Маркировка БАД (биологически активных добавок к пище): требования, правила и сроки
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Автор Яна Иванова

Яна Иванова

8 мая 2024
9698
Маркировка БАД
Маркировка

Маркировка БАД

В 2024 году в России действует обязательная маркировка биологически активных добавок (БАД) к пище. Такое решение было принято по результатам пилотного проекта, который закончился 1 марта 2023 года. В эксперименте приняли участие более 8 000 компаний. Участники рынка БАДов отработали механизмы взаимодействия, нанесения кодов, передачи прав собственности и реализации товаров. Такая мера защитит права потребителей и предотвратит продажу подделок.

Также с 1 мая 2024 года в России все участники, осуществляющие оборот БАДов, должны начать передавать сведения в формате объёмно-сортового учёта (о движении маркированной продукции между участниками) через ЭДО.

В статье подробно расскажем, что такое обязательная маркировка БАД, какие нормативно-правовые акты её регулируют и каковы последствия, если не соблюдать правила нанесения специальных кодов идентификации. Также поговорим об основных изменениях, связанных с отчётностью с помощью ЭДО: зачем это нужно и как выбрать электронный документооборот.

Обязательная маркировка БАД: постановление и основные требования

Обязательная маркировка БАДов была введена Минпромторгом согласно Постановлению Правительства России от 31.05.2023 № 886. Оно устанавливает не только срок начала мероприятий по нанесению специальных кодов, но и различные этапы внедрения идентификации биологически активных добавок.

В 2024 году все производители, импортёры и продавцы БАДов к пище должны:

  • Быть зарегистрированы в системе маркировки и прослеживаемости «Честный ЗНАК». Сделать это можно на официальном сайте, создав Личный кабинет.
  • Описать товар в Национальном каталоге.
  • Нанести специальные коды идентификации на упаковку.
  • Категорически не допускать в продажу немаркированные биологически активные добавки.
  • Передавать сведения о вводе в оборот товара в «Честный ЗНАК».
  • Отправлять информацию о поэкземплярном выводе продукции из оборота с применением кассового аппарата.
Отправить данные о реализации товаров в базу «Честного ЗНАКа» поможет Астрал.ОФД. Астрал.ОФД — это онлайн-сервис для передачи кассовых чеков в Федеральную налоговую службу. Если сформированный чек содержит код маркировки, сервис бесплатно отправит информацию о продаже продукции в ГИС МТ.

Нововведения в маркировке БАДов

Согласно Постановлению Правительства № 866, срок нового этапа маркировки пищевых БАДов назначен на 1 мая 2024 года. Все участники товарооборота должны будут передавать информацию о движении маркированной продукции между участниками через электронный документооборот. Для этого необходимо:

Электронный документооборот – это процесс обмена документами и информацией между участниками бизнес-процессов с использованием технологий. Он позволяет упростить и автоматизировать работу с заполненными бланками, улучшить их безопасность, ускорить передачу информации, сократить время на выполнение задач и сэкономить ресурсы компании.

Как работать с маркировкой биологически активных добавок

Обмен данными о БАДах осуществляется через Единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В качестве средства идентификации используется двумерный штрихкод DataMatrix. Его наносят на каждую единицу товара биологически активных добавок.

так выглядит маркировка в формате DataMatrix

Обязательная маркировка БАДов в России состоит из следующих шагов:

  1. Изготовитель заказывает коды маркировки в системе, регистрирует и наносит их на упаковку биологически активных добавок. Так продукция вводится в оборот.
  2. Во время отгрузки дистрибьютору направляется универсальный передаточный документ (УПД), который содержит коды маркировки (или информацию о GTIN и количестве товара, что допустимо на время действия объемно-сортового учёта до 1 сентября 2025 года).
  3. Посредник принимает биологически активные добавки, сверяет данные УПД с фактическим приходом товара, подтверждает документ и отправляет сведения в систему маркировки.
  4. Дистрибьютор формирует УПД для магазина или аптеки и передаёт документ при отгрузке товара.
  5. Магазин сверяет данные документа с фактической поставкой и подтверждает приёмку в системе.
  6. При продаже товар сканируется на кассе, данные автоматически отправляются в систему маркировки, и код выбывает из оборота.
  7. Покупатель может проверить товар в приложении «Честный ЗНАК». Достаточно отсканировать код идентификации.
Для работы с маркировкой рекомендуем сервис Астрал.Маркировка. Это комплексное решение по отслеживанию товаров от производителя до конечного потребителя. Оставьте короткую заявку и получите индивидуальное предложение от наших специалистов.

Перечень БАД, подлежащих маркировке

Полный перечень БАДов, подлежащих обязательной маркировке, содержится в Постановлении Правительства России от 31.05.2023 № 886. Он выглядит как коды ТН ВЭД ЕАЭС, которые можно определить с помощью Классификатора. В список включена такая продукция, как жиры и рыбные масла, провитамины, витамины и их производные, зерновые продукты для завтрака, фруктозные сиропы, шоколадные изделия, белковые концентраты и различные пищевые добавки.

Штрафы при работе с маркировкой БАД

Так как маркировка биологически активных добавок становится обязательной, за несоблюдение соответствующего законодательства применяются штрафы. Нарушителей ждёт как административная, так и уголовная ответственность.

Правонарушение Административная ответственность Уголовная ответственность
Продажа БАДов без кодов маркировки
  • Для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
  • Для ЮЛ – от 50 000 до 300 000 рублей.
Также помимо денежного штрафа предусмотрена конфискация товара.
Отсутствие маркировки, совершённое в сговоре и в особо крупном размере До 1 000 000 рублей Лишение свободы до 5 лет
Производство, хранение, перевозка и приобретение с целью последующего сбыта или продажа поддельных кодов маркировки для БАДов. До 300 000 рублей Лишение свободы сроком от 3 до 6 лет.

С полным перечнем штрафов по маркировке БАДов можно ознакомиться в нашем материале.

Как подготовиться к маркировке БАДов

Если вы являетесь новым участником товарооборота БАДов, вам необходимо ответственно подойти к работе с товарами,требующими маркировки. Для этого необходимо выполнить несколько шагов.

Всем участникам рынка пищевых биологически активных добавок понадобится зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Для этого нужна квалифицированная электронная подпись (по Постановлению Правительства № 866), настройка рабочего места и покупка специального оборудования. Также необходимо подключить электронный документооборот для передачи необходимых сведений.

Получение КЭП и регистрация в системе «Честный ЗНАК»

Получение КЭП для обязательной маркировки БАДов и регистрация в системе «Честный ЗНАК» происходит следующим образом.

Первый шагоформление усиленной квалифицированной электронной подписи на имя директора организации или индивидуального предпринимателя. Её выдача осуществляется только в удостоверяющем центре ФНС России.

ГК «Астрал» поможет с ускоренным выпуском сертификатов УКЭП юрлица и ИП. Для получения рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Наши специалисты помогут сэкономить время на идентификацию, регистрацию в налоговой и настройку рабочего места.

Второй шаг – установка программного обеспечения для работы с КЭП. Понадобятся драйверы ключевого носителя, средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и плагин для браузера. Одним из самых популярных производителей таких программ является Российская компания КриптоПро.

Выбрать подходящую лицензию КриптоПро для маркировки БАДов рекомендуем в нашем интернет-магазине. Оставьте короткую заявку для бесплатной консультации специалиста.

Финальный шаг – отправка заявки на регистрацию в системе «Честный ЗНАК». Пользователю требуется перейти по этому адресу и выполнить проверку на соответствие. Сайт проведёт диагностику операционной системы, браузера, криптографического плагина и программного обеспечения. Потом зайти в личный кабинет с помощью сертификата электронной подписи и отправить заявление на регистрацию в системе. Срок рассмотрения заявление составляет до трёх рабочих дней.

Выбор оборудования для маркировки БАД

Оборудование для маркировки биологически активных добавок нужно выбирать исходя из своей роли, бюджета, потребностей, объёмов производства и продаж. Список устройств выбирается индивидуально для каждой компании, например:

  • Изготовителям БАДов обязательно понадобится принтер для печати этикеток.
  • Складам — терминалы сбора данных.
  • Магазинам — онлайн-касса с 2D-сканером.

Чтобы вести автоматизированный учёт, всем участникам рынка требуется установить товароучётную программу. Для обмена электронными документами с контрагентами понадобится заключить договор с оператором ЭДО.

Выбрать товароучётные программы, принтеры этикеток, а также современные модели 2D-сканеров или терминалов сбора данных рекомендуем в нашем интернет-магазине. В каталоге представлено необходимое оборудование и программное обеспечение для работы с маркировкой.

Подключение к ЭДО

Чтобы ваша работа с маркировкой соответствовала законодательству РФ и работала без перебоев, важно тщательно подойти к выбору оператора ЭДО. Оператор электронного документооборота – это специализированная компания или организация, которая:

  • Предоставляет услуги по обработке, передаче и хранению электронных документов для своих клиентов.
  • Обеспечивает безопасность и конфиденциальность информации.
  • Гарантирует соблюдение законодательства в области электронного документооборота.
  • Предоставляет техническую инфраструктуру для обмена документами.

Чтобы подключиться к ЭДО, необходимы выбрать надёжного оператора и заключить с ним договор. Более подробно о том, как его найти, разберём в следующей главе.

Как найти качественного оператора ЭДО

При его поиске рекомендуется учитывать несколько ключевых аспектов. Сначала обратите внимание на репутацию и опыт компании, а также на количество её клиентов. АО «Калуга Астрал» входит в перечень доверенных операторов ЭДО с 2012 года. Помимо электронного документооборота, предоставляет услуги в сфере электронной отчётности, электронной подписи, передачи фискальных данных и др.

Также обратите внимание на наличие всех необходимых сертификатов и лицензий для работы с электронным документооборотом у компании. Необходимо учесть технические спецификации системы ЭДО, включая скорость, надёжность и доступность технической поддержки при возникновении проблем.

Другим значимым аспектом может быть наличие дополнительных услуг, предлагаемых оператором ЭДО. Компании могут предлагать всевозможные варианты, начиная от автоматизации процессов и интеграции с другими системами до создания электронного архива документов.

Так, в качестве ЭДО АО «Калуга Астрал» предлагает использовать систему Доки. С помощью этого сервиса вы сможете в один клик отправлять все документы реализации из 1С. Происходит это за счёт интеграции Доки и программы для ведения бухгалтерии.

Также при использовании сервиса вы можете отправлять документы целым пакетом, электронно подписывать необходимые бланки, хранить и быстро находить всю необходимую информацию в облаке и многое другое

Главный плюс использования Доки – это возможность работы в веб-версии сервиса, которая позволит взаимодействовать с документами без привязки с 1С. Где бы вы ни находились, дома или в отпуске, вы с лёгкостью можете открыть базу на любом компьютере или смартфоне.

Доки поддерживает отправку и приём документов, содержащих информацию о товарах, которые подлежат маркировке и прослеживаемости. В веб-кабинете вы сможете найти любую документацию, отправленную и полученную за всё время работы.

Напоследок, не забывайте учитывать стоимость услуг ЭДО. Это может варьироваться в зависимости от объёма документооборота, количества пользователей и других дополнительных услуг.

Для новых клиентов Доки, ранее не использовавших сервисы ЭДО с контрагентами от АО «Астрал», при подключении услуг доступно спецпредложение – безлимитные отправки документов бесплатны со сроком 3 месяца. Такой формат подойдёт для небольших компаний и индивидуальных предпринимателей, которые работает с небольшим потоком документации.

Если же вы уже работали с сервисами ЭДО нашей компании, вам доступны другие предложения. Минимальный тариф составляет 1 500 рублей в год (все входящие документы бесплатно, входящие – 200 документов). Всего клиентам АО «Астрал» доступно 11 вариантов тарифов.

Более подробно обо всех тарифах ЭДО вы можете узнать здесь.

Автор Яна Иванова

Яна Иванова

8 мая 2024
9698
Узнавайте самые интересные новости первыми
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
Создайте машиночитаемую доверенность (МЧД) за 2 минуты. Работайте с доверенностями эффективно!
Скачайте программу Астрал Помощник
для подготовки ПК к работе с электронной подписью
Никаких скрытых платежей!
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

autohello-finger