетворении претензии.
Претензия направляется заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается под расписку представителю ТК.
Определение размера возмещения ущерба
Сумма возмещения ущерба определяется исходя из степени дефекта перевозимого товара.
-
При полной утрате или невозможности восстановления возмещается объявленная стоимость товара (если она была указана) или его фактическая стоимость по рыночным ценам на момент утраты/повреждения.
-
При частичном повреждении возмещается сумма, на которую понизилась стоимость товара, то есть разница между его первоначальной стоимостью и стоимостью после повреждения. Также могут быть компенсированы расходы на ремонт или восстановление, если это экономически целесообразно.
Помимо этого, могут быть возмещены также другие документально подтвержденные расходы, понесенные в связи с повреждением товара (например, расходы на экспертизу, хранение, утилизацию).
Экспертиза поврежденного груза
Проведение независимой экспертизы – один из самых надежных способов установить характер повреждений, их причину и определить точный размер ущерба. Для ее проведения привлекается независимая экспертная организация, имеющая соответствующую лицензию и опыт в области товарной экспертизы.
Желательно уведомить перевозчика о дате и месте проведения экспертизы, чтобы он мог направить своего представителя. Это повышает легитимность заключения эксперта.
В заключении эксперта должны быть подробно описаны повреждения, их возможные причины, степень снижения стоимости товара и рекомендуемый размер возмещения. Это заключение служит весомым доказательством в суде, если до него дойдет дело.
Что делать при утрате или недостаче груза
Ситуации с утратой или недостачей груза, пожалуй, одни из самых очевидных для предъявления претензий перевозчику.
Утрата товара при перевозке — это полная физическая или юридическая невозможность возвратить перевозимый товар отправителю или получателю из-за его хищения или полной гибели. В этом случае ТК обязана возместить ущерб, если не сможет доказать, что утрата случилась по вине третьих лиц, самого отправителя или непреодолимых обстоятельств.
Недостача груза — это ситуация, когда получатель получает его в меньшем объеме, массе или количестве, чем было указано в сопроводительных бумагах. Недостача может выражаться как в частичном отсутствии товара или его отдельных единиц, так и в отклонениях от нормы в весовом выражении. Ответственность транспортной компании за недостачу регулируется статьей 796 Гражданского кодекса РФ. Если ТК не сможет доказать свою невиновность в недостаче, ей предстоит возмещение причиненного ущерба.
Полезные советы и рекомендации
Приведем несколько рекомендаций, которые помогут вам в урегулировании конфликтной ситуации с транспортной компанией по поводу порчи товара.
-
Заключайте договор перевозки грузов для каждой транспортировки, чтобы иметь полное право для предъявления претензий.
-
Обязательно фиксируйте все этапы транспортировки.
-
Внимательно проверяйте состояние посылки при получении и не подписывайте бумаги без фиксации всех дефектов.
-
Если товар поврежден, привлекайте для оценки ущерба независимого эксперта.
-
Отправив претензию заказным письмом с уведомлением о вручении, сохраните уведомление.
-
Если претензия отклонена ТК, обратитесь к юристу для подготовки искового заявления в суд.
Соблюдение этих рекомендаций поможет значительно снизить вероятность проблем и упростить процесс возмещения ущерба в случае их возникновения.
Часто задаваемые вопросы
Как действовать, если транспортная компания отказывается нести ответственность?
Если перевозчик отказывается добровольно удовлетворить претензию и возместить ущерб, у получателя есть несколько вариантов действий. Нужно уточнить причины отказа и зафиксировать их. Если ТК не идет на диалог, нужно обратиться в Ространснадзор или отраслевые ассоциации, в которых состоит транспортная компания. Если досудебные методы не принесли результата, остается единственный путь – подача искового заявления в суд, предоставив все факты и доказательства.
Какие риски при перевозке груза может покрыть страховка?
Страхование – это мощный инструмент защиты от финансовых потерь. Перечень покрываемых рисков зависит от условий конкретного договора страхования. Типичные риски, которые может покрыть страховка: повреждение в результате ДТП, пожара, взрыва, хищение (кража, грабеж, разбой), потеря или гибель товара, природные катаклизмы (наводнения, землетрясения, ураганы), аварии транспортных средств (опрокидывание, столкновение), намокание, загрязнение, бой, поломка.
Когда транспортную компанию не удастся привлечь к ответственности за повреждение груза?
Перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что повреждение произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, или по вине других лиц. Такими обстоятельствами могут быть стихийные бедствия, военные или террористические действия.
Кто отвечает за повреждение груза при перевалке (смене транспорта) или на терминале, если перевозчик один?
Если перевозчик один, но груз проходит через его терминалы или передается с одного транспортного средства на другое (перевалка), ответственность за его сохранность по-прежнему лежит на этом же перевозчике. В случае повреждения товара на терминале или в процессе перевалки, получатель/отправитель должен действовать по стандартной схеме: фиксировать повреждения, составлять акты (желательно с участием представителя терминала/транспортной компании) и предъявлять претензию единому перевозчику.
Считается ли отклонение от рекомендованного температурного режима в рефрижераторе автоматическим доказательством вины перевозчика в порче скоропорта?
Да, отклонение от рекомендованного температурного режима в рефрижераторе является очень весомым доказательством вины перевозчика в порче скоропортящегося продукта. В таких ситуациях крайне важно запросить у перевозчика данные температурных регистраторов (термограммы) и приложить их к претензии. Также может потребоваться проведение экспертизы для подтверждения связи между нарушением температурного режима и порчей продукта.
В каких случаях получатель может быть признан виновным в повреждении груза?
Получатель несет ответственность за груз с момента его приемки. Следовательно, его вина может быть установлена, если повреждение товара произошло при выгрузке, из-за несоблюдения условий хранения после его приемки либо неправильной приемки, неверной распаковки. Чтобы избежать ответственности, получателю крайне важно тщательно осматривать груз при приемке и фиксировать все обнаруженные повреждения в транспортных документах.